Татьяна Скопцова
Экономическое воспитание старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экономическое воспитание дошкольников — это важный аспект образовательной программы, направленный на формирование у детей основополагающих экономических понятий и навыков, необходимых для успешной адаптации в обществе. Экономическое воспитание начинается с самых простых вещей, таких как понимание ценности денег, труда и ресурсов.
Основные цели экономического воспитания дошкольников включают:
1. Формирование элементарного представления о деньгах: детям объясняются понятия "деньги", "товар", "услуга", "цена". Важно показать, что деньги имеют ценность и их нужно зарабатывать трудом.
2. Развитие навыков планирования и распределения ресурсов: ребёнок должен научиться планировать свои расходы, понимать разницу между потребностями и желаниями, а также уметь распределять ресурсы (например, игрушки или сладости).
3. Воспитание бережливого отношения к ресурсам: дети должны учиться бережно относиться к вещам, понимать, что ресурсы ограничены и их необходимо использовать рационально.
4. Понимание роли труда в обществе: важно показать ребёнку, что труд — основа благосостояния, и каждый член общества вносит свой вклад в общее дело.
Методы экономического воспитания дошкольников могут включать:
1. Ролевые игры: игры типа "Магазин", "Банк", "Ресторан" помогают детям понять, как работают экономические процессы в реальной жизни.
2. Создание мини-экономики в детском саду: можно организовать небольшие "предприятия" внутри группы, где дети будут производить товары или оказывать услуги, получая за это "заработанные" средства.
3. Семейные проекты: совместные проекты с родителями, такие как ведение семейного бюджета или планирование покупок, помогут детям увидеть, как работает экономика в семье.
4. Экскурсии и встречи с представителями профессий: посещение банков, магазинов, предприятий поможет детям увидеть, как трудятся взрослые и какую роль они играют в экономике.
5. Творческие задания: рисование, лепка, аппликации на экономическую тематику способствуют лучшему усвоению материала.
Экономическое воспитание должно проводиться в игровой форме, чтобы ребёнок воспринимал процесс обучения как интересный и увлекательный.
Игры по экономическому воспитанию — это отличный способ познакомить детей с основными экономическими понятиями и навыками в доступной и интересной форме. Вот несколько примеров таких игр:
1. Монетный двор
Цель: ознакомление с деньгами, их номиналами и значением.
Описание: дети получают набор монет разного достоинства и должны разложить их по порядку, от наименьшего к наибольшему. После этого можно предложить им выполнить различные задания, например, собрать определённую сумму из предложенных монет.
2. Магазин
Цель: понимание процессов купли-продажи, цены товара и расчёта.
Описание: организуется импровизированный магазин, где дети выступают в роли продавцов и покупателей. Каждый товар имеет свою цену, и покупатели должны расплатиться за покупки, используя монеты или купюры. Можно ввести понятие скидок и акций.
3. Банк
Цель: знакомство с функциями банка, сбережениями и кредитованием.
Описание: один из детей выступает в роли банкира, остальные — клиенты. Клиенты могут открывать счета, вносить деньги на депозит, брать кредиты и выплачивать проценты. Игра помогает понять, как работают банковские операции.
4. Фермерское хозяйство
Цель: осознание важности труда и планирования ресурсов.
Описание: дети создают ферму, где выращивают овощи, фрукты или разводят животных. Им нужно ухаживать за растениями, следить за состоянием животных, продавать продукцию и получать прибыль. Это помогает понять связь между трудом и доходом.
5. Бизнес-план
Цель: развитие навыков планирования и управления ресурсами.
Описание: дети разрабатывают бизнес-план для своего предприятия. Они определяют, какой продукт или услугу будут предлагать, рассчитывают затраты и предполагаемые доходы, планируют маркетинговую кампанию. Это помогает им понять основы предпринимательства.
6. Биржа труда
Цель: формирование понимания значения различных профессий и оплаты труда.
Описание: дети выбирают профессии и выполняют соответствующие задания. За выполнение заданий они получают заработную плату, которую потом могут потратить на покупку товаров или услуг. Это помогает осознать взаимосвязь между профессиями и уровнем дохода.
7. Семейный бюджет
Цель: навыки планирования расходов и доходов семьи.
Описание: дети распределяют семейный бюджет, учитывая доходы и обязательные расходы (еда, жильё, коммунальные платежи). Остаток средств можно тратить на развлечения или откладывать на будущее. Это учит детей разумно распоряжаться финансовыми средствами.
8. Экономическая викторина
Цель: проверка знаний и закрепление полученных навыков.
Описание: ведущий задает вопросы на экономическую тематику, а дети отвечают на них. За правильные ответы участники получают баллы или символические призы. Это помогает закрепить полученные знания и выявить пробелы в понимании.
Такие игры помогают детям не только освоить базовые экономические понятия, но и развить важные жизненные навыки, такие как планирование, расчёт и управление ресурсами. Они также способствуют формированию осознанного отношения к деньгам и труду.