Любовь Владимировна Боркова
Экологическое воспитание дошкольников посредством создания музея природы и организации экологических акций
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация
В современном мире ребёнок живёт и развивается в окружении разнообразных источников воздействия, как позитивных, так и негативных, которые влияют на его формирующую экологическую сферу. Поэтому важно совершенствовать методы и способы обогащения экологического опыта ребёнка в процессе вхождения его в мир окружающей природы, подобрать формы способные заинтересовать ребенка, сделать сложные понятия доступными для него. На наш взгляд, эффективной формой работы по воспитанию дошкольников являются создание музеев и проведение акций.
Текст статьи
Воспитание экологической личности ребенка происходит только в процессе вовлечения его в социально значимую деятельность. Воспитание человечности, доброты и отзывчивости возможно только тогда, когда участники непосредственно вовлечены в ситуации помощи и заботы, когда они понимают, что в силах сделать жизнь других людей лучше, радостнее и счастливее.
Акция – это социально значимые, комплексные мероприятия, действия для достижения какой-либо цели.
Социальная акция – это хороший способ помочь ребёнку получить опыт сопричастности и научиться творить добро.
Важным условием и успехом акции является мотивация – осознанные отношения к делу и действиям.
Социальные акции бывают различной направленности:
Тематика социальных акций
• Экология («Наши братья меньшие», «Покормите птиц зимой», «Красная книга природы»)
• Окружающий социальный мир («Чистая улица», «Безопасная дорога», «Вылечим книги», «Защити себя сам»)
• Помощь другим людям («Подарки друзьям», «Доброе сердце», «Открытка для ветерана», «Будем помнить», «Помоги малышам», «Оберег для особого ребёнка», «Милосердие», «ДоброПочта»)
• Значимые даты и праздники («Для любимой мамочки», «День Победы», «Добрые дела к Новому году», «День пожилого человека», «Дети улыбки»)
• Здоровье («Красота и здоровье», «Добрые поступки – доброе здоровье», «Витамины на подоконнике»)
При проведении данных мероприятий необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей, которые участвуют в акции. Им должны быть понятны цель, смысл мероприятия и конечный результат.
Каждая акция состоит из трёх основных этапов: мотивация, планируемые действия и завершающий этап.
Этапы социальных акций
• 1 этап – мотивация
При разработке и подготовке акции следует определить: на решение какой социальной проблемы она направленна, кто является её целевой группой, какова цель акции.
Также следует продумать форму проведения акции (что это будет) и её продукт.
• 2 этап – планируемые действия
Реализация сценария социальной акции. Это может быть одно мероприятие (музыкально-литературная композиция концерт) или несколько мероприятий, идущих друг за другом (беседа о птицах, рисование или лепка птиц, далее изготовление кормушек и закрепление их на деревьях).
• 3 этап – завершающий
Данный этап подразумевает подведение итогов социальной акции, определение её дальнейших перспектив: есть ли необходимость её повторять, что можно усовершенствовать при подготовке и проведении, целесообразно ли изменить форму проведения акции.
А сейчас выделим принципы социальных акций.
Принципы социальных акций
• Системность, последовательность - это обязательная черта акций.
• Согласованность. Все мероприятия должны проходить на законных основаниях, следует заранее подумать о том, кого нужно поставить в известность.
• Мероприятия оформляются документально, особенно если оно связано с выходом за пределы учреждения.
• Отсутствие духа соревнования. Участники должны быть настроены на получение удовольствия от совместного дела, а не получение лучшего места в рейтинге.
В чём же значимость и ценность социальных акций для ребёнка?
Значимость социальных акций
• Акции направлены на формирование активной жизненной позиции, они дают представления о том, что от каждого человека зависит состояние окружающей нас среды: природы, людей, коллектива, группы, близких – всех, кто нуждается в помощи.
И что даже маленький ребёнок способен изменить в лучшую или худшую сторону своё окружение, свой мир.
• С помощью социальных акций происходит не механическое запоминание правил поведения в окружающем мире и воспроизведение знаний, а трансформация знаний в отношение, опыт.
Это такой вид социальной направленности, который позволяет развивать у детей эмоциональную сферу, формирует отношения, влияет на систему ценностей ребёнка, побуждает к эмпатии (сопереживанию – сочувствию – содействию) и рефлексии (самоанализу).
• Акция – это возможность участия всех субъектов образовательного проекта (педагогов, детей, родителей, социальных партнеров, а её подготовка и проведение реализуют принцип интеграции различных видов деятельности.
• Акция – это всегда результат с «обратной связью» для ребёнка, что принципиально важно для социализации детей. В силу именно «обратной связи» акции обладают огромным воспитательным потенциалом.
Участие детей в социальных акциях может и должно быть интересным, увлекательным, результативным, эмоционально позитивным занятием, которое позволяет ребёнку и взрослому вместе с ним пережить свою значимость и нужность.
В последнее время современные родители проявляют пассивность и недоверие к процессу обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Причиной является чрезмерный поток информации, которая влияет на формирование стереотипов родителей к образованию; нарушение связей поколений при воспитании детей; профессиональная занятость родителей и перекладывание своей ответственности на образовательные учреждения,
В связи с этим, появилась необходимость в поиске путей решения данной проблемы, Широкое применение получили новые подходы работы, с родителями, которые дают возможность более тесного взаимодействия, укрепления внутрисемейных связей.
Педагоги нашего дошкольного учреждения находят актуальные методы совместной работы с семьями воспитанников. Одной из современных, эффективных форм сотрудничества, на наш взгляд, являются тематические акции.
В нашем детском саду уже в течение многих лет организуются экологические выставки и акции. Ведь организация выставок очень значима как для детей, так и родителей. Выставки и акции, проводимые в ДОУ, это выставки, которые имеют смысл бережного отношения и сохранения нашей природы, они имеют в первую очередь творческое начало, информативны и познавательны. Во время подготовки к выставкам дети узнают много нового и интересного, принимают непосредственное участие.
Например, тематическая прогулка в ближайший парк “Парк имени В. И. Ленина” становится экологической акцией, если сопровождающие родители соберут мусор вокруг игровой площадки, а ребята развесят на информационном стенде рисунки с призывами соблюдать чистоту в местах отдыха.
Природоохранные акции – сравнительно новая форма организуемых в детском саду мероприятий, участниками которых становятся не только воспитанники и педагоги. Поэтому они требуют особого внимания воспитателей в ходе предварительной работы и их проведения. Так, организованная дошкольниками акция «Берегите воду» привлекла внимание общественности актуальностью темы, способствовала расширению знаний детей о воде, воспитанию у них навыков рационального ее использования, ответственности за сохранность окружающей среды, инициировала совместную деятельность педагогов, дошкольников и родителей.
«Добрые крышечки» — это российская эколого-благотворительная волонтерская акция, имеющая двойную цель: сделать наш мир чище и помочь детям, которым нужна поддержка. Проект организован совместно Общественным движением «ДОБРЫЕ КРЫШЕЧКИ» и Благотворительным фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам». Мы тоже не остались равнодушными, запустили эту акцию в нашем детском саду. И хочется сказать, что дети принимают участие в акции с огромным удовольствием, наши дети знают, что, собирая крышечки, они помогают ребятам, которые не имеют родителей. Очень часто утром мы слышим такие разговоры: мама, ну давай, доставай крышечки, я высыплю их в общую корзину. Ура, корзина почти целая! Это говорит о том, что дети понимают, для чего они собирают крышечки. Родители с удовольствием рассказывают, как на работе все сотрудники приносят им крышечки, и родители сами добавляют корзинки добра.
