Вера Перетягина
Экологическое воспитание дошкольников «Люби и знай природу родного края — города Челябинска»
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ: ЛЮБИ И ЗНАЙ ПРИРОДУ РОДНОГО КРАЯ
Перетягина Вера Николаевна
воспитатель высшей категории,
МБДОУ ДС №382 г. Челябинска,
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста. Раскрывается важность бережного отношения к природе, основная цель экологического образования, а также формы и методы работы с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников „Люби и знай природу родного края — города Челябинска“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Челябинская область, Челябинск
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Ключевые слова: педагогика, экологическая грамотность, экологическое воспитание, экологическая культура.
На современном этапе развития нашей страны одним из наиболее важных вопросов является вопрос об охране окружающей среды. Воздействие человека на окружающую среду, экологическая грамотность, бережное отношение к природе принимает глобальные масштабы. Вследствие чего экологические проблемы становятся содержанием многих педагогических программ.
Формирование бережного отношения к природе необходимо прививать с раннего возраста, таким образом, у ребенка появляется любовь к месту, где он живет, желание его охранять, что впоследствии приведет к любви своей Родины. Цель экологического воспитания, привить любовь к Родине, к родному краю посредством бережного отношению ко всему живому.
Показателем эффективности экологической воспитанности можно назвать не только поведение детей и знания, но также и их участие в улучшении природного окружения своего края. Значительную роль играет взрослый, который своим собственным примером и поведением к природе и окружающей среде способен оказывать сильное воздействие на личность ребенка.
В нынешних реалиях, каждому педагогу необходимо иметь понятие об экологическом воспитании, вне зависимости от того в какой области он специализируется. Все сферы развития личности неразрывно связаны с воспитанием у ребенка ответственного отношения к миру природы.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста сегодня последовательный, планомерный педагогический процесс формирования системы экологических знаний, умений, навыков, взглядов, убеждений, нравственных у личности ценности, так как в дошкольном возрасте закладывается фундамент знаний о природе.
В экологическом воспитании детей дошкольного возраста основное внимание уделяется тому, что именно человек ответственный за загрязнение природы, которое в свою очередь приводит к другим масштабным проблемам. Таким образом, проживая в непосредственной близости от природы экологическое образование и формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, является актуальной задачей дошкольного воспитания.
По ФГОС, экологическое воспитание дошкольников это одна из составных частей всего образовательного процесса. Оно не только развивает мышление, речь, способствует развитию эмоциональной сферы, но и закладывает основы нравственности, влияет на становление личности ребенка в целом.
Основной целью экологического образования является формирование основ экологического сознания и экологической культуры, которое в свою очередь осуществляется путем решения ряда задач, а именно обогащением детей знаниями о природе, путем формирования представлений о взаимосвязях и взаимозависимостях всех компонентов природы, а также путем прививания практических навыков и умений.
Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место следует отнести наблюдению. Его сущность заключается в познании природных объектов через различные формы восприятия – зрительное, слуховое, тактильное, обонятельное, и др. С детьми младшего возраста, возможно, вести наблюдения за изменениями в природе: за солнцем и дождем, за птицами (голубем и вороной, за каплями дождя на стекле. Наблюдения, прогулки, экскурсии дают детям почву для размышлений. У них появляется множество вопросов «Почему?» и «Зачем?».
Познание дошкольниками окружающего мира, явлений природы возможно не только посредством наблюдений, но и посредством моделирующей деятельности. С дошкольниками можно создавать и использовать самые различные модели. Например: «Календарь наблюдений за сезонными изменениями природы»; «Календари наблюдений за растениями»; «Календарь наблюдений за птицами».
Работа с дошкольниками в детском саду по экологическому воспитанию осуществляется с детьми и педагогами, с детьми и родителями. При работе с детьми и педагогами, главная роль отводится воспитателю для того, чтобы донести информацию до детей непосредственно через образовательную деятельность, тематические игры, наблюдения, работа в живом уголке. Совместная работа детей и родителей может осуществляться через поездки на природу, совместное благоустройство и озеленение территории, участие в конкурсах рисунков и поделок, семейные газеты и т. д. Такая форма работы способствует экологическому развитию детей и взрослых, и, конечно же, взаимодействию детского сада с семьями воспитанников, так как только совместными усилиями можно решить главную задачу — воспитать экологически грамотного человека.
И подводя итог можно сказать, что результатом экологического воспитания является экологическая культура личности, которая в свою очередь состоит из знаний о природе и умение использовать их в реальной жизни, в разнообразной деятельности в играх, труде, быту.