Светлана Комлева
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста
▼ Скачать
Экспериментирование - один из ведущих видов детской деятельности
ФГОС ДО называет познавательно-исследовательскую деятельность одним из ведущих механизмов развития ребёнка дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью и общением.
Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Об этом же говорит и Е. Е. Кравцова в своей книге «Разбуди в ребёнке волшебника».
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Темочки
В Концепции дошкольного воспитания 1989 года новообразования раннего возраста описаны следующим образом: «Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена… Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление…».
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу, тем более действовать за него, а дать возможность «поэкспериментировать», попробовать разные варианты действия с предметами. От особенностей стимулирования и организации деятельности детей взрослыми зависит успех в развитии ребёнка.
Соберём водичку
Налил-вылил
"Тонет-не тонет"
Это только некоторые примеры познавательно-исследовательской деятельности. В нашей группе мы организуем познавательное экспериментирование практически во всех зонах активности.