Оксана Погорелова
Вариативные формы в системе патриотического воспитания. Конспект занятия в подготовительной группе «В комнату кубанского быта»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель МБДОУ д/с №12 Погорелова О. В.
Подготовительная группа
Программное содержание: рассмотреть традиционную народную культуру Кубани, раскрыть образ жизни кубанцев, их быта; воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа; сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода, предметах одежды; воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность.
Публикация «Вариативные формы в системе патриотического воспитания, Конспект занятия в подготовительной группе „В комнату кубанского быта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: Комната кубанского быта – макет двора казака, лавка, стол, комод, сундук, макитра, глечик, ложки, рушники, вышитые хусточки, бочонок, горшок, утюг, керосиновая лампа, чугунки, шкатулка, прялка, икона, веретено, костюм казака и казачки.
Ход экскурсии:
Воспитатель : Человек без Родины, что соловей без песни. У каждого народа есть своя душа – вера, язык, традиции, праздники, обряды, песни и танцы. Пока жива душа народа – жив и сам народ. Из поколения в поколение передавались нам традиции от наших любимых бабушек, прабабушек, дедушек и прадедушек, но самое главное все, что создавалось веками, не забыто.
Сегодня я приглашаю вас, ребята в наш мини музей «Комнату кубанского быта». Для того чтобы понять, как жили раньше наши предки.
Воспитатель : А скажите, пожалуйста, что такое музей?
Ответы детей:
Воспитатель : Правильно! Это место, где собраны экспонаты, рассказывающие о прошлом. Экспонаты нашего музея рассказывают о культуре и быте кубанцев.
Музеи бывают разные, в зависимости от экспонатов, которые там демонстрируются: исторические, краеведческие, биологические, археологические. Пока существуют музеи, будут жить в памяти и события истории, и имена великих людей. Молодое поколение будет с гордостью идти в будущее, зная прекрасную и славную историю своей Родины.
Воспитатель : Послушайте, пожалуйста, как красиво о нашей родине писала поэтесса Светлана Донченко.
«КУБАНЬ МОЯ»
Кубань родная, нежно воспеваю
Великую красу твоей земли!
Земли святой от края и до края!
Моря, леса, поля, мой край, твои!
Здесь небо над тобой светлей и выше
И звёзды светят ярче и луна…
Никто на свете краше не отыщет.
Тобой гордится целая страна!
Твои поля пшеницы колосистой,
Твои сады, твой сладкий виноград.
На пьедестал всё будет возноситься,
Сверкая ярким золотом наград!
Пою тебе любовь свою большую,
И музыка звучит в душе моей…
Кубань моя, душою всей прошу я
Цвети, родная, с каждым днём сильней.
Воспитатель : Основным типом казачьего жилища Кубани была так называемая круглая хата. Дом казака устраивался обыкновенно в две комнаты. Крыша из камыша, соломы, иногда железа. Дом обязательно обмазывался глиной и белился. Издавна повелось в станице - каждый молодой хозяин строил себе хату. Посмотрите на макет двора казака. Усадьба огорожена плетёной изгородью. В подворье находились колодец, летняя печь, сараи, помещение для скота, «погребник». Украшением построек служили карнизы, наличники с резьбой.
Воспитатель : Ребята, а теперь давайте заглянем в хату (экспонаты комнаты кубанского быта). Из мебели в ней лавки, стол, комод и сундуки. Хату украшали рушниками, их вешали у икон, на стенах, у дверей. Большое значение в быту имели вышитые хусточки – ручная вышивка платков. Их использовали при обряде помолвки и на свадьбе, при проводах казака на службу. Вещи долго берегли, передавая из поколения в поколение.
Воспитатель : Давайте посмотрим на стол. Перед вами предметы быта. Рассмотрите их. Это ложки, бочонок, макитра - горшок для приготовления и хранения хлеба, глечик – емкость для молочных продуктов, утюги разных моделей, керосиновая лампа, чугунки, шкатулка.
Воспитатель : А сейчас я покажу вам то, без чего не обходилась ни одна кубанская женщина, без прялки и веретена. (показывает экспонат)
Воспитатель : Это древнейшее орудие женского труда. На них пряли пряжу, а затем ткали ткань. В прежние времена девочку сажали за прялку с 7 лет. Она должна была напрясть и наткать столько, чтобы хватило на приданное и на подарки родным.
В казачьей хате всегда был красный угол (святой) где висели иконы, которые передавались по наследству, от бабушки к внукам. Казаки соблюдали основные церковные праздники, регулярно посещали церковь. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работал в поле, добывал пищу для семьи, а самое главное – охранял границу от врагов.
Воспитатель : Посмотрите, какой он носил красивый костюм. На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевал рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи накидывал теплую бурку. Кинжал и сабля подвешивались к поясу казака. Его жена, казачка, занималась дома по - хозяйству. Женский костюм состоял из юбки и кофты, так называемая «парочка». Шился костюм из шёлка, шерсти, бархата, ситца. Кофты были разнообразных фасонов: приталенные, по бедрам с оборкой, рукав длинный, у плеча, гладкий или сильно присборенный, на высоких узких манжетах, воротник «стойка». Нарядные блузки украшались тесьмой, кружевом, бисером. Юбки любили шить пышными, мелко собранными у пояса из семи полосок, каждая шириной до метра. Юбка внизу украшалась кружевом, оборками. Нижняя юбка – обязательная принадлежность женского костюма. Шилась из тонкой белой ткани с вышивкой. Это был костюм казачки в праздники, и казачки любили пощеголять. На голову надевали шелковые платки; на ногах – полусапожки; обязательно - золотые кольца, бусы, серьги.
(Дети рассматривают костюмы казака и казачки)
Воспитатель : Из спокон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша.
Давайте послушаем казачьи песни.
Физкультурная минутка.
Включить диск с записью кубанских казачьих песен, дети танцуют.
Воспитатель : В заключении, ребята, я хочу сказать вам, что очень важно знать и помнить кто вы, и откуда вы родом, знать своею историю, свое прошлое. Ведь без прошлого, будущее невозможно.
Воспитатель : А сейчас, ребята, я хотела бы послушать вас. Что же нового вы узнали из нашей экскурсии?
Ответы детей:
Воспитатель : Расскажите о своих впечатлениях, об экскурсии.
Ответы детей.
Воспитатель :
Пока жива людская память
И каждый день прошедший свят
Жива история Кубани!
Кубань - цветущий вечно сад.
(С. Хохлов)