Елена Мешкова
Конспект экскурсии для детей и родителей в мини-музей «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: вовлечение воспитанников и членов их семьи в деятельность и общение.
Задачи:
развивать способность и потребность осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия; способствовать приобщению к истокам народной культуры, эстетическому созерцанию и сопереживанию.
Всех проходят в изостудию.
Е. Н. : Кто знает, что такое музей? (Это помещение, где хранятся старинные предметы, которыми пользовались наши прабабушки, прадедушки или даже прапрабабушки и прапрадедушки.)
А как нужно вести себя в музее?
У нас в детском саду тоже есть музей.
Публикация «Конспект экскурсии для детей и родителей в мини-музей „Русская изба“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Экскурсия в музей. Фотоотчеты
- Темочки
Цель работы мини-музея «Русская изба» - приобщение детей и родителей к истокам русской народной культуры, знакомство с историей и бытом русского народа, формирование бережного отношения к культуре народа.
На занятиях посредством применения музейной педагогики
воспитанники знакомятся с укладом жизни русского народа, погружаются в мир русского крестьянства, раскрывают повседневный распорядок жизни и трудовых занятий, создают картину духовного своеобразия русского народа, принимают участие в праздниках по русскому народному календарю.
«Русский быт» – это удивительный мир старины – тут и русская печь с чугунками и ухватами, и стол с самоваром.
Основной задачей при организации «Русского быта» было не создание музейной атмосферы, а возможность введения детей в особый самобытный мир путём его действенного познания.
Таким образом, мини-музей «Русская изба» является полноценным центром активности для детей.
В музее проводят познавательные занятия для детей по группам (продуктивная деятельность, сюжетно-ролевые игры, игры - драматизации и т. д.)
Воспитанники знакомятся с устройством русской избы, в чем заключался уклад жизни крестьянской семьи, просматривают экспонаты.
Музейная экспозиция, предметы обихода собирались по крупицам педагогами и с участием родителей детского сада. Все собранные экспонаты музея – подлинные.
Все предметы в музее «Русская изба» – интерактивны. Дети могут не только рассматривать экспонаты, но и действовать с ними, узнавать их применение.
В такой атмосфере гораздо лучше воспринимается весь познавательный материал.
В атмосфере музея дети даже раннего дошкольного
возраста имеют возможность ощутить себя частью русского народа, хотя еще в полной мере и не осознавая этого.
Уважаемые родители! Сегодня наша встреча будет проходить в непринуждённой обстановке. Я хочу Вас провести для вас мини – экскурсию в «Мини – музей «Русская изба». Вы хотите отправиться в путешествие в старину? Приглашаю Вас в мини – музей.
В мини-музее всех встречает Хозяюшка в русском народном костюме.
Хозяйка:
Избы были на Руси тёплые, добротные.
Ставеньки резные,
Лавки расписные.
Всех гостей тот дом вмещал,
Весел был и стар, и мал.
Открываем мы свой дом,
Пахнет в доме стариной.
Всех гостей мы приглашаем.
Проходите, проходите!
На убранство поглядите.
Милости прошу ко мне в избу, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. Горница у меня небольшая. Да красивая какая!
Мы с вами в музее, и мы видим предметы, которыми пользовались в старину. На Руси люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Строили их из брёвен и называли избами.
В любую избу зайди и увидишь красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В том углу висела икона, накрытая вышитым полотенцем. Рядом размещался стол и лавки. А на столе стоял, выпуская жаркий пар, древний чайник. как он называется? (самовар)
Самовар - был символом семейного уюта и дружеского общения.
У меня есть вот такой сундучок с загадками. Попробуйте их отгадать.
В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе,
Загудело в трубе.
Видит пламя народ,
А тушить не идет. (печь)
Все верно! Печь в избе всегда была главной. А для чего нужна печка?
На печи был лежак, на котором вся семья согревалась в зимнюю стужу.
Да, печку топили дровами, чтобы в избе тепло было. А еще в русской печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Послушайте загадку и скажите, в чем хозяйка готовила еду.
Он как круглая кастрюля,
Он чумазый, не чистюля,
Где, там, в печке уголек
Кашу сварит. (чугунок)
- Да, это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. Еда в нем долго не остывала. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Как же можно было достать из печи горячий чугунок? Здесь был нужен другой помощник. А какой?
Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт. (ухват)
- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие чугунки со щами и вкусной кашей (воспитатель показывает, как нужно брать чугунок из печи). Кто хочет попробовать, легко ли было хозяюшке доставать чугунок?
Есть у меня и другие предметы-помощники.
В берестяных туесах хранила хозяйка и мёд, и муку. Собирала в них ягоды и грибы.
Молоко, квас, морс наливали в кувшин, который назывался - крынкой. У каждого в семье была своя ложка, которую вырезали из дерева.
В стародавние времена большинство предметов изготавливали из дерева и глины. Украшали их росписью и резьбой. У хорошей хозяйки и посуда красавица!
- Ой! Кто-то здесь плачет. обращает внимание на люльку и куклу в ней.
- Раньше, в старину, не было кроваток, колясок и малышей укачивали в люльках. Люльку подвешивали к потолку, возле печки, где теплее.
- А как успокоить малыша?
- Мамочки, когда ваш ребенок был совсем малюткой, вы ему напевали колыбельные песенки? Кто хочет убаюкать нашего малыша?
Баю-баю-баиньки
Я скатаю валенки,
Я скатаю валенки
Небольшие, маленьки
Стёпушке по ноженьке,
Бегать по дороженьке.
Прежде чем нам продолжить экскурсию, хочу с вами поиграть. Я приглашаю вас в круг. Мы поиграем в старинную игру «У Маланьи» (Звучит музыка)
Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Как выдумаете, как они трудились, чем занимались?
- Как вы думаете, чем занимался хозяин дома? Хозяин плел лапти. Такая обувь была в старину. Даже игрушки делали сами. Так же мужчины делали мебель своими руками.
Мебель в доме была простая: деревянные лавки, да стол.
- А этот угол назывался «Бабий кут». Здесь женщина вела хозяйство и рукодельничала.
Отгадайте мою загадку.
Без рук, без ног на плечи скок. Две галки сидят на одной палке. (Вёдра и коромысло)
Коромысло-это изобретение для женщин. Мужчины им не пользовались. Женщины ходили за водой на реку или к колодцу. На самом деле ходить с коромыслом за водой было не так-то просто.
Пройти даже небольшое расстояние, не окатив себя с головы до ног холодной водой, было совсем непросто. Тут нужна особая сноровка. Ведра наполнять надо до одного уровня, осанку держать, да поступь нужна в этом особая. Давайте и мы попробуем пройтись с коромыслом и не расплескать воду. ИГРА.
Обратите внимание на самотканые коврики - их делали своими руками женщины.
А вот и новая загадка для вас.
Волосы льняные,
В них ленточки цветные.
С лоскутков её скрутила
В сарафанчик нарядила.
Сарафанчик из сукна.
Догадайтесь, кто она? (Кукла)
На моей выставке вы можете увидеть самые первые куклы, с которыми играли ваши бабушки и прабабушки. Такие куклы не купишь в магазине, т. к они сделаны своими руками. Их делали только из ткани без ниток, иголок и ножниц. У каждой куклы свое название. Это кукла Берегиня. Она оберегала всю семью. Это неразлучники. Таких кукол дарили на свадьбе молодоженам, чтобы они никогда не разлучались.
- На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т. е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.
Кукол никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики.
С куклами можно не только играть, их можно дарить друг другу, с помощью куклы можно выразить свою благодарность, защитить свой дом и своих близких. Для каждого случая нужна особенная кукла.
- Когда появилась первая кукла никто не знает, известно только, что она была сделана из золы. В печи брали золу, смешивали с водой, скатывали шарик и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба или Зольная кукла. Эта кукла была оберегом женщины. Она передавалась по наследству от матери к дочери в день свадьбы.
- Когда девочке исполнялось 5 лет, она должна была мастерить кукол сама. Лицо кукле не рисовали.
- Как вы думаете, почему? (считали, что в неё может вселиться злой дух).
Первая кукла появлялась с рождением малыша и называлась «пеленашка». Её клали в колыбельную, она охраняла малыша от всего плохого. Кукла-дружок делалась для того, чтобы ребенок не боялся оставаться дома один (например, «зайчик на пальчик»).
Кукла "Колокольчик" считается оберегом хорошего настроения. Если в доме был такой оберег, то в доме всегда будет радость и веселье.
Народные обрядовые куклы выполнялись с соблюдением древних правил для определенного ритуала. (Масленица, Коляда, Купавка, Веснянка, Лихоманка, Кострома, Пасхальная кукла).
Я вам уже сказала, что в куклы играли не только девочки, но и мальчики. Это бойцовские куклы для игры мальчикам. Их делала бабушка внукам, чтобы их можно было вращая в руке вести кулачный бой. Надо было вращая куклу, а они тяжелыми кулачками должны сбить шапку у соперника. Кто собьет, тот и победил.
А вот и новая загадка.
Что за барыня такая?
В гребень шерсть она берёт,
Тонкой ниточкой пушистой
Деткам пряжу отдаёт? (Прялка)
Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен)
и пряли с помощью веретена. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя, прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне, что не видно края.
- А для чего пряжа нужна была? (Из пряжи вязали носки, варежки, тёплые вещи)
О пряхах в народе складывались поговорки: у ленивой пряхи и для себя нет рубахи.
Будешь хорошо прясть - хорошо оденешься.
-А куда же складывали вещи? Отгадайте загадку.
В комнате у бабушки
Словно барин он стоит.
И под крышкой тяжеленной
Много нужного хранит.
Там одежда, сладости,
Куча ценного добра.
Достают из …. (сундука)
- Давайте заглянем в мой сундук. А здесь наряды старинные.
В былые времена одежда не только грела, но и украшала. Правда у крестьян она была из простых тканей, а вельможи ее украшали драгоценными камнями.
Основной одеждой у женщин был сарафан и сорочка с вышивкой. Вышивка была не только частью украшения наряда, но и служила оберегом.
Девушки могли ходить с открытой головой, а замужние женщины должны были обязательно носить платок или кокошник. Состоятельные женщины расшивали платки жемчугом и золотой нитью.
Мужчинам на Руси только жена могла шить рубаху, так оберегали счастье и любовь в семье. Мужской костюм состоял из рубахи - косоворотки и штанов-портов. Рубаху подпоясывали широким поясом-кушаком.
Дети до 7 лет и девочки и мальчики носили одинаковую одежду-длинную рубаху с поясом. Считалось, что это защитит детей от сглаза и несчастий.
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Стиральных машин тогда не было. Как вы думаете, где и как стирали белье? Сначала белье замачивали, чтобы оно лучше отстиралось.
- Посмотрите на картинку, как вы думаете, где стирают белье? Складывали белье на большой камень и стучали по белью специальной палкой, а затем полоскали в речке, отжимали вручную и складывали в корзины.
На Руси были своеобразные приспособления для стирки белья. Вот такая «стиральная машинка» была в те времена.
Отгадайте загадку.
В полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход:
То назад, то вперед.
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. (утюг)
Утюги появились не сразу. И были они очень тяжелыми, потому что были цельнолитыми из чугуна или бронзы и разогревались на открытом огне или закладывали во внутрь раскаленные угли.
Наши предки издавна придумывали разные способы, чтобы вещи после стирки не оставались мятыми. В прежние времена бельё не столько гладили, сколько «катали» с помощью рубеля и валека (скалки).
Рубель называли катальной палкой, он служил для разглаживания складок на белье после его стирки. Одна сторона у него плоская, а другая в рубчик. Для глажки еще использовали валек, на который белье наматывали, а рубелем его прокатывали. Валек и рубль - два неразлучных друга.
- Давайте покажем, как гладили белье наши предки.
Много работали наши предки, но находилось время для веселья и забав. Игры, прибаутки, народные песни сопровождались игрой на музыкальных инструментах: гармошка, балалайка и ложки.
Давайте и мы с вами поиграем на старинных музыкальных инструментах.
- А чем же угощала хозяйка дома своих домочадцев и гостей?
Раньше в каждом доме пахло пирогами, калачами, булками да блинами. Ели каши, ухи, и кисели из зерна, картошку, грибочки, мед, ягодки из лесу.
А мы вас хотим угостить травяным чаем из русского самовара, пряниками и бубликами. Угощайтесь, гости дорогие.
Умный сильный наш народ
Свою землю бережет!
А преданья старины
Забывать мы не должны!
Историю своей страны,
Конечно, дети знать должны!
Изба - начало и основа.
Ведь все всегда идет из дома.
Изба! В ней все так интересно.
И побывать в ней так чудесно!
На этом наша познавательная экскурсия по музею закончилась. Спасибо, что нашли время и посетили наш музей! Приходите гости к нам, очень рады мы гостям!