МААМ-картинки

Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома»

Ирина Владимировна Дмитриева
Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников, через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству народных мастеров на примере хохломской росписи.

Задачи:

Познакомить детей с историей одного из народных промыслов России – хохломской росписью.

Привлечь внимание детей к русской народной культуре.

Публикация «Экскурсия в мини-музей „Золотая Хохлома“» размещена в разделах

Продолжать знакомство детей с традициями хохломской росписи («Пряник», «Травка», «Кудрина»).

Ход экскурсии.

Хохломская роспись по дереву – русский народный художественный промысел. Зародился он давным-давно, когда глухие керженские леса стали местом поселения людей, которые спасались от преследований грозного царя. Этих людей называли переселенцами или «утеклецами», т. е. беглецами. Они строили себе избы (дома, занимались охотой, ловили рыбу, вели хозяйство (фото №1, фото №2).

На новых землях люди были вынуждены заняться ремеслом, земли были неплодородными и урожая до весны не хватало. В их скитах (деревнях) появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Дерево рубили и обтёсывали топорами, распиливали на небольшие чурбаки-баклуши, специальным инструментом выдалбливали углублённые части предметов, а остальное доделывали ножом (фото №3).

Посуду вытачивали и на токарном станке. Станок был ручным, водяным или приводился в движение лошадью.

Деревянная посуда с самых древних времё н была у русского человека в большом употреблении: ковши в форме плывущей птицы, круглые братины, обеденные миски и ложки разных форм и размеров. Но пользоваться неокрашенной деревянной посудой было неудобно: древесина впитывает жидкость, быстро загрязняется. Заметили, что если намазать посуду маслом, то она легче моется, посуда дольше сохраняется. Тогда стали покрывать посуду олифой-вареным льняным маслом. Олифа покрывала поверхность непроницаемой плёнкой, которая сохраняла посуду от влаги. Жёлтая плёнка была очень похожа на золото. Так и появилась на крестьянском столе золотистая хохломская посуда.

Мастера так же писали иконы и миниатюры, т. е. небольшие картинки. Их роспись с растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. На тёмно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки.

Первоначально слово «хохлома» означало название одной из торговых деревень. Сюда мастера из окрестных деревень привозили свои изделия (фото №4).

Существует легенда, т. е. сказка о возникновении хохломы. Рассказывают, жил в давние времена в Москве мастер. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие керженские леса. Срубил он себе избу и стал заниматься прежним делом.

Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие рубили здесь и селились рядом.

Наконец, дошла слава мастера и до грозного царя, и повелел он отряду солдат найти и привести беглеца. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба художника. Сгорела изба, а самого мастера как не искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени и чернь пепелища. Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, видно не простой была кисть мастера – кисть из солнечных лучей.

Как же делают такую красоту?

Сначала изготавливают болванки из дерева (бьют баклуши). Затем из деревянных болванок вырезают посуду. Неокрашенную посуду называют «бельём». Чтобы изделие не дало трещины, его как следует просушивают, затем грунтуют (т. е. покрывают жидкой очищенной глиной). После этого снова сушат. Затем покрывают несколькими слоями олифы (варёное льняное масло, последний раз сушат. Затем их покрывают алюминиевым порошком. Именно после этого предметы приобретают зеркальный блеск и готовы к росписи.

Главные цвета – это красный и чёрный, но допускается много других цветов – коричневых, зелёных, жёлтых. Готовые изделия покрывают лаком и закаливают в печи. Именно в последний этап из «серебряной» посуды появляется «золотая».

Существуют разные виды орнамента.

«Пряник» означает, что внутри чашки или блюда изображены геометрическая фигура (квадрат или ромб, украшенная травой, ягодами и цветами.

«Травка» - узор из крупных и мелких травинок. Они напоминают осоку. Ещё этот орнамент называют «осочка». Она пишется красным и чёрным цветом.

«Кудрина» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне (фото №5).

В нашем музее представлены различные изделия хохломских мастеров : посуда, мебель, игрушки.

Прекрасным произведением является «братина». Название предмета рассказывает нам о древнем обычае, когда наши далёкие предки, готовясь к какому-то важному делу, собирались на общий пир – братчину, а в братине – округлом сосуде в форме горшка – подносили к столу праздничный напиток.

Хохломская ложка. Существует легенда про Семёна Ложкаря.

Сквозь сосновые боры и берёзовые долы пробирается тёмной змейкой речка Санахта, бежит торопится повидаться с соседом Керженцем. На холме, у реки, среди сосен вековых стоит изба Семёна Ложкаря. В избе берёзовая лучина (палочка) горит. Пока лучинка горит, Семён Ложкарь за работой сидит, топориком из берёзы ложки вырубает. Жена Катерина из ложки болванки нутро выбирает, а дочка Авдотка красу ложкам придаёт. Сидят на низеньких чурбаках – стульчиках, тихие разговоры ведут, а готовые ложки в плетёный короб кладут. Рано поутру прискакали солдаты к Семеновой избе, да в ставни (окна) постучали. Вышли из избы все трое и Семён Ложкарь, и жена Катерина с дочкой Авдоткой, встали тесным рядком и дивятся на незваных гостей. А царский слуга спрашивает: «Чей ты раб, как прозываешься и на какого господина работаешь?» Мужик ответил, что ничьим рабом не бывал, прозывается Семёном Ложкарём, работает на всех русских людей, что по Волге живут и едят не руками, а с кленовой и берёзовой ложки. А царский слуга говорит: «Был ты ничей, а теперь стал царским». И объявил грозный приказ о том, чтобы к концу зимы Семён Ложкарь сделал для царя сто сороков ложек кленовых, а берёзовых во сто раз больше. Так сказал приказчик Семёну Ложкарю, первому мастеру по деревянной ложке. Семён спокойно ответил, что наделать столько ложек нетрудно, лишь бы не подвела хвороба (болезнь, да хватило бы вокруг берёз и клёнов. Царские слуги ускакали, а Семён Ложкарь с того дня крепко за дело взялся и к концу зимы выполнил царский заказ по берёзовым и кленовым ложкам. Клёнов вокруг осталось мало, а березняк так поредел, что стали видны редкие поселения хлеборобов и звероловов, живших по соседству с Ложкарём. По последней зимней дороге приехали к Семёну царские слуги, пересчитали готовые ложки, погрузили на подводы и увезли к царю. В честь Семёна Ложкаря и назван город Семёнов, в котором есть фабрика хохломской росписи. Горожане даже поставили ему памятник (фото №6, а мастера сделали и расписали фигурки всей семьи Семёна Ложкаря (фото №7).

А эту игрушки вы все хорошо знаете. Слово Матрёшка происходит от слова Матрона – хозяйка, заботливая мать для своих детей. Первая Семёновская Матрёшка была сделана умелым мастером – АверьяномВагиным из деревни Мериново. Его сын принёс деревянную куклу, сделанную в другом городе. Она изображала человека с усами и бородой. Мастер решил сделать деревянную куклу из двух частей. Эта и была первая Семёновская Матрёшка. В основе композиции современной Семёновской Матрёшки является фартук, на котором рисуют букет красивых цветов. Художники используют в основном три цвета – красный, синий и жёлтый. Сначала рисуют тонкой кистью контуры лица, глаза, губы, затем окрашивают шарф на голове Матрёшки, юбку, фартук, рукава. Семёновская Матрёшка заметно отличается от Матрёшек других мастеров. Она может состоять из 15-20 куколок. На фабрике художественной росписи в городе Семенове была сделана самая большая Матрёшка, состоящая из 72 штук (фото №8, здесь же был сделан набор Матрёшек, посвящённый теме космоса. Они даже побывали в космосе – вот кто были первыми космическими туристами.

Хохломские росписи украшают предметы – чаши, ковши, вазы и т. д.

Пожеланием добра, благополучия и счастья с давних пор на Руси считались изображения цветущих кустов и плодов. Эту прекрасную традицию сохраняют сегодня хохломские художники, украшая обычные предметы нарядной росписью. И с ними в наш дом приходят красота и радость, которые щедро дарят нам мастера промысла.

Публикации по теме:

Конспект образовательной деятельности по познанию в средней группе «Экскурсия в мини-музей «Пернатые друзья»Конспект образовательной деятельности по познанию в средней группе «Экскурсия в мини-музей «Пернатые друзья» Цели: • Закрепить знания детей о птицах (внешний вид, способ питания зимой); • Познакомить детей с деятельностью в мини - музее. Задачи:.

Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Конспект ООД «Экскурсия в мини-музей «Красна изба» с детьми старшей группы Цель: познакомить детей с историей русского народа: с бытом,.

Конспект праздника-развлечения «Золотая Хохлома» Программное содержание. 1. Расширять представления у детей о народном промысле. Уточнять представления детей о хохломском искусстве 2. Учить.

Конспект занятия по декоративному рисованию «Золотая Хохлома» Конспект занятия по декоративному рисованию в подготовительной группе «Золотая Хохлома» Программные задачи: 1. Учить детей самостоятельно.

Мини-музей «Золотая Хохлома» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №6 «Солнышко». Мини – Музей «Золотая Хохлома» (старший дошкольный.

Экскурсия в мини-музей нашего детского сада-фотоотчетЭкскурсия в мини-музей нашего детского сада-фотоотчет Экскурсия в музей детского сада Музейные экскурсии представляют собой самую распространенную группу экскурсий. Музей приобщает ребенка к.

Экскурсия в мини-музей «Не золотое, а простое!» для детей среднего дошкольного возрастаЭкскурсия в мини-музей «Не золотое, а простое!» для детей среднего дошкольного возраста Введение: Музей является центром приобщения дошкольников к духовным ценностям; новым интересным для познания и освоения про странствия,.

Экскурсия в мини-музей «Русский быт»Экскурсия в мини-музей «Русский быт» Цель: Знакомство с мини – музеем «Русский быт» Задачи: Обучающие: Формировать знания детей о предметах русского быта и их назначении. Развивающие:.

Занятие «Золотая хохлома»Занятие «Золотая хохлома» ГБОУ школа № 830 Дошкольное отделение «Умка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в старшей группе «Золотая хохлома роспись.

Золотая хохлома. Аппликация во второй младшей группе.Золотая хохлома. Аппликация во второй младшей группе. Я люблю яркие работы. В этом возрасте, мне кажется, они и должны быть такими. Детям должно быть интересно. Как нельзя лучше для этого подходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома»
Опубликовано: 12 января 2017 в 14:27
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экскурсия в мини-музей «Золотая Хохлома»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Владимировна Дмитриева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Папки-передвижки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД