Анастасия Балакина
Конспект совместной деятельности «Экскурсия на метеорологическую станцию «Златоуст»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности
«Экскурсия на метеорологическую станцию «Златоуст»
Цель: познакомить детей с работой на метеорологической станции, изготовить снегомерную рейку для измерения высоты снежного покрова.
Задачи:
1. Закреплять знания о явлениях погоды;
2. Закреплять знания о достопримечательностях Златоуста;
Публикация «Конспект совместной деятельности „Экскурсия на метеорологическую станцию „Златоуст“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Метеоролог. Конспекты занятий
- Погода и природные явления
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
3. Познакомить с названиями улиц им. Ленина и им. Бушуева;
4. Обогащать знания о метеорологических приборах и метеорологической станции;
5. Обогащать активный словарь: метеорология, метеоролог, обсерватория, снегомерная рейка;
6. Побуждать действовать в команде для получения общего результата;
7. Совершенствовать умение аккуратно пользоваться краской.
Предварительная работа: рассматривание альбомов с видами Златоуста; беседа о явлениях погоды; наблюдения за изменениями погоды.
Материалы: медиаустановка, презентация, фотографии, деревянная рейка высотой 120 см, акриловая краска.
Ход совместной деятельности:
- Ребята, вчера вечером, когда мы с вами пошли домой, начался снегопад. Какой был снегопад? (ответы детей) А я сфотографировала его. Хотите посмотреть фотографии? (презентация слайд 1)
Снег падал так долго, что сегодня нашу площадку не узнать. (презентация слайд 2,3) И у меня возник вопрос: как измерить сколько снега выпало? (ответы детей, презентация слайд 4) А хотите ли вы точно знать как измеряют снег? Представляете, друзья, я знаю, кто нам сможет помочь узнать все точно. Хотите отправиться в путешествие? Обещаю, это будет интересно (ответы детей) Тогда мы с вами отправляемся на городскую метеорологическую станцию «Златоуст» (презентация слайд 5). Кто знает, что изучает наука метеорология? (ответы детей) Слово «метеорология», ребята состоит из двух частей – «метеорос», что означает небесный, и «логия», что означает наука (презентация слайд 6) Итак, кто догадался, что изучает наука метеорология? (ответы детей) Вот такой путь нам нужно проделать, чтобы попасть на метеорологическую станцию «Златоуст» (презентация слайд 7). Путь нам предстоит не близкий, так что нужно размяться перед дорогой. Вставайте как вам удобно и повторяйте за мной (презентация слайд 8)
Люблю по городу гулять - шагать на месте
Люблю смотреть, люблю считать – руки к глазам, сгибать и разгибать пальцы
Раз – Мемориал, - загнуть большой палец
Два – это наш Вокзал, - загнуть указательный палец
Киалим, Тесьма и Ай - загнуть оставшиеся пальцы
Рек бездонных наших край. – развести руки в стороны
Косотур и Уреньга - - загнуть пальцы на другой руке
Горы наши хоть куда. – выставить большие пальцы вверх
А за ними, возвышаясь,
Гребень Откликной стоит - развести руки в стороны
И вершина Таганая - соединить руки над головой
Путников к себе манит - движение руками к себе
На самом деле, ребята, снег засыпал дорогу так сильно, что нам не пройти. Но я уже побывала на станции и могу вам показать как это было. Сегодня у нас будет виртуальная экскурсия. Вы готовы? Тогда рассаживайтесь удобнее и смотрим внимательно, вас ждут задания (презентация слайд 9)
(Текст фильма)
Итак, мои маленькие друзья. Наше путешествие мы начнем с городской площади. Подскажите, памятник кому установлен на главной площади нашего города? (фотография) Кто сказал Павлу Петровичу Аносову? Вы – молодцы. С этим именем мы сегодня еще встретимся, а сейчас отправляемся в путь.
Сейчас мы двигаемся по улице имени Ленина. Но давным – давно, когда мастера Златоуста только учились искусству гравюры на стали, эта улица называлась Большая Немецкая. Может, кто-то знает почему она так называлась? (ответы детей) Потому что секретами этого искусства в те далекие времена лучше всех владели именно немецкие мастера и учили всему, что знают наших мастеровых. А жили эти почти волшебники именно на этой улице, поэтому она и называлась – Большая Немецкая. Двигаясь по этой улице, мы видим достопримечательности нашего города. Чтобы вы не скучали, предлагаю сыграть в игру «назови правильно» (фотографии)
Надеюсь, вы отлично справились. Но больше, чем уверенна об этом памятнике вы не слышали. Или слышали? Тогда вам задание: спросить у родителей, что они знают об этом памятнике и рассказать ребятам в группе. А я сворачиваю на улицу имени Бушуева. Кстати. В те далекие времена она называлась Малая Немецкая. И пока мы поднимаемся, я вам расскажу о метеостанции «Златоуст».
Что такое метеорологическая станция? Это специальное место для постоянного наблюдения в окружающей нас среде. Все наблюдения ведут метеорологи – они знают специальный шифр, с помощью которого тайные знаки превращаются в понятные нам слова.
Наша метеорологическая станция «Златоуст» одна из старейших на Урале и в России. В те давние времена главным городом России был Петербург, и оттуда пришло письмо с распоряжением устроить площадку для магнитных и метеорологических наблюдений. И вот горный начальник Златоустовских заводов – Павел Петрович Аносов, организовал такую магнитно-метеорологическую обсерваторию в Златоусте. Сначала ее разместили в здании, где до этого была позолотная мастерская, но позже для нее было выстроено специальное здание на возвышенной площадке. А вот когда ваши бабушки и дедушки были маленькими, обсерваторию перенесли во второй раз на еще более высокую площадку и именно туда мы направляемся.
Все полученные данные заносились в специальный журнал наблюдений, делались рисунки природных явлений. Ребята, а какие вы знаете природные явления? (фотографии) Я вас, может быть, сейчас удивлю, но говорят, что в этих журналах есть зарисовки полярных сияний наблюдавшихся в Златоусте.
Ну вот, неутомимые наши путешественники, мы и добрались до метрологической станции «Златоуст». Отсюда открывается замечательный вид на наш город. это действительно одна из высоких площадок. А за горой, которая называется Косотур, находится наш родной район Железнодорожного вокзала.
Вот так выглядит метеорологическая площадка. Здесь находятся разные приборы, которые помогают метеорологам провести наблюдения погоды, явлений, различных событий в окружающей нас среде и дать прогноз, что нас ожидает.
Дорогие ребята, я сегодня не просто так оказалась на станции. Я пришла в гости к хозяйке метеорологической станции «Златоуст» Елене Вячеславовне. И вот она нам и расскажет, как нам измерить сколько снега выпало за зиму.
- Здравствуйте ребята. Для этого у нас существует прибор. Называется он снегомерная рейка – это очень большая линейка с метками. Посмотрите, есть рейки которые всегда стоят на одном месте и ими измеряют общее количество выпавших осадков. А есть переносные рейки, которыми измеряют количество осадков за какой-то промежуток времени. А измеряют вовсе не снег, а высоту снежного покрова.
Друзья, мы проделали долгий путь и нашли ответ на вопрос, чем измерить высоту снежного покрова. Можем возвращаться обратно в детский сад.
Вот в таком чудесном месте мы с вами сегодня побывали. Посмотрите внимательно еще раз как выглядит снегомерная рейка. (презентация слайд 10)
Чем измеряют высоту снежного покрова мы узнали, а как же нам измерить высоту снежного покрова на нашей площадке? (ответы детей) Конечно, такой прибор мы можем сделать сами. Что нам для этого нужно? (ответы детей) У меня как раз есть длинная рейка и специальная краска. Чтобы прибор был точным нужно сделать все правильно. Давайте разомнем наши руки.
Пальчиковая гимнастика (выполнять движения по тексту) :
Размешаю краску я,
Ярко-ярко красную.
Кисти в краску я макну,
Капли лишние стряхну.
Что за рейка тут видна?
Станет прибором она.
Потихоньку, осторожно
Обведу все метки я.
До чего ж прибор наш точный!
Нужно снег измерить срочно!
Ну вот, можно приступать к делу. Работать нужно дружно и аккуратно, чтобы метки не растеклись и измерения были точными. Каждый из вас сейчас выберет, где он обведет метку. И приступайте к выполнению задания (презентация слайд11)
Замечательный у нас получился прибор. Кто подскажет, что мы с вами сегодня смастерили? (ответы детей) А кто запомнил, где мы побывали? (ответы детей) Ребята, во время экскурсии я дала задание и для ваших родителей. Фотографию памятника мы поместим в родительский уголок, а вы вспомните, о чем нужно спросить родителей. Договорились?
Ну что, друзья, пора испытать нашу снегомерную рейку в деле. Собираемся на прогулку и узнаем, на каком участке самая большая высота снежного покрова. (презентация слайд 12)
Список использованной литературы:
1. Большая советская энциклопедия: https://bigenc.ru/ - электронная версия;
2. Э. Леонович, А. Козлов, «МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ "ЗЛАТОУСТ"» : Златоуст. Златоустовская энциклопедия. https://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?1733- электронный текст;
3. Метеостанция Златоуст, Энциклопедия Челябинской области: https://chel-portal.ru/encyclopedia/meteostanciya-zlatousta/t/10547 - электронный текст.