Лилия Чуенкова
Экологическое воспитание дошкольников на примере сказок В. Бианки. Мастерская–как форма совместной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников на примере сказок В. Бианки. Мастерская –как форма совместной деятельности педагога с детьми.
Воспитание любви к природе- одна из главных задач современного дошкольного образования. Природа способствует гармоничному развитию личности ребенка, положительно воздействует на детскую душу. Дети становятся добрее к животным и растениям. Зажженный когда то в детстве огонек любви ко всему живому, милосердие и доброта становятся неотъемлемой частью самого ребенка и переходят во взрослую жизнь. Укрепляется познавательный интерес.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников на примере сказок В, Бианки, Мастерская–как форма совместной деятельности» размещена в разделах
- Бианки В. В.
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Наша задача создавать условия, позволяющие детям самостоятельно или совместно со взрослым открывать мир природы, изучать его, познавать с разных сторон.
Большинство этих задач решается в произведениях Виталия Валентиновича Бианки. Наука и литература в его жизни были всегда рядом и часто переплетались. Оказалось, что сказка может быть проводником положительных знаний, доступных самому маленькому слушателю или читателю. Сколько чудесного и доброго открывает для себя ребенок, узнавая истории героев произведений В. Бианки. Вот муравьишка спешит куда-то, жучок сидит на былинке, а где-то далеко в поле мышонок плетет себе гнездышко из травинок. Летом ребенку открывается море возможностей для исследования мира природы. И если жизнь диких зверей не доступна для ребенка, то наблюдать за насекомыми и птицами можно без особых условий. С произведениями В. Бианки мир для ребенка раскрывается во всей полноте. Из этих сказок дети узнают о взаимной связи среды и организма, об относительной целесообразности в природе. Мир братьев наших меньших становится ближе, понятней. И ребенок в свою очередь становится ближе к этому еще не изведанному миру. Муравьишки уже не просто суетятся под ногами-они делают знакомую работу, где то в траве снуют сотни насекомышей, прячутся лягушки, порхают бабочки. А если повезет можно увидеть птичье гнездо.
Как то в конце лета, гуляя с дочерью по лугу мы увидели комочек из травы, который висел на травинках. Я сразу узнала гнездо мышек полевок.
Мы слегка дотронулись до этого шарика и в тот же миг оттуда вывалились два мышонка (даже кувыркнулись) и исчезли в траве. Позже мы приходили к этому «гнездышку» -но там никого не было. Я срезала травинки и принесла этот мышиный домик детям в детский сад. Я как раз читала им книгу про мышонка Пика. Кстати дети очень полюбили это произведение (не смотря на некоторые трудные места в книге). Мы читали «Пика» два раза (по просьбе самих детей. Они просили прочесть даже в третий раз, но я решила сделать паузу и читала другие сказки В. Бианки.
Читая «мышонка» -дети сделали много открытий. И про жизнь мышей, и про жизнь сов, узнали, как мыши разоряют гнезда шмелей. В сказке «Сова» очень просто и доступно пониманию детей автор показывает зависимость одного явления в природе от другого. В простой цепи факторов: сова-полевые мыши-шмели-опыление клевера--раскрывается смысл сложного взаимоотношения между организмами.
А как мышонок Пик попал в дупло к сове или как за ним гналась лиса. слушая эту сказку, дети путешествовали вместе с мышонком из одной главы, в другую. Такое своими глазами не всегда повезет увидеть. Но теперь, придя в лес или на луг каждый ребенок, возможно, вообразит героев сказки. Да, а какой чудесный мультфильм снят по этому произведению. И музыка из этого мультика---дети тоже с удовольствием слушают тему из одноименного мультфильма.
Результатом нашего достаточно долгого «общения» по теме сказки, я решила сделать с детьми поделку в форме совместной деятельности, которая называется «мастерская». А сама поделка называется «У Мышки в норе»
Мастерская-это форма организации совместной продуктивной деятельности. Это не просто занятие по лепке, рисованию, аппликации, а форма с преобладанием коллективных форм работы.
Здесь важно, что ребенок самостоятельно осуществляет выбор деятельности. Это выбор не между деятельностью и бездельем. Ребенок сам решает, какой элемент поделки он будет делать. В данном случае на картоне был нанесен рисунок и я объяснила детям, что и где будет расположено в этой норке. Мы еще поговорили накануне о том, как мышка делает запасы к зиме, как может быть устроена ее норка, что там может быть. Пусть не по настоящему, как в природе, а как в сказке.
Мы рассматривали иллюстрации из сказки «Дюймовочка»-как раз там есть похожая картинка. Кстати, дети сами предложили скомбинировать образ двух мышек в одной норе и поместить туда же Дюймовочку с ласточкой.
Еще одна особенность этой формы организованной деятельности то, что работа детей здесь может осуществляться в индивидуальном темпе, и самостоятельность и инициатива ребенка проявляются именно в том, что он может сам запланировать, какую часть работы он выполнит сейчас, вместе со всеми, а какую часть работы он оставит на потом. Самое главное, что бы работа была завершена, что бы получился задуманный результат. Что бы этот результат был качественным.
В завершении нашей работы мы еще раз поговорили о том, что сделали вместе, что ребятам понравилось. Что они хотели бы еще сделать. Но мы не попрощались со сказками В. Бианки. А только перешли к новой страничке узнавания мира природы по произведениям полюбившегося автора.