Светлана Заводина
Эколого-эстетическое воспитание в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
По утверждению учёных человечество идёт к экологической катастрофе. За последнее десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный научно - технический прогресс, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия. В настоящее время одной из приоритетных педагогических проблем является формирование экологической культуры детей. В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры осознанно-правильного отношения к явлениям, объектам живой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни. Экологическое отношение к миру формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для их эстетического воспитания. Природа обогащает человека духовно, общение способствует формированию положительных качеств. Вот почему определяя направление воспитательно-образовательной работы с детьми я остановилась на проблеме эколого - эстетического воспитания. Большие возможности в воспитании эколого-эстетических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего в дидактических. В процессе таких игр дети сталкиваются с необходимостью принять решение, проанализировать ситуацию моделирующую природные условия. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра: «Отражая впечатления от жизненных явлений в образах игры, дети испытывают эстетические и нравственные чувства. Игра способствует углублённому переживанию детей, расширению их представлений о мире, чем разнообразнее по содержанию игровые действия, тем интереснее и эффективнее игровые проблемы. Игры направленные на эколого-эстетическое воспитание сгруппировала следующим образом: -Игры по ознакомлению с флорой и фауной; -Иры по ознакомлению с окружающей средой (неживой природой); -Игры по ознакомлению с деятельностью человека. А теперь подробнее остановимся на том какие игры используем с детьми старшего дошкольного возраста. 1. Игры по ознакомлению с флорой и фауной : - Игра «Кто, где живёт»- здесь дети сопоставляют требования организма к среде обитания и наличие в ней необходимых условий, принимают решения, сможет данный организм жить на данной территории или нет, можно его туда поселить или нет. Игру можно проводить в разных вариантах, отличающихся друг от друга количеством факторов, которые необходимо учитывать. –Игра «Почему они все разные» -дидактическая цель: показать причины и смысл биологической конкуренции. –Игра «Зимующие птички»- знакомит детей с закономерностями природы. –Ира «Отгадай, что загадано», «В мире клякс», «Назови малыша»- систематизирует знания о животных и птицах. –Серия игр «Составь сказку», «Грибная полянка»,»Спланируй город», «Дома на разных параллелях», «Всеземля»- знакомит детей с окружающей средой, научной версией образования материков на планете земля. –А, такие игры как «Карта профессий», «Кому, что нужно»- закрепляют и систематизируют знания о профессиях. Чтобы игра прошла успешно и цель была достигнута, необходимо чтобы она сопровождалась большим красочным наглядным материалом. Большие размеры наглядного материала позволяют хорошо его рассмотреть и реализовать свою игровую задачу. Проведение игр в естественных условиях на улице имеет свои сложности: дети легко отвлекаются, переключают своё внимание на посторонние предметы, на людей и т. д. Поэтому в таких играх применяю наглядный художественно оформленный материал, придумываю игровые моменты. И своей практике прибегаю к помощи сказочного героя. Дети любят играть. Они с удовольствием по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное поэтому они с радостью откликаются на моё предложение поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут…учиться. Такова специфика дидактической игры. Ребёнок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.