Елена Баранова
Экологическое воспитание дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Восхищение красотой природы, ее охрана и рациональное
природопользование - неразрывные звенья в цепи экологического
воспитания.
В условиях экологической катастрофы большое значение имеет
экологическое воспитание. На современном этапе вопросы взаимодействия
природы с человеком выросли в огромную экологическую проблему. Если
люди в ближайшее будущее не научатся бережно относиться к природе, они
Публикация «Экологическое воспитание дошкольников» размещена в разделах
погубят себя. А для того, чтобы это не случилось, надо воспитывать
экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое
воспитание надо с дошкольного возраста.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои
поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их
последствиям, то есть оценивать настоящее в свете будущего. Только при
таком воспитании подрастающего поколения будущее человечества окажется
в серьезных руках.» - писал профессор М. Камшилов.
Главная задача экологического образования – развитие экологической
культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания,
экологических чувств и экологической деятельности. Очевидно, что процесс
развития экологической культуры не прост и длителен. Поэтому его нужно
начинать с самого раннего возраста.
Проблема экологического образования сегодня волнует всех: ученых,
педагогов, общественность. Объективностью такого поведения является тот
факт, что каждый человек не контактирует с природой. Она стала для него
пустым словом, не наполненным конкретным содержанием. Однако природа
должна стать для каждого человека родной, знакомой и понятной.
Что же могут сделать педагоги, для решения этой проблемы? Решение
вопросов экологического воспитания видится мной в организации работы в
двух направлениях:
- формирование начал экологической культуры у детей, то есть научить
детей культурному обращению со средой обитания, помочь им ощущать
тесную связь природы и людей. - развитие экологической культуры у
взрослых, так как в большинстве своем поведение детей основано на
подражании.
Мы обязаны научить детей любить, уважать и защищать природу, но прежде
сами должны научиться любить ее.
В ДОУ проводится большая работа по экологическому воспитанию
дошкольников. В методическом кабинете имеется: природоведческая
литература, пособия, схемы, таблицы, дидактические пособия, игры
экологического содержания. Экологические знания включаются во все
занятия и другие виды детской деятельности. На занятиях дети получают
знания о ценности воды в природе, о взаимодействии живых организмов, о
животных и растениях других материков, о человеке, как части природы.
Учатся моделировать, выделяя самые главные существенные признаки.
Концепция дошкольного воспитания нацеливает на использование
нетрадиционных форм занятий с детьми: путешествия в лес, КВН, “Что?
Где? Когда?”, “Поле чудес”,“Экологические тропы” и т. п.
Формы и методы работы с детьми использую самые разнообразные: это
экскурсии, наблюдения, рассматривание картин, занятия, беседы,
эксперименты и опыты, экологические тесты и задачи, видео и аудиозаписи,
но главная роль принадлежит игре, как важнейшему виду детской
деятельности. Она является эффективным средством формирования личности
дошкольника, его морально – волевых качеств.
Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать
возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном
внимании и сопереживании взрослого.
Существует несколько видов экологических игр :
• Дидактические заключаются в расширение кругозора, познавательная
деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие
трудовых навыков.
• Воспитывающие способствуют воспитанию самостоятельности, воли,
сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
• Развивающие осуществляют развитие внимания, памяти, речи, мышления,
умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения,
фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной
деятельности.
• Социализирующие приобщают к нормам и ценностям общества, адаптация
к условиям среды, саморегуляции.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее
определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием,
сюжетом, персонажем. При этом игровой сюжет развивается параллельно
основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный
процесс, осваивать ряд учебных элементов.
В практике могут быть использованы самые различные игры. Например,
«Закончи предложение» - воспитатель говорит начало фразы, а дети должны
придумать конец: «Белка осенью запасает корма, потому что…», «Весной
листья на деревьях растут, а осенью…», «Летом бывает дождь, а зимой…».
Наиболее интересными являются игры в загадки-описания – они упражняют
детей в умении выделять характерные признаки предмета, называть их
словами, воспитывают внимание.
Опыт моей работы еще раз убедительно показал, что воспитание
положительного отношения к природе должно основываться на взаимосвязи
между полученными знаниями и практической деятельностью. Чувство
любви к природе и соответствующее ему поведение развиваются постепенно
и имеет общественную значимость.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что экологическое
воспитание в современном мире просто необходимо и востребовано, так как
ситуация в природе усугубляется с каждым годом всё больше и больше,
вопросы экологического воспитания детей дошкольного возраста довольно
широко разработаны учеными и представлены в разнообразных вариантах в
учебно-методической литературе.