Альбина Максимова
Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мое выступление на педсовете «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики». Мне очень нравится применять ТРИЗ педагогику в работе с детьми. Буду надеется, что среди вас найдутся единомышленники.
Выступление сокращенном виде т. к. теория многим знакома.
ЗАДАЧИ:
Публикация «Экологическое воспитание средствами ТРИЗ педагогики» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
1. Вызвать у педагогов интерес к экологическому воспитанию средствами ТРИЗ педагогики.
2. Нацелить педагогов на изменение подхода к экологическому образованию дошкольников.
3. Повысить уровень активности педагогов, развивать стремление к сотрудничеству.
Чтобы воспитать талантливого человека, необходимо развивать в дошкольном детстве творческое мышление, способность нестандартно мыслить, смотреть на окружающий мир. Каждый педагог должен знать, что любой ребенок может быть творческой личностью, он от рождения является потенциально талантливым. И только неправильное воспитание, и обучение губит в детях ростки этой одаренности.
Для начала давайте определимся с понятием, что такое ТРИЗ-педагогика (теория решения изобретательных задач). Это самая молодая из известных и популярных инновационных педагогических систем. Она основана Российским ученым и писателем-фантастом Генрихом Альтшуллером. Ее современное название «прикладная диалектика».
ЦЕЛЬ:
– развивать фантазию детей, научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов в окружающем мире.
Формы работы ТРИЗ в экологическом воспитании разнообразны : это различные виды активной деятельности, т. е. не заставлять ребёнка играть, а создавать условия, для возникновения интереса к игре.
Экологическое воспитание состоит из 4 разделов, в каждом разделе 3 задачи: обучающая – первоначальные сведения о природе, развивающая – развитие познавательной деятельности; воспитывающая – понимание значения природы, бережное отношение к ней.
1 раздел. Мир вокруг – наблюдения, экскурсии по территории д/с и близлежащим окрестностям. Воспитание интереса ко всему, что нас окружает, создано либо природой (природный мир, либо человеком (рукотворный мир).
Например, использование тризовской игры «Метод маленьких человечков» дает возможность ребенку осознать, что и как создано все в окружающем его мире (предметы природного мира дерево, камень, шерсть, мех и рукотворного мира пластмасса, стекло, железо). Какие изменения могут происходить с предметом под воздействием тог или иного действия.
2 раздел. Живая природа – наблюдения за растениями, животными, птицами. Развиваем интерес к объектам живой природы. Воспитываем стремление к здоровому образу жизни в гармонии с природой.
Например, опыт «Живая ли веточка?». Внеся ветки тополя в группу побудила интерес детей: - живые ли веточки? После того, как выслушала мнение детей, предложила и убедится в своем мнении через наблюдения за веткам. Несколько веток поставили в воду, а одну ветку без воды.
Важно, воспитателю всегда помнить, о нравственном воспитании детей. Поэтому нельзя давать погибнуть растениям во время экспериментирования, а достаточно подвести к итогу и предложить создать благоприятные условия для роста и развития, что и развивает нестандартное мышление, подводит детей к умозаключению. В связи с этим ветку без воды, поставили к остальным (на которых появились листочки) и продолжили наблюдение.
Таким образом, в последствии дети сами убедились, что в зимний период деревья находятся в зимней спячке. Когда создаются все необходимые условия для роста, растения оживают (ветка пустила корни) и продолжают жить. Все наблюдения мы фиксировали в «Дневнике наблюдения» еженедельно по определенным дням.
3 раздел. Неживая природа – систематизируем и углубляем представления детей о компонентах неживой природы – свет, воздух, вода, почва, - как факторы экологического благополучия. Все живые организмы живут и развиваются только при наличии соответствующих условий, в природе всё взаимосвязано.
Опытно – экспериментальная деятельность «Где быстрее вырастит лук?» также помог детям убедиться, как важны условия для роста (свет, тепло, вода) растительному миру.
Наблюдая за не живой природой на участке детского сада, т. е. состояние погоды, природные явления: снег, дождь, град, солнце, ветер, облака, очень важно, закрепить знания о характерных свойствах, этих явлений. Например, через игру «Хорошо – плохо», «Наоборот», «Противоречия в погоде». Дети ежедневно фиксируют свои наблюдения в «Календаре погоды» по системе С. Н. Николаевой.
4 раздел. Планета наш - дом, и мы хозяева в нём – обобщение и закрепление правил поведения в природе, нравственно - экологическое воспитание, формирование основ экологического сознания – «Мы живём на планете Земля».
Наблюдение с детьми за трудом взрослых по озеленению территории детского сада - признаков деятельности человека. Участие самих детей в уходе за цветниками в летний период, в уборке сухих листьев осенью с участка, утепление корней деревьев в зимний период помогает формировать экологические знания и почувствовать каждому ребенку, что он активный участник по защите природы. Поэтому в этом направлении, также ведется активная работа с детьми.
Прошлый раз познакомила вас с играми ТРИЗ : «Противоречия», «Наоборот», «Хорошо- плохо», «Моделирование ситуаций», «Подсистемы и надсистемы», а сегодня хочу познакомить вас с новой игрой ММЧ (метод маленьких человечков, которую прекрасно можно использовать в работе с детьми в экологическом воспитании.
ЦЕЛЬ:
•обобщить представления детей о свойствах твердых, жидких и газообразных веществ;
•развивать воображение, умение инсценировать;
•развивать познавательный интерес, умение анализировать причины.
Игра «Назови твердое»
Бросаю воспитателям (воспитатель бросает детям) мяч, они должны называть различные твердые предметы. Кто ошибся или повторил —выходит из игры.
Нередко путают понятия «твердое» (в смысле крепкое) и «твердое» как агрегатное состояние вещества (в отличие от жидкого и газообразного). Могут быть ситуации типа: «Нет, бумага не твердая, вот фанерка твердая). При возникновении подобных ситуаций воспитатель уточняет задание : твердое —это то, что не жидкое. («Бумага – это не жидкость, она состоит из твердых человечков, но они, наверное, не очень сильно держаться за руки, вот почему бумага легко рвется.»)
Аналогично проводится «Назови жидкое», «Назови летучее».
Игра «Маленькие человечки.»
Предлагаю «превращаться» в маленьких человечков и изобразить брусок, кирпич, книгу, спичку (все ответы моделируются) .
При этом анализируются свойства этих предметов: почему книгу можно согнуть, а брусок нет; почему спичка не гнется, а ломается.
Последовательная реализация данной методики требует от воспитателя вдумчивого и творческого отношения, которая позволяет детям дошкольного возраста легко усвоить учебный материал.
Таким образом, чтобы развивать творческое мышление детей, необходимо научить их выбирать из всей известной им информации ту, которая нужна для решения конкретной задачи. Мировосприятие ребёнка в большей степени, чем у взрослого, базируется на чувствах и эмоциях от встречи с природой.