Надежда Грязева
Патриотическое воспитание старших дошкольников. Экскурсия на Мемориальный комплекс «Никто не забыт, ничто не забыто»
Экскурсия на Мемориальный комплекс
"Никто не забыт, ничто не забыто»
Воспитатель: Грязева Н. В.
Цели:
•познакомить детей с Мемориальным комплексом "Никто не забыт, ничто не забыто;
•рассказать о том, что Мемориал Славы – это святое место в поселке;
•закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину советские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.
Публикация «Патриотическое воспитание старших дошкольников, Экскурсия на Мемориальный комплекс „Никто не забыт, ничто не забыто“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Старшая группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2014
•воспитывать у детей любовь и уважение к героям, павшим за нашу Родину и чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них; воспитывать патриотические чувства детей.
•обогащать словарный запас детей.
Предварительная работа: рассказы и чтение художественных произведений для детей о советских воинах, о военных событиях; экскурсия в исторический и краеведческий музеи; встреча с ветеранами; рассматривание иллюстраций и фотографий о прошедшей войне.
Беседа перед экскурсией: Сейчас мы пойдем на экскурсию. Многие не вернулись с войны, они погибли ради того, чтобы нам с вами хорошо жилось, чтобы на земле был мир. Все люди помнят погибших во всех уголках мира – в городах и селах есть священные места: обелиски и памятники, куда приходят люди для того, чтобы почтить память героев, возложить цветы. У нас в поселке тоже есть такое святое место – это Мемориальный комплекс "Никто не забыт, ничто не забыто. Во время экскурсии нельзя кричать, бегать. Там нужно вести себя спокойно.
ХОД ЭКСКУРСИИ.
/Воспитатель подводит детей к Мемориальному комплексу "Никто не забыт, ничто не забыто»/
Воспитатель: Дети, как называется место, куда мы пришли?
Дети: Мемориал Славы.
Воспитатель: Расскажите, зачем был создан этот мемориальный комплекс?
Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: За всю многовековую историю нашей страны не раз на её долю выпадали большие испытания. Но самыми тяжёлыми из них были войны, в которых нам приходилось отстаивать независимость своей Родины. Последней из войн была Великая Отечественная
война. Эта война стала величайшей трагедией и испытанием сил каждого советского человека. В посёлке в память о героях Великой Отечественной войны и погибших детях сооружен мемориальный комплекс "Никто не забыт, ничто не забыто" (открыт в год 40-летия Победы).Благодарные жители, создали этот мемориальный комплекс – святое место нашего поселка. Ребята, посмотрите, что находится на Мемориальном комплексе славы?
Дети: Огонь, памятники, танк, самолет, пушка.
/Дети подходят к Вечному огню. /
Воспитатель: Дети, давайте подойдем к вечному огню. Такой огонь горит в каждом городе, в каждом селе в честь тех, кто погиб, защищая Родину. Самый большой Вечный огонь находится в Москве у памятника Неизвестному Солдату.
Каждый день люди приносят сюда цветы. Вечный огонь – это знак вечной памяти о погибших. У Вечного огня несут службу лучшие школьники – юноармейцы поселка.
Имена погибших высечены на гранитных плитах. Здесь лежат воины, защищавшие наш город от фашистов.
. «Вечный огонь»
Над могилой в тихом парке
Расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит,
Тут солдат советский спит.
Мы склонились низко-низко
У подножья обелиска.
Наш венок расцвел на нем
Жарким, пламенным огнем.
Мир солдаты защищали,
Жизнь за нас они отдали,
Сохраним в сердцах своих
Память светлую о них!
Д. Чибисов
Воспитатель: В дни великих праздников люди приходят сюда, чтобы почтить память героям, возложить цветы. Особенно много здесь в День Победы – 9 мая.
Воспитатель: Все это наша память. И чтобы страшной войны больше не повторилось, все люди Земли борются за мир. У людей есть традиция – чтить память героев минутой молчания. Давайте тихонько постоим и помолчим.
Минута молчания.
Воспитатель: А вот памятник «Матери Родине». Посмотрите, какого размера памятник (ответы детей). Это Мать Родина. Расскажите, какое лицо у неё (ответы детей).
-Почему на её лице отразилось горе?
-Какие у неё руки? (ответы детей). Так матери стояли у дороги, у дома,
провожая своих детей на войну и ожидая их с войны, (воспитатель читает
стихотворение).
-Мы склонились низко, низко
У подножья обелиска.
Наш венок расцвёл на нём
Жарким пламенным огнём.
Воспитатель: Автор этого памятника хотел рассказать сегодняшнему поколению о защитниках нашей Родины, о матерях которые оплакивают своих погибших сыновей. Вы должны чтить память солдат, погибших на войне.
Вечная Слава героям!
Павшим Вечная Слава!
Вспомним всех поимённо.
Героев вспомним своих
Это нужно не мёртвым
Это надо живым.
/Воспитатель и дети подходят к могиле ленинградской пионерки Тани Савичевой. /
Воспитатель: Рядом с мемориалом могила ленинградской пионерки Тани Савичевой.
19 июля 1942 года сюда – на станцию Шатки – прибыл поезд с детьми из осажденного Ленинграда. Среди детей была Таня Савичева, чье имя вписано в мировую историю благодаря ее легендарному дневнику. И рассказ мой будет про маленькую девочку Таню. Таня Савичева родилась 25 января 1930 года в Ленинграде. Многодетная семья жила в Ленинграде на Васильевском острове. Тане, самой младшей в семье, было 11 лет, когда началась война. Девочка стойко переносила бомбежки и артобстрелы, холод и голод. Из чего только не выпекали блокадный ленинградский хлеб! Использовали мельничную пыль, отруби и льняной жмых… Не знали блокадные дети другого хлеба.
Всю зиму и весну 1942 года девочка Таня вела дневник, в котором записывала даты смерти родных. Потом он стал одним из экспонатов Музея истории Ленинграда. Вот последние записи в нем: «Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня»…
Летом 1942 года Таня была эвакуирована из Ленинграда с детским домом № 48 в село Красный Бор Шатковского района Горьковской области. Затем ее перевели в Понетаевский детский дом, а позднее в шатковскую больницу. Девочка была смертельно больна, и спасти ее не удалось. Скончалась она 1 июля 1944 года в Шатковской районной больнице. Таню похоронили на шатковском кладбище.
В 1975 году в память о ленинградской школьнице на средства, заработанные пионерами и комсомольцами района, на шатковском кладбище была возведена стела с барельефным портретом девочки и страничками из ее дневника. Автор проекта – десятиклассник из с. Старого Иванцева Шатковского района Дмитрий Курташкин.
/
Воспитатель и дети подходят к памятнику. /
Воспитатель: Это памятник тем, кто погиб на полях сражений. После тяжёлых боёв солдат хоронили в одной братской могиле, и не всегда можно было узнать их фамилии. Всем тем солдатам, чьи имена остались неизвестными, по всей стране воздвигали такие памятники. Есть он и в нашем поселке. - это памятник солдатам Великой Отечественной войны, не вернувшимся с войны.
/Воспитатель читает стихотворение М. Исаковского:/
«Куда б ни шел, ни ехал ты,
Но здесь остановись
Могиле этой дорогой
Всем сердцем поклонись».
/Воспитатель и дети подходят к танку, самолету. /
Воспитатель: Кто из вас знает, почему стоят здесь танк, самолет, пушка?
Дети: На таких танках и самолетах воевали наши солдаты.
/Дети осматривают танк, самолет, пушку. /
Воспитатель:Это военная техника, на ней воевали наши солдаты в Великую Отечественную войну. Назовите мне военные профессии.
/Знакомство с танком. /
/Знакомство с самолётом. /
/Знакомство с пушкой. /
Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия.
Ребята, как называется это святое место нашего города?
– Кому посвящен этот Мемориальный комплекс?
– Что есть на Мемориальном комплексе?
– Как мы должны почитать память погибших героев?
Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну,
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем