Светлана Комлева
Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста
Экспериментирование - один из ведущих видов детской деятельности
ФГОС ДО называет познавательно-исследовательскую деятельность одним из ведущих механизмов развития ребёнка дошкольного возраста наряду с игровой деятельностью и общением.
Л. С. Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. Об этом же говорит и Е. Е. Кравцова в своей книге «Разбуди в ребёнке волшебника».
Публикация «Познавательно-исследовательская деятельность детей раннего возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Младшая группа
- Темочки
В Концепции дошкольного воспитания 1989 года новообразования раннего возраста описаны следующим образом: «Ребенку открывается возможность увидеть мир, где каждая вещь что-то означает, для чего-то предназначена… Развиваются предметное восприятие и наглядно-действенное мышление…».
Познавательно-исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно-манипулятивной деятельности, представляя собой простое, как будто "бесцельное" экспериментирование с вещами. Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия – развивается память, речь. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, практически действуя. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта. Роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу, тем более действовать за него, а дать возможность «поэкспериментировать», попробовать разные варианты действия с предметами. От особенностей стимулирования и организации деятельности детей взрослыми зависит успех в развитии ребёнка.
Соберём водичку
Налил-вылил
![Смотреть фотографию №1 Фото №1 Об этом же говорит и Е](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422538400.jpg)
"Тонет-не тонет"
![Смотреть фотографию №2 Фото №2 Кравцова в своей книге Разбуди в ребёнке волшебника](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422538496.jpg)
Это только некоторые примеры познавательно-исследовательской деятельности. В нашей группе мы организуем познавательное экспериментирование практически во всех зонах активности.
Центр науки
![Смотреть фотографию №3 Фото №3 Познавательно исследовательская деятельность зарождается в раннем детстве в недрах предметно манипулятивной деятельности представляя собой простое как будто бесцельное экспериментирование с вещами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422538844.jpg)
Центр воды и песка
![Смотреть фотографию №4 Фото №4 Знакомясь с предметами и осваивая их малыш выделяет разные их признаки свойства а значит развивается и его восприятие](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422538941.jpg)
Центр сенсорного развития
![Смотреть фотографию №5 Фото №5 Он запоминает предметы их признаки названия развивается память речь](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422539178.jpg)
![Смотреть фотографию №6 Фото №6 Пытаясь понять как действовать с предметами малыш размышляет практически действуя](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422539531.jpg)
Центр двигательной активности
![Смотреть фотографию №7 Фото №7 Развитие при этом мелких мышц движений руки влияет на развитие его речи интеллекта](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422539286.jpg)
Центр изобразительной деятельности
![Смотреть фотографию №8 Фото №8 Роль взрослого в этот период не спешить помогать малышу тем более действовать за него а дать возможность поэкспериментировать попробовать разные варианты действия с предметами](https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-303915-1422539419.jpg)