неля самойлова
Экскурсия в лес на Лысую гору (подготовительная группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №39 «Солнышко» г. Феодосии Республики Крым»
Экскурсия
на гору Лысая
Разработала и провела
старший воспитатель
Самойлова Нионила Григорьевна
2017г.
Ход экскурсии
Воспитатель: Ребята! Нам пришло письмо по почте от лесника. (Читает письмо).
Публикация «Экскурсия в лес на Лысую гору (подготовительная группа)» размещена в разделах
- Горы. Знакомим детей с горами
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
«Здравствуйте, ребята! Я приглашаю вас на экскурсию в наш лес. Лесной воздух полезен для здоровья. Это дом для животных, птиц, насекомых. Дом отдыха для уставших людей. Лес нужно беречь. И я прошу вас не мусорить в лесу, не разводить костры, не разорять птичьи гнезда и муравейники, не вырезать надписи на деревьях. До свидания. Ваш Андрей Иванович!»
Воспитатель: Мы пойдем в лес, зайдем в гости к Андрею Ивановичу и полюбуемся красотой весеннего леса. А еще, давайте возьмем с собой корзинки, чтобы собрать ягоды, шишки, листочки, иголки и шишки сосны, сухие ветки для поделок, растения для гербария.
Выходим за территорию детского сада.
Воспитатель: Ребята, а давайте вдохнем поглубже сельский воздух, запомним какой он и сравним его с лесным, когда придем в лес.
Подходим к домику лесника, где он встречает детей. Дети здороваются с лесником и просят рассказать его о своей работе. Рассказ лесника. Дети благодарят лесника и прощаются с ним. Воспитатель приглашает детей продолжить путешествие. Заходят в лес.
Воспитатель: Посмотрите, как красив весенний лес: трава зеленеет, бабочки порхают, пчелы жужжат, птицы поют. Давайте послушаем пение птиц.
Воспитатель: Ребята, какие птицы живут в нашем лесу, назовите их. (соловей, черный дрозд, сойка, дятел и др.).
Воспитатель: Многие поэты и писатели воспевали красоту леса. Послушайте отрывок из стихотворения Алексея Толстого
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет;
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет;
Идут дальше. Подходят к поляне.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, какая красивая поляна. А какие цветы вы видите? (Называют цветы – ирисы, одуванчики, пастушья сумка).
Воспитатель: А теперь давайте поиграем
Подвижная игра «Ручейки и озера».
Воспитатель: А теперь садитесь на подстилки, отдохнем. Ребята вы знаете, что наш лес находится на горе. А кто помнит как называется гора. (Лысая гора).
Воспитатель: Я вам сегодня расскажу легенду о том, как появилась эта гора.
Легенда о лысой горе.
«Родник Святославы»
Когда-то давно Кафа была центром работорговли всего Чёрного моря. Сюда свозили невольников и невольниц из всех соседних земель. Правил Кафой старый и очень жестокий хан Ахмед-Назы. Давно уже не ходил он в военные походы, не тревожил соседей. Просто жил в своём дворце, пил вино и наслаждался женщинами, которых ему привозили отовсюду. Надо сказать, хан прекрасно разбирался в женской красоте и, несмотря на годы, был большим сластолюбцем.
Особенно ему нравилась одна невольница. Родом она была с Руси, и звали её Святослава. Девушка и впрямь была хороша: длинные светлые волосы, голубые глаза, румяные щёки, стройный стан. Хан не мог налюбоваться ею. Просто смотрел на нее и всё, дальше дело не заходило, гордая красавица одним своим взглядом останавливала старого хана.
Вызывал по вечерам хан Святославу в свои покои и слушал, как она пела. Пела и на гуслях играла. Теплело на сердце у хана, отдыхал он душой.
Святослава пришлась по сердцу не только Ахмед-Назы, но и всем обитательницам гарема. Для каждой невольницы находилось у неё слово утешения.
И вот однажды замыслила гордая Святослава побег, задумала себя и девушек гарема освободить из неволи. Пришла вечером к хану, усыпила его, как всегда, своими песнями и игрой на гуслях, а потом вытащила ключи от гаремной двери (давно она уже заприметила, где хан их прячет). Открыла Святослава двери, выпустила девушек, велела им бежать, а сама осталась, решила двери закрыть, чтобы стражу задержать…И попалась в руки ханских воинов.
Привели Святославу к хану. Тот рассвирепел. Сказал, чтобы выбирала – или брачное ложе с ним или темница навек. Конечно, Святослава выбрала темницу.
Заточили её глубоко в подземелье, в маленькую камеру, где не видно было ни солнца, ни неба, ни моря, только маленький родник журчал около стены.
Долго сидела в камере Святослава, одиноко ей было и грустно. Начала она разговаривать с родником, как с живым. Рассказывала ему о Родине, о семье, о любимом, который остался так далеко и, наверное, уже и думать забыл о ней. Рассказывала и плакала, роняя слёзы, которые смешивались с родниковой водой.
Много времени прошло. И вот, хан открыл дверь камеры…Открыл и отшатнулся. Не гордая красавица смотрела на него, а тень, измождённая старуха. Плюнул тогда хан на землю и закрыл дверь камеры, а воин приказал утопить Святославу на рассвете в море.
Заплакала Святаслава, поняла, что страшной и старой стала. Решила напоследок умыться она водой из родника. Умылась и заснула.
Утром стражи хана, отворив дверь, обомлели. Перед ними стояла красивая молодая девушка, румяная и свежая, с длинными, почти до земли волосами. Не решились они такую красоту со скалы бросать, а обо всём подробно доложили хану.
Ахмед-Назы понял, что чудодейственная сила в роднике скрыта, вбежал в камеру, оттолкнул стражу и стал жадно пить. И не смог оторваться до тех пор, пока не стал страшной, лысой горой, противной всем в округе. Только родничок весело журчал у её подножия…
С тех пор, туристы приезжают в Феодосию не только ради чистого моря и горячего южного солнца. Спешат они к роднику, чтобы испить чистой минеральной водички, которая, по легенде, дарует здоровье, молодость и красоту людям с открытым сердцем и чистой душой.
Воспитатель: Вот такая красивая легенда. А еще у горы есть другое название Паша-Тепе, с крымско-татарского «князь-гора»
Идут дальше. Останавливаются на тропике и воспитатель предлагает отгадать к какому дереву они сейчас пойдут.
Воспитатель:Если бы деревья умели разговаривать, то это дерево представилось бы так: «У меня длинней иголки, чем у елки». Догадались ли вы, как зовут это дерево? (Ответы детей). Это сосна. Сосна и ель похожи друг на друга. Чем? (Ответы детей). У них есть иголки и они круглый год зеленые. А чтобы никогда не путать эти два дерева, запомните приговорку:
Елочка – короткая иголочка.
Сосна – игла длинна.
Взгляните на эти деревья.
Сосна верная помощница человеку. Она дарит нам свою красоту, чистый воздух, древесину, даже лекарства. Так и осталась бы наша Лысая гора навсегда лысой и заросшей сорной травой, если бы на помощь не пришли сосны. Высадили сосны на склонах горы умные и трудолюбивые люди, и теперь мы имеем возможность отдохнуть в тени этих деревьев, подышать свежим воздухом, пропитанным ароматами сосновой хвои, которые называются фитонциды. Давайте подышим сосновыми фитонцидами.
Весной во время цветения на кончиках сосновых веток появляются почки, покрытые желтой пыльцой. Через год на этом месте вырастет зеленая плотно сжатая шишка. Пройдет еще полгода, и только тогда шишка раскроется.
Из упавших шишек высыпаются на землю семена. Весной из семечка появляется росток длиной с мышиный хвостик, и на вершинке его несколько нежных иголочек. Пройдет много лет, пока этот росток превратится в большое дерево. Долго растет сосна.
Вы-то, конечно, не станете срывать шишки с дерева.
Давайте поиграем.
Физминутка «Сосна»
Дети берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится ведущий – сосна.
Мы посадим сосну –
(Все ходят по кругу вокруг «сосны»)
Вот, вот! (Присесть)
Пускай наша сосна (Медленно встать)
Растет, растет!
Вырастай ты, сосна, (Поднять руки вверх)
Вот такой вышины;
Вырастай ты, сосна, (Развести руки в стороны)
Вот такой ширины.
Вырастай ты, сосна, (Делают «пружинку»)
В добрый час!
Потанцуй, Сережа (имя водящего, (Хлопают в ладоши)
Покружись для нас! (Ведущий танцует, кружится)
А мы с этой сосны
Шишки срывать будем. (Приближаются к ведущему)
От нашего Сережи (Стараются дотронуться до ведущего)
Убегать будем! (Дети убегают, ведущий их ловит)
Вы-то, конечно, не станете срывать шишки с дерева.
А почему? Кому очень нужны шишки? (Ответы детей). Шишками, почками и хвоей, питаются многие птицы, а еще белки.
С давних времен использовали люди сосновую древесину. Как вы понимаете слово «древесина»? (Ответы детей). Древесиной называют спиленное дерево. Из сосновой древесины делают мебель, музыкальные инструменты, поделки. Вот эта рамка для картины сделана из сосновой древесины. В давние времена из древесины сосны делали царские терема, церкви, колодцы, мельницы, посуду. А еще корабли.
Еще люди использовали смолу сосны, как клей и как смазку.
Из сосновой хвои, почек и шишек делают лекарства, помогающие победить болезни.
Еще сосну можно назвать новогодним деревом. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Сосну часто наряжают к празднику Нового года.
Под соснами растут грибы, на ветвях сосен гнездятся птицы, белки устраивают в дупле сосны свои дома. И птицам, и зверям, и растениям, и человеку служат сосны. А взамен просят только одного: не обижать их, не ломать веток.
Подходят к кустарникам боярышника и шиповника. Воспитатель предлагает вспомнить как называются кустарники и какими лечебными свойствами они обладают. (Ответы детей).
Идут на смотровую площадку, где любуются видом на город Феодосию.
Воспитатель: Ребята я предлагаю собрать природный материал, который пригодится нам для изготовления различных поделок. (Дети собирают иголки сосны, упавшие веточки, шишки).
Воспитатель: Молодцы! Очень много собрали природного материала. Мы долго гуляли по лесу, увидели и узнали много интересного. Нам пора возвращаться в детский сад.