Танзиля Байрамгулова
Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству и представляет собой значимую часть сознания, проявляющуюся в отношении к своему народу, истории, культуре, государству.
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества. Патриотическое воспитание должно стать одним из центральных направлений в работе с подрастающим поколением. Возникла реальная необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его вековым корням, к таким вечным понятиям, как род, родство, Родина.
Публикация «Экскурсия в музей как средство патриотического воспитания старших дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Музейная педагогика в детском саду
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Многогранное чувство патриотизма возникает в дошкольном детстве, когда закладываются основы ценностного отношения к окружающему миру. Работая с детьми дошкольного возраста, я, к сожалению, наблюдаю, что даже в этом возрасте дети не проявляют должного интереса к своей Родине. А ведь чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям: к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребенок, чему он изумляется, что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Любить Родину - значит знать ее, прежде всего свою малую Родину.
В этой связи огромное значение приобретает определение целей, задач, содержания и средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
К основным задачам патриотического воспитания старших дошкольников относятся :
формирование любви к родному краю (причастности к родному дому, семье, детскому саду, города);
формирование духовно-нравственных отношений;
формирование любви к культурному наследию своего народа;
воспитание любви уважения к своим национальным особенностям;
чувство собственного достоинства как представителя своего народа;
толерантное отношение к представителям других национальностей, к ровесникам, родителям, соседям, другим людям.
Патриотическое воспитание дошкольников должно решать широкий круг задач. Это не только воспитание любви к родному дому, семье, но и воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам отчизны, государственной символике, традициям государства, общенародным праздникам.
Методы воспитания дошкольников обеспечивают овладение ими знаниями о родном народе, его Родине и на этой основе - развитие национальных черт и качеств молодого поколения.
Достичь качественного уровня патриотического воспитания дошкольников нельзя без учета специфики отдельных регионов, их национальных особенностей.
Воспитание любви к Родине, к своей Отчизне - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Однако в значительной степени такая сложность возникает при попытке переносить на детей «взрослые» показатели проявлений любви к Родине.
Дошкольный возраст как период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым и относится чувство патриотизма.
Неисчерпаемая тема патриотического воспитания, в том числе и средствами музейной экспозиции - это Великая Отечественная война. Эта тема разрабатывалась мной, как раздел проекта по патриотическому воспитанию «Широка страна моя родная» В течение года проводилась целенаправленная работа, которая включала в себя тематические беседы «Этих дней не смолкнет слава», просмотр с детьми демонстрации парада с Красной площади, посвященного 70-летию битвы под Москвой, выпуск стенгазеты, посвященной ко Дню защитника Отечества, экскурсия к памятнику «Вечного огня», тематический вечер, посвященный Дню Победы, выставку детско-родительских рисунков «Россия непобежденная». Все эти мероприятия подготовили детей к посещению музея «Боевой славы» в СОШ № 22 г. Нижневартовска.
Цель посещения:
знакомить детей с историей Великой Отечественной войны;
воспитывать у детей чувство любви к своей Родине;
развивать любознательность, внимательность, наблюдательность;
формировать бережное отношение к истории своей страны и ее наследию;
развивать чувство гордости за свой народ, за его силу духа.
В музее дошкольники не только рассматривали книги и репродукции, открытки и картины, знакомились с материалами, подлинными предметами и вещами, фотографиями, но и многое смогли потрогать своими руками.
Все это, а также выработанные определенные правила общения и поведения в музее, зажгли в сердцах ребят искорки любви, уважения к истории нашей страны.
Экспозиции музея.
В музее размещены три постоянные экспозиции.
1. «Они сражались за Родину». Данная экспозиция знакомит с основными этапами Великой Отечественной войны:
«Вероломное нападение Германии на Советский Союз»,
«Разгром немецких войск под Москвой»,
«Сталинградская битва»,
«Курская битва»,
«Ленинградская блокада»,
«Безоговорочная капитуляция»,
«День Победы».
Здесь представлены фотографии, репродукции, отражающие события тех лет, ксерокопии документов той эпохи, предметы, имеющие отношение к ней (образцы военной формы, каски, снаряды, награды и т. п., книги о событиях Великой Отечественной войны.
2. «Никто не забыт, ничто не забыто». Экспозиция посвящена нашим современникам, ветеранам Великой Отечественной войны, живущим в Ново-Переделкино. Здесь представлены разнообразные фотоматериалы: галерея портретов ветеранов Великой Отечественной войны, фотографии, отражающие их жизнь. Учителями и учащимися школы ведется работа по сбору материалов, отражающих боевой и трудовой путь ветеранов Великой Отечественной войны, живущих в нашем районе.
3. «Традиции и обычаи хантов и манси». Экспозиции посвящены праздникам народов Севера: «Медвежий праздник», «Вороний день», «Праздник оленевода». Рассматривание иллюстраций с национальной одеждой.