Юлия Федорченко
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС может осуществляться по двум направлениям: основное, которое разрабатывается ДОО самостоятельно на основе примерной образовательной программы (на него отводится 60% учебного времени); парциальное, которое дополняет программу и может занимать 40% учебного времени. Может использоваться другая парциальная программа, которая дополняет учебный план и может занимать 40% учебного времени.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Согласно стандартам, образовательная программа имеет пять направлений, которые формируются через знакомство детей с миром природы. В рамках познавательного развития у дошкольников формируются первоначальные представления об объектах окружающего мира, о Земле как общем доме человечества и ее природных особенностях. Художественно-эстетическое развитие включает в себя развитие предпосылок восприятия и понимания ценности природного мира, формирование эстетического отношения к окружающему миру, формирование гуманного, внимательного, заботливого и эмоционально положительного отношения к миру природы. В результате развития социального взаимодействия формируются основы безопасного поведения в природе, обществе и повседневной жизни, развиваются эмоциональные реакции и сопереживание по отношению к природным объектам. Речевое развитие направлено на ознакомление детей с природоведческой литературой. Область физического развития включает в себя формирование ценностей и навыков здорового образа жизни ребенка. Таким образом, ФГОС ДО устанавливает ряд требований к осуществлению образовательной деятельности, в которой большое значение придается развитию экологической культуры ребенка. Первые основы экологической культуры закладываются в процессе общения с природой и в правильно организованной образовательной деятельности.
Игра занимает важное место в формировании экологической культуры и находится в центре детской деятельности. В процессе игры они накапливают представления об окружающем мире, творчески уточняют, расширяют и закрепляют полученные ранее знания животных, растениях и природных явлениях.
Активно ведется поисковая и исследовательская деятельность, направленная на выяснение причин природных явлений, а также отношений и связей между предметами и явлениями. Проводя различные опыты и эксперименты, дети получают возможность разгадать секреты природы и узнать о природных свойствах неживых объектов (воды, снега и т. д., а также о ключевых условиях для полноценного развития и роста растений.
Дети также узнают о важности красивой, упорядоченной и чистой окружающей среды для здоровья каждого человека, познакомятся с природными материалами и их использованием в хозяйственной деятельности человека. Эти занятия помогает им распознавать причинно-следственные связи и развивать наблюдательность и мышление.
Ухаживая за комнатными растениями, дети приобретают практический опыт работы с природной средой. После первоначального понимания потребностей растения и условий, необходимых для их удовлетворения, можно оценить внешние признаки растения – индикаторы его здоровья. Наблюдая за состоянием растения, дошкольники «сопереживают» ему и пытаются помочь. Такие задания развивают в детях бережное отношение к природе.
Целевые прогулки или экскурсии – это эффективный способ обучения детей экологии. Чтобы реализовать свое желание узнать как можно больше о природных объектах, привлекающих их внимание, дети старшего возраста принимают активное участие в процессе наблюдения. Во время прогулок они должны обращать внимание на красоту природы и погодные явления. Наблюдения за поведением животных и состоянием растений должны учить детей самостоятельно замечать, называть и делать выводы о природных явлениях, а также побуждать их задавать вопросы. С каждым наблюдением дети могут расширять и углублять свои представления об окружающей природе, приобретать новые знания, пробуждать любознательность и пытливость.
Наиболее распространенной образовательной деятельностью является наблюдение. При проведении такой образовательной деятельности с дошкольниками 5 лет необходимо учитывать такие особенности детей этого возраста, как перцептивная дифференциация и умение выделять четыре- шесть признаков наблюдаемого объекта (признаки наличия растений, признаки поведения животных, признаки внешнего строения объекта и т. д.).