МААМ-картинки

Экология как часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Анжела Фетисова
Экология как часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим и каждый человек находился в постоянном непосредственном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века, когда особенно резко усилились процессы урбанизации, основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось их поведение: они стали брать от природы все, что им казалось необходимым, ничего не давая ей взамен.

Публикация «Экология как часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Объективной предпосылкой такого поведения является тот факт, что каждый человек не «чувствует» природы, не контактирует с ней. Она стала для него отвлечённым, не наполненным конкретным содержанием. Чем глубже изучаются экологические законы учеными-теоретиками, чем сложнее становятся открываемые ими связи в природе, тем труднее воспринимаются эти законы рядовыми членами общества. Отгородившись от природы стенами многоэтажных домов, они не имеют возможности увидеть проявление этих законов в своей обыденной жизни.

Всё сказанное диктует необходимость усиления внимания к природе в образовательных учреждениях любого уровня. Она должна стать для каждого человека родной, знакомой понятной. В условиях урбанизации единственным выходом из создавшегося положения является организация в каждом образовательном учреждении соответствующей развивающей среды, в которой находился бы человек с самого раннего детства. В этой среде он должен не просто жить, но наблюдать за явлениями и событиями, происходящими в ней, задавать природе вопросы и получать на них ответы.

Экология - это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь.

Обычно под «экологическим воспитанием» понимают воспитание любви к природе.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь. Что под ним, разумеется.

Под экологическим воспитанием детей мы понимаем прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать и себя, и всё, что происходит вокруг. Нужно учить детей правильно вести себя в природе и среди людей. Часто из-за отсутствия знаний они не могут выбрать правильную линию поведения. Необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей. Но как это сделать?

Вот почему в программе экологического образования дошкольников основной упор должен быть сделан на наблюдения, эксперименты и продуктивную деятельность детей в природе.

Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно-действенное и наглядно-образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не вербальным, а наглядным методом (путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира).

Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаруживать законы природы. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируется мыслительные процессы, развивается речь. Следствием этого явления накопление фонда умственных приемов и операций, относящихся к умственным умениям.

Поскольку игра - наиболее естественный и радостный вид деятельности, формирующий характер детей, мы придумали, а также подобрали из уже известных игр такие, в которых по возможности присутствовала бы активная экологически правильная или развивающая в соответствии с поставленными воспитательными задачами игровая деятельность. Игры придают занятиям эмоциональную окраску, наполняют их яркими красками, делают их живыми, а, следовательно, и более интересными для детей. Игры и игровые элементы позволяют развивать у ребят самые разнообразные положительные качества и облегчают восприятие излагаемых проблем и знаний.

Нравственно-экологическое восприятие - это воспитание человечности, доброты, милосердия, ответственного отношения к природе, людям, которые живут рядом, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Все эти качества следует формировать у детей как можно раньше.

Вряд ли ребята располагают достаточными сведениями о природных заповедниках, если они живут вдали от них. Здесь воспитателю следует продумать, как сообщить важную информацию, используя красочные альбомы, открытки, слайды.

Эстетический фон для занятий создают стихи, загадки, песни, пьески. Они позволят построить работу, чередуя разнообразные методические приемы с художественным словом, что сделает занятия запоминающимися для детей. Литературный материал незаменим в воспитательной работе, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные.

Эти занятия могут быть использованы в повседневной работе в любой последовательности. Никакой значительной предварительной работы с детьми они не требуют, за исключением драматизаций. При их обстановке дети заучивают текст и запоминают последовательность его использования. Нужны репетиции, соответствующие костюмы, прежде чем показать постановку родителям и детям в других группах.

Серьезной последовательной работы требует и воспитание вежливости, чистоплотности, аккуратности. Здесь нельзя ограничиться проведением одного занятия. Например, тема «Добрые слова» реализуется на нескольких занятиях, что отмечено в тексте. Кроме в дополнительном материале предложены загадки, стихи для заучивания детьми и обсуждения вместе с ними.

Задача педагога заключается в том, чтобы воспитать в детях отзывчивость и коммуникабельность, стремление сочувствовать другим людям, поддерживать их в трудную минуту, быть ответственным и заботиться о зверях, птицах, рыбах, земноводных, насекомых и обо всех удивительных и прекрасных природных сообществах.

Дети узнают, что человек охраняет природу. За лесом следят специальные люди (лесничии, которые очищают лес от сухих деревьев, бурелома, подкармливают зимой копытных животных, птиц. На вырубках сажают молодые деревья, которые специально выращиваются в лесопитомниках. Лес нужно оберегать от пожара, поэтому там не следует разводить костров.

Человек создаёт заповедники, охраняет памятники природы, заносит редкие виды растений и животных в Красную книгу. Везде, в каждом крае есть свои заповедные места.

Хорошим подспорьем в решении задачи формирования экологического сознания может стать экологический стенд, висящий на видном, хорошо освещённом и доступном для родителей месте. Стенд должен быть «живым» - его информация должна отражать происходящие события в мире, в стране, в регионе, в детском саду.

