Получи документы

Экологическое воспитание дошкольников посредством квест-технологии

Евгения Асанова
Экологическое воспитание дошкольников посредством квест-технологии

Важный аспект в сохранении природных ресурсов Земли – образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение.

Уже с раннего возраста важно закладывать в детях понятие о том, что людям необходима экологически чистая окружающая среда. В связи с этим необходимо научить ребёнка беречь красоту природы, чтобы он в этот важный период осознал, насколько ценно здоровье и стремился к здоровому образу жизни. Экологическое воспитание стало важнейшей частью дошкольной педагогики. Цель экологического образования дошкольников – развитие у детей научно – познавательного, эмоционально – нравственного, практически – деятельностного отношения к окружающей среде.

В экологическом воспитании используются разнообразные формы и методы организации обучения. Первостепенной формой воспитания и обучения детей является игра, т. к. она ведущий вид детской деятельности и средство познания действительности. Следовательно в работе с детьми можно использовать игровую квест-технологию. Применение квест-технологии в работе по экологическому воспитанию детей, помогает упорядочить знания по экологии, а также позволяет ввести современные формы обучения детей. Квест-игра выступает эмоционально привлекательной технологией для детей дошкольного возраста, стимулирует его внимание и познавательный интерес в ходе выполнения заданий.

Толковый словарь русского языка ХХI века определяет квест, как "жанр командных интеллектуально-подвижных игр, включающих элементы ориентирования; игра в этом жанре".

В переводе с английского «квест» — это игра, поиск. Прародителями квестов являются компьютерные игры, в которых игроку необходимо искать различные предметы, находить им применение, разговаривать с различными персонажами в игре, решать головоломки и т. д. Приспособив квест к педагогической деятельности получаем - командную игру. Команды, переходят по позициям, справляются с разными заданиями. Задания для дошкольников могут быть самыми разными: спортивные; лабиринты; загадки; ребусы; пазлы; творческие задания; эстафеты.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа. Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации деятельности ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Главная целью экологических квестов является: формирование умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета. И задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям.

Основными задачами экологического квеста, являются:

- расширение экологического кругозора дошкольников;

- воспитание бережного отношения к природе родного края;

- вовлечение родителей к сотрудничеству по вопросам экологического образования дошкольников;

- повышение педагогического мастерства воспитателей, создание атмосферы

творческого поиска в подборе наиболее эффективных форм и методов работы с детьми в экологическом воспитании.

Для успешного решения задач, при использовании квест-технологий необходимо придерживаться следующих принципов:

1. Безопасность. Игра должна быть безопасной для жизни, психического и физического здоровья ребенка. Недопустимо ставить к выполнению задачи, которые связаны с риском для здоровья.

2. Доступность. Вопросы и задания соответствуют возрасту и интересны для участников квеста.

3. Систематичность. Задания продумываются таким образом, чтобы они были последовательными и логически взаимосвязанными.

4. Эмоциональную насыщенность квесту придают декорации, музыкальное сопровождение, карты, схемы, атрибуты. Задания увлекают детей, вызывают интерес и желание действовать.

5. Очень важна в квестах разнообразность. Выполнение заданий предполагает использование различных видов деятельности.

6. На получение ощутимого конечного результата и рефлексии влияет чёткая постановка цели и распределение ролей.

Особенно интересны квесты, с сюжетом, а они являются главными помощниками сказочного персонажа или любимого ими мультипликационного героя. Начинать лучше с квестов - путешествий, где сначала направить детей по станциям, а после постараться устраняться, чтобы дети сами выбирали путь к цели. Ребята в восторге от квестов - соревнований, в них используются одновременно и интеллект группы, физические способности и воображение. В этих квестах дети делятся команды, но дошкольники не хотят проигрывать, поэтому следует продумывать квест так, чтобы не было проигравших.

Чтобы разработать цикл квестов на учебный год следует придерживается тематическому планированию учреждения. Тематика квестов должна соответствать задачам и содержанию программы.

Стоит отметить, для реализации поставленных задач необходимо пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы: различными макетами, лепбуками, ширмами, моделями героев. Все эти пособия смогут используются как при проведении квестов, так и в самостоятельной деятельности.

Образовательный процесс становится более интересным, развивается познавательная активность детей, осуществляется интеграция образовательных областей, комбинируются разные виды детской деятельности и формы работы с детьми и все это с помощью игровых квест-технологий. Ребёнок в процессе игры реализует свои интеллектуальные и творческие возможности, квест-игра создает условия для установления доброжелательных, сплочения коллектива дошкольников и дружеских взаимоотношений.

Использование квест -технологий приводит к осознанному отношению дошкольников к природе. В ходе системных приключенческих командных игр, все участники находятся в гуще экологических приключенческих событий и каждый ребенок осознает, что именно от него, от его знаний, действий зависит успех команды!

С помощью квест-игр дошкольники познают новое, активно включаются в деятельность, получают заряд положительных эмоций.

Список литературы:

1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. - Воронеж: Учитель, 2002.-159с.

2. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. // Под ред. П. Г. Саморуковой. - М. :- Просвещение. 1991.—240с.

3. Осяк С. А., Султанбекова С. С., Захарова Т. В., Яковлева Е. Н., Лобанова О. Б., Плеханова Е. М. Образовательный квест – современная интерактивная технология // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-2.;

4. 2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / под ред. Е. С. Полат – М. : Издательский центр «Академия», 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологическая тропинка. // Дошкольное воспитание. -2000.-№4.-С. 25-36

Публикации по теме:

«Экологическое воспитание дошкольников посредством дидактической игры» Здравствуйте уважаемые коллеги! Всем доброго времени суток! Сегодня я хотела бы представить свой опыт работы по экологическому воспитанию.

Экологическое воспитание дошкольников .

Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем»Консультация для родителей и педагогов «Экологическое воспитание посредством ознакомления с родным краем» -Родная природа – могущественный источник, из которого ребенок черпает многие знания и впечатления. Интерес к окружающим объектам неживой.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Экологическое воспитание дошкольников посредством квест-технологии
Опубликовано: 25 августа 2024 в 19:02
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Экологическое воспитание дошкольников посредством квест-технологии» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Асанова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 августа. День шахтера. Передвижка «Профессия шахтер»

Свой профессиональный праздник шахтеры отмечают в последнее воскресенье августа. В 2024 году День шахтера приходится на 25 августа.

22 августа. День Государственного флага Российской Федерации

22 августа мы празднуем День Государственного флага Российской Федерации. Праздник учрежден в 1994 году, когда бело-сине-красный флаг был возрожден в качестве национального триколора.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД