наталья зиновьева
Экологическое воспитание дошкольников летом
▼ Скачать + Заказать документы
Дети просто обожают лето, ведь это самое яркое и веселое время года. Оно всегда дарит тепло, радость и множество положительных эмоций. Детям про лето можно рассказывать бесконечно. Ведь оно так прекрасно!Основные знания о природе дошкольники получают не на занятиях, а в повседневной жизни. Поэтому воспитателю необходимо целенаправленно и постоянно вести эту работу, помогать детям, накапливать представления о природе, поддерживать их любознательность и активность.
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников летом» размещена в разделах
Младшая группа. Воспитатель продолжает знакомить детей с растениями и животными, учит ухаживать за ними, поддерживать любознательность. Время от времени он приносит новых обитателей (жук, бабочка, стрекоза и т. д., учит детей рассматривать их, бережно к ним относиться.
В результате наблюдений и труда у детей формируется конкретные представления о внешнем виде растений, некоторых способах ухода за ними. Дети должны научиться различать отдельных животных по внешнему виду и поведению, бережно к ним относиться и обеспечить элементарный уход (кормить, поить) .
Средняя группа. В процессе наблюдений, игр, практических действий дошкольники знакомятся со свойствами природных материалов – песка, глины, воды, камня. Закрепляются представления о состоянии погоды летом (тепло, светит солнце, ярких летних явлений (гроза, небо, затянутое тучами, радуга и т. д.) . В течение лета дети ухаживают за огородом и цветником: поливают растения, рыхлят землю, пропалывают от сорняков. При этом воспитатель сообщает о назначении различных видов ухода. Дети наблюдают за растениями после полива и после дождя, до и после рыхления почвы, устанавливают связь между состоянием растения и условиями, в которых оно находится, уходом за ним. В процессе выращивания растений малыши начинают понимать, что ходить надо только по дорожкам, нельзя затаптывать клумбы и грядки, бегать по ним т. д.
Старшая группа. Дети продолжают ухаживать за животными и растениями в цветнике. Детей следует научить пропалывать грядки: подчеркнуть, что сорную траву надо вытаскивать с корнем и уносить из междурядий, попросить ответить, почему нужно делать так. Поливают растения, рыхлят землю.
Летом появляется возможность показать детям разнообразие растительного мира. В старшей группе детского сада календарь природы может быть несколько усложнен, так как у детей шестого года жизни возросли возможности воспринимать и осмысливать природные явления, отражать увиденное в рисунках, а также простейших схематических изображениях. В календарь природы в старшей группе, также как и в средней, следует помещать наиболее интересные рисунки детей, отражающие их наблюдение за погодой, жизнью растений и животных, людей.
Подготовительная к школе группа. Накануне школы обогащение представлений детей о природе по-прежнему остается для воспитателя важной задачей. Вместе с тем накопленные детьми знания о растениях, животных, опыт практической деятельности по уходу за живыми существами, их выращиванию систематизируются и обобщаются. Основными формами опыта работы в подготовительной к школе группе являются наблюдения и труд в уголке природы и на участке, а также прогулки и экскурсии за его пределами.
На участке детского сада, на прогулках дети наблюдают за летними явлениями в природе и их динамикой: увлечением продолжительности дня в начале лета и его сокращением в августе; изменением высоты стояние солнца: к концу лета она также существенно меняется, солнце и в полдень не так высоко, как в июне. Определяя высоту стояния солнца в течение дня (утром и в полдень, дети с удовольствием наблюдают за тенью – своей или окружающих предметов, измеряют ее при помощи условной мерки.
Летом воспитатель организует наблюдения за такими явлениями природы, как гроза, радуга, роса и туман, дождь (ливень, мелкий моросящий, «грибной», солнцепек и т. д. Причины некоторых из них воспитатель может установить совместно с детьми.
Так же как и в предыдущих группах, в подготовительной к школе группе ведется календарь природы. Важной частью календаря становится лист, отражающий погодные условия в течение месяца. В клеточках, соответствующих дням и неделям месяца, дети фиксируют ежедневно состояние погоды, используя для этого условные обозначения. В конце месяца с помощью воспитателя подсчитывается количество солнечных, пасмурных, ветреных, дождливых и других дней и делается вывод о преимущественном состоянии погоды в течение месяца.
Лето в сказках
Лето – сказочная пора, насыщенная невероятными событиями и чудесами! Дети очень любят сказки.
К самым известным летним сказкам относится произведение Д. Мамина-Сибиряка из цикла «Аленушкины сказки» — «Сказка о том, как жила-была последняя муха».
Рекомендую познакомиться поближе с «Лесными сказками» Сладкова Н. И. Чудесные летние сказки есть у Г. Скребицкого — «Лесное эхо» и «Лесной голосок». Поучительную и трогательную сказку «Дудочка и кувшинчик»написал Валентин Катаев.
К сказкам был неравнодушен и величайший классик Л. Н. Толстой. Познакомьте детей с его сказками о лете «Белка и волк», «Перепелка и ее дети».
Для тех, кому нравится что-то необычное, стоит почитать В. Берестова «Честное гусеничное» или Г. Цыферова «Муравьишкин корабль».
Рассказы о лете
Чтобы проникнуться еще больше духом лета, его буйством красок и ароматов, узнать еще больше о лете, читайте с дошкольниками детскую литературу об этом невероятном времени года. Самые интересные и запоминающиеся произведения:
С. Аксаков «Полевая клубника» и «Грузди»;
И. С. Соколов-Микитов «Лето в лесу», «Пауки», «Бурундук», «Рассказы о природе»;
Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве», «О муравьях», «Как волки учат своих детей»;
В. Бианки «Лето», «Разговор птиц в конце лета», «Мишка-башка», «Как муравьишка домой спешил»;
А. Тургенев «Бежин луг»;
К. Г. Паустовский «Золотой линь», «Летние дни», «Собрание чудес», «Дремучий медведь», «Поэзия дождя»;
М. Пришвина «Первый рак», «Недовольная лягушка», «Осиновый пух», «Красные шишки», «Пень-муравейник». «Закат года», «Тёмный лес», «Зарастающая поляна», «Рожь наливает», «Ель и берёзка», «Дятел». «Лесные жилища», «У старого пня»;
Н. Носов «Тук-тук-тук», «Огурцы» и «Огородники».