И еще одна акция: помощь приюту животных «Не пройди мимо». Эта акция возникла в саду по инициативе одной из мам, любительницы животных. Она, увидев наш пункт по сбору крышечек добра, подошла и спросила: «А можем мы организовать проект помощь животным?» Запустив опрос в родительские группы, мы получили много положительных отзывов, ведь понимали, что крышечки – это по большому счету, отходы от бутылок с водой, соком, молоком, йогуртом, тем что покупают каждый день и специально ничего покупать не надо. А помощь зооприюту - это приобретение кормов, лекарств, аксессуаров. Достаточно недешевое мероприятие. И не поверите, были приятно удивлены тем, что родители откликнулись. Дети рассказывали, что мамы и папы напоминали, что в саду новая акция помоги животным. За время реализации проекта мы уже передали приюту около четырех больших пакетов с кормами, лекарствами, пеленками и аксессуарами, даже игрушками для животных.
Природоохранная акция «Покормите птиц зимой!» является ежегодной. В зимнее время года зимующим птицам очень трудно найти пропитание и помощь людей для них жизненно необходима. В экологическом музее была проведена экспозиция кормушек, все участники акции и выставки подошли творчески к решению заданий и экспозиция была очень интересной.
Б. А. Столяров, считает, что музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей. Нередко, именно музей, становится источником формирования познавательного интереса, на основе которого у детей закладываются экологические знания о живой и неживой природе, о необходимости бережного отношения к ней [5, с. 112].
Основными целями проводимых нами акций являются: объединение родителей, педагогов и детей, создание благоприятного психологического климата в дошкольном учреждении.
Наш опыт работы с родителями показал, что в результате применения современных форм сотрудничества позиция родителей стала более гибкой, мобильной. Родители стали активными участниками в жизни своего ребёнка и детского сада.
Благодаря использованию тематических акций, в дошкольном учреждении создан единый творческий союз детей, родителей, педагогов, который строится на основе сотрудничества, педагогической компетентности, доверия друг к другу, искренности и доброты.
В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть, что семья и дошкольное учреждение – два важных социальных института в становлении личности ребенка.
Формирование у детей экологических представлений начиналось с рассматривания иллюстраций, чтения художественной литературы. Дошкольники получали элементарные представления в вопросах экологической культуры, через совместную деятельность с педагогом осваивали начальные представления. С детьми проводились тематические экскурсии в парк, собирался гербарий, оформлялись тематические выставки рисунков. При закреплении экологических представлений о природе использовалась ведущая форма деятельности дошкольников – игра (сюжетно-ролевая, подвижные, самостоятельные игры экологического и природоведческого содержания)
Представления детей формировались во время целевых прогулок, экологических игр, что в комплексе способствовало обогащению представлений детей в вопросах экологии. На основе представлений о взаимосвязях в природе и в растительном мире, у детей развивался интерес к природе, интерес к ее познанию, действительная готовность прийти на помощь растениям, если они в этом нуждаются. С детьми создавались коллекции (коллекция комнатных растений, коллекция камней и др., которые нашли свое место в тематических мини-музеях. Любая экспозиция музея учитывала следующую логическую цепочку: восприятие – понимание – осмысливание – закрепление – применение. Создавались коллекции для обогащения представлений детей по экологии, подбирались экспонаты по одной тематике, а затем создавались тематические мини-музеи. Каждый экспонат находился в свободном доступе, чтобы дошкольники могли его использовать не только в совместной деятельности, но и в самостоятельной деятельности, а также во время организованной образовательной деятельности по познавательному развитию. Каждый экспонат, принесенный в мини-музей, имел свою историю.
Работа по формированию экологического воспитания у дошкольников невозможна без тесной связи с семьями воспитанников. Взаимодействие с родителями включало ряд мероприятий, направленных на повышение педагогической компетенции взрослых по вопросам экологического воспитания детей. Взаимодействие с родителями, по принципу равноправных субъектов образовательной деятельности обусловило эффективность процесса воспитания основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Современные дети, особенно городские, сильно оторваны от природы и редко с нею общаются, хотя такая потребность у них есть. Поэтому одна из важных задач развивающей предметной среды в дошкольном учреждении- создание возможности для общения детей с природой. Одну из таких возможностей открывает мини- музей природы. После создания музея природы в детском саду, он завоевал большую популярность среди детей и педагогов.
При формировании коллекций музея мы строго соблюдали правило «Не навреди природе!», а в экспозиции нет пойманных и засушенных насекомых или редких цветков и т. д.. Это очень важный воспитательный момент, на который следует обратить внимание родителей.
Так же в нашем мини- музее есть коллекция природных материалов, собранные детьми и родителями. Во время прогулок дети очень любят собирать камушки и приносить их в группу. Воспитатели отреагировали на это следующим образом: помыли камушки, поместили в коробочку и сделали коллекцию. Она у нас очень часто стала пополняться.
Отправной точкой стала и коллекция предметов, привезенная семьями из путешествий (например, раковины, морская галька, окатанное стеклышко подошли для создания морской мини- коллекции).
Чтобы интерес детей к мини-музею не прошел и со временем, а экспонаты были интересны, в музее «Времена года» экспозиция меняется не менее четырех раз в год. Меняем листья на дереве, осенью пополняем коллекцию плодов и семян, весной – фотовыставкой «Сохраним первоцветы», после летних путешествий- семейными фотографиями летних парков и садов из разных регионов нашей страны и мира.
Родители стали активными помощниками в создании экологических мини-музеев. Совместная работа детей и родителей над экспонатом музея, сделала его близким и понятным каждому ребёнку.
Основываясь на музейной педагогике, дети стали более заинтересованы в данной проблематике, научились не только беречь природу, но и узнали много интересных фактов из жизни животных, насекомых и растений.
Таким образом, важнейшим условием успешной работы по экологическому воспитанию является реализация комплексного подхода, создание мобильной развивающей предметно-пространственной среды (мини-музеев, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе, знакомят с её обитателями и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности. Благодаря мини – музеям возможно построение развивающего вариативного образования, ориентированного на зону ближайшего развития каждого воспитанника и учитывающего его психолого-возрастные и индивидуальные возможности и склонности.
Литература:
Антипина, Г. А. Новые формы работы с родителями в современном ДОУ/Воспитатель ДОУ. - 2011. - No12. – С. 88 – 94.
Белая К. С. Социальные акции в детском саду. Картотека воспитателя. ФГОС ДО"- И. : Русское слово, - 2022 г- 43с.
Больных О. Ю., заместитель заведующего по ВМР МБДОУ «Детский сад № 12»г. Урая ХМАО – Югры
Бутырина, Н. М. Технология новых форм взаимодействия ДОУ с семьей [Текст]: учеб. -метод. пособие / Н. М. Бутырина, С. Ю. Боруха, Т. Ю. Гущина и др. – Белгород: Белгор. гос. ун-т, 2004. - 177 с.
Каменева, Л. А. Мир природы и ребенок. Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева / Изд. : Детство-Пресс, 2003 – 320 с.
Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду / С. Н. Николаева. М., Мозайка-синтез-2010. - 108 с.
Попкова, Н. В. Значимость акции в дошкольном воспитании / Н. В. Попкова, Е. А. Доля. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 43 (229). — С. 81-84.
Рудных Н. В., старший воспитатель МБДОУ «Детский сад № 12» г. Урая ХМАО – Югры
Рыжова, Н. А. Мини-музей в детском саду / Рыжова Н. А., Логинова Л. В., Данюкова А. И. М: Линка-Пресс, 2008- с. 256
Столяров, Б. А. Музейная педагогика: История, теория, практика : учеб. пособие / Б. А. Столяров. – М. : Высш. шк., 2004. – 216 с.
Хаснутдинова, С. Р. Поиск активных форм взаимодействия детского сада с родителями. / С. Р. Хаснутдинова // Воспитатель ДОУ. - 2011. -No11. – С. 82 – 97.
Хайруллина А. Р. Проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу»/Электронный справочник педагога-психолога детский сад -2016. - № 3 .