Любовь Астафьева
Конспект экскурсии в лес «Явления живой природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели деятельности педагога: продолжать знакомить с явлениями живой природы и их взаимосвязью с неживой природой; учить устанавливать связь между человеком и природой; развивать наблюдательность, любознательность; закрепить правила поведения в природе.
Задачи:
1. Продолжать формировать умение распознавать наиболее характерные явления живой природы.
2. Развивать умение детей называть приметы осеннего периода времени.
3. Воспитывать любовь к родной природе.
Материалы и оборудование: кормушки, ленточки разного цвета, плакаты с изображением правил поведения в природе.
Ход образовательной деятельности
1. Вступительная беседа в лесу
Воспитатель. Чем отличается лес от жилых улиц?
Дети. В лесу нет домов, там растут деревья, кустарники, травы, цветы, птицы вьют гнёзда.
Воспитатель. Для чего нужен лес?
Дети. Чтобы люди отдыхали, птицы строили гнёзда, выводили потомство.
Воспитатель. Какие природные явления происходят в живой природе осенью?
Дети. Люди собирают урожай, листья и травы желтеют и вянут, птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края, одни животные готовятся к спячке (ёж, барсук, медведь, другие заготавливают корм на зиму (мыши, суслики, белки).
Воспитатель. Что происходит с природой зимой?
Дети. Растения отдыхают, насекомые спрятались от мороза в щели и норы, звери, которые не легли в спячку (волк, лиса, заяц, лось, кабан, добывают пищу, некоторые птицы из леса прилетают ближе к людям.
Воспитатель. Как человек помогает животным и растениям перенести холодное время года?
Дети. Люди развешивают кормушки для птиц, в лесу лесничий подкармливает копытных животных сеном и зерном, потому что зимой кормов мало, в холод они могут погибнуть.
Воспитатель. Как неживая природа заботится о растениях?
Дети. Снег укрывает ветки деревьев и корневую систему всех растений, весной, когда он растает, будет много влаги.
Воспитатель. Как влияет наступление весны на животный и растительный мир?
Дети. Весной природа просыпается, у зверей происходит линька шерсти, вокруг появляется первая зелень, возвращаются птицы из дальних стран.
Воспитатель. Перечислите правила поведения в природе.
Дети показывают плакаты:
ЗАПРЕЩАЮЩИЕ
правила поведения в природе:
- в лесу не кричать;
- не рвать растения охапками;
- не разводить костры;
- не топтать растения;
-не разорять жилища животных;
- не ловить птиц и насекомых РАЗРЕШАЮЩИЕ
правила поведения в природе:
- подкармливать животных;
- сеять травы;
- ухаживать за растениями;
- следить за чистотой леса;
- оберегать места гнездования;
- огораживать муравейники
Воспитатель. Что происходит в живой природе летом?
Дети. Теплу рады все: у животных появляется потомство, растения цветут и приносят плоды, люди трудятся в садах и огородах, отдыхают.
Воспитатель. Что влияет на рост растений и жизнь животных?
Дети. Солнце, воздух, вода.
Воспитатель. Как влияет неживая природа на растения и животных?
Дети. Они взаимосвязаны друг с другом: если не будет тепла, света, влаги, всё живое погибнет.
2. Практическая часть
Игра «Найди дерево»
Воспитатель называет дерево или кустарник, дети его находят и привязывают к стволу (к ветке) ленточку (к кустарнику – красного, к дереву – зелёного цвета).
Игра «Кто назовёт больше явлений природы»
Ведущий называет время года, дети перечисляют явления, происходящие в это время.
Задание «Помоги птицам».
Дети развешивают кормушки, вспоминают правила поведения у мест гнездования.
3. Творческая работа
Выполняется после экскурсии.
Воспитатель. Нарисуйте свои впечатления от экскурсии, отметьте в своих работах взаимосвязь живой и неживой природы.
4. Итог образовательной деятельности.
– Подведём итоги. Живая и неживая природа взаимосвязаны друг с другом. Что необходимо делать, чтобы сохранить природу? (Чтобы сохранить живую природу, надо соблюдать правила поведения в природе.) Что даёт нам природа? (Живая природа нас лечит, кормит, учит.)