Значение стенда очень велико – это наглядность, «экологическое лицо» дошкольного учреждения, которое отражает события в большом и маленьком мире, это демонстрация осознания сотрудниками значимости экологии в нашей жизни и одновременно демонстрация своих собственных достижений в воспитательно-образовательной работе с детьми.

Длительность формирования экологического сознания не означает, что завершение этого процесса можно связать только со взрослым состоянием человека. Диалектически развивающееся сознание, которое постоянно обогащается и корректируется жизненным опытом личности, на каждом возрастном этапе имеет своё содержание, свои формы проявления.

«Человек, овладевший экологической культурой, - пишут исследователи, - подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользования, заботится об улучшении окружающей среды, не допускает её разрушения и загрязнения. Поэтому ему необходимо овладеть научными знаниями, усвоить моральные ценностные ориентации по отношению к природе, а также выработать практические умения и навыки по сохранению благоприятных условий природной среды». Иначе говоря, экологическую культуру авторы рассматривают как совокупность взглядов на природу и осознанного отношения к ней, отражающуюся на поведении человека и всей его практической деятельности.

В детском саду должно быть достаточно обширное собрание детской художественной и познавательной литературы о природе. С помощью родителей, через библиотеки, на книжных развалах следует приобрести различные произведения отечественных классиков: Л. Толстого, С. Аксакова, М. Пришвина, И. Соколова-Микитова, Г. Никольского, Н. Сладкова, К. Паустовского, И. Акимушкина, Г. Снегирёва, В. Чаплиной и др. Интересны для экологического воспитания и произведения современных писателей А. Иванова, В. Зотова.

Технология экологического воспитания детей подготовительной группы построена на использовании книги В. Танасийчука «Экология в картинках». Конечно, эта книга и другие произведения автора должны быть в библиотечке детского сада.

Работа с детьми старшей группы построена на произведениях В. Бианки, поэтому в детском саду надо иметь много книг этого автора. Аналогично и с произведениями Е. Чарушина – дети средней группы знакомятся не только с его рассказами о животных, но и с иллюстрациями автора. На примере творчества В. Бианки и Е. Чарушина дошкольники видят, как человек, умеющий видеть природу, любящий её, наблюдательный и внимательный, может рассказать о природе, животных, рисовать их. На книжных полках в группах могут стоять самые разные книги этих писателей. Например, очень хорошо иметь в каждом ДОУ альбом репродукций Е. Чарушина «Зверята».

Экологическое воспитание младших дошкольников построено на использовании героев классических русских народных сказок («Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др., поэтому в ДОУ должны быть отдельные издания этих сказок с красочными иллюстрациями, чтобы у детей сложился устойчивый зрительный образ их персонажей.

Кроме перечисленной литературы, в детском саду нужны, конечно, и периодические издания экологического содержания. В журналах «Свет (человек и природа)», «Свирель» и «Свирелька», «Семь гномов», «Муравей» (приложение к журналу «Маша») сотрудники найдут немало интересного о природе для себя и для детей. Серьёзными справочными изданиями являются журналы «Экос», «Экология и жизнь», «Вестник экологического образования в России», газета «Зелёный мир».

Публикации по теме:

«Формирование основ духовно-нравственного воспитания у детей через декоративно-прикладное творчество»  (продолжение) 2 часть Издавна на Руси существовали традиции: водить хороводы петь колыбельные песни изготавливать обереги…. Формы работы с детьми разнообразны.

Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группеУголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Уголок духовно-нравственного воспитания в средней группе Известный педагог современности Шалва Александрович Амонашвили писал: Личность.

Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей»Фотоотчет «Активные формы взаимодействия между воскресной школой и ДОУ для развития духовно-нравственного воспитания детей» Рождество Христово – великий праздник, замыкающий церковный год, но в то же время – новый год открывающий. Наряду с Новым годом, Рождество.

Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Опыт работы «Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» Народные традиции как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Наша группа называется «Колосок», в беседе с детьми что означает.

Консультация для родителей на тему «Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: "Классическая музыка как средство нравственного воспитания ребенка дошкольного возраста" Человек стал.

Кукла как средство нравственного воспитания детейКукла как средство нравственного воспитания детей Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим. И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. Вадим Шафнер. Главная цель.

Куклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группеКуклы и необходимые пособия как важный аспект духовно-нравственного воспитания. III часть фотоэкскурсии по группе Да, вы удивлены? Кукла в инвалидном кресле. Такие вот куколки сейчас - это новое веяние времени, как важный и необходимый аспект, как.

Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников»Фотоотчет «Народные праздники как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников» .

Народные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возрастаНародные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников старшего возраста Актуальность: Во все века люди высоко ценили нравственную воспитанность человека. В дошкольные годы под руководством взрослых ребенок приобретает.

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников Слайд 1 Дошкольный возраст – важный этап становления морального облика ребёнка, когда происходит его вхождение в мир социальных отношений,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Экология как часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 17:32
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экология как часть духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Анжела Фетисова (УИ 857586) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД