Марина Гераськина
Экологическое воспитание детей младшего дошкольного возраста (2 полугодие)
▼ Скачать + Заказать документы
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за состоянием и изменениями погоды: тепло, холодно, идёт снег, дует ветер, светит солнце. Снег красиво падает. Поймать снежинку и рассмотреть. На тёплой ладошке она тает. Если намело много снега, то появились сугробы.
Наблюдение за деревьями: у дерева есть ствол. На рябине сохранились ягоды. Ветер сдувает снег с деревьев.
Наблюдение за ветром: холодный, поднимает и кружит снег. Люди тепло одеты.
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Природа, планета Земля, экология
- Средняя группа
- Экология, природа. Консультации для педагогов
- Темочки
Наблюдение за зимующими птицами: голубями, воробьями, воронами. Им нечего есть. Покормить сухими крошками. Как они себя ведут. Их внешние различия. Прыгают, летают. Во время полёта машут крыльями. Тело покрыто перьями. Холодно – нахохлились. Воробьи летают стайкой.
Целевые прогулки: «В гостях у нас Снегурочка» (знакомство с берёзой и ёлочкой, их отличительными внешними признаками);
«Какие воробьи, а какие вороны?» (отличие по размеру и окраске).
Экспериментирование: «Цветные льдинки». (Воду можно налить в формочки и заморозить. Если воду подкрасить то получатся цветные льдинки.)
Формирование представлений о причинно-следственных явлениях природы характерных для января.
Ознакомление с рябиной, знакомство с названиями частей растения. Чтение стихотворения И. Токмаковой «Ягодка рябины».
Ознакомление с особенностями зимней погоды; тёплые предметы одежды защищают людей от ветра, снега. Формирование начал осознанного отношения к своему здоровью.
Формирование умений: наблюдать за птицами; различать и правильно называть их; наблюдать за их действиями, повадками.
Формирование бережного отношения к птицам, стремления заботиться о них: крошить подсушенный хлеб, насыпать зёрна в кормушку. Ознакомление с элементарными правилами поведения в природе.
Продолжение ознакомления с елью (ствол, ветки, листья – иголки). Объяснить, почему листья этих деревьев называются иголками. Предложить найти различия. Ель зимой выглядит также как осенью. Рассказать об осторожном обращении с иглами.
Продолжение ознакомления с птицами. Формирование умения различать их по окраске и размеру. Развитие интереса к жизни птиц. Чтение стихотворения В. Орловой «Воробей».
Формирование начальных представлений о «превращениях» воды под действием изменения температур.
Д. /и. «Это зима?» использование КТ;
Развивающие игры: «Походим по снегу» (измерить палочкой глубину)
Развивающая игра: выкладывание картинки на магнитной доске: «Зима».
Формирование представлений о характерных признаках зимы – учить называть различные зимние явления природы (много снега, холодный ветер, мороз).
Формирование умения экспериментировать.
Закрепление представлений о зиме, как о времени года.
П. /и. : «Ворона и собачка», «Закружились снежинки», «Раз, два, три: - к дереву беги!», «Птички и кот». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Художественное творчество. Лепка: «Нос для снеговика», Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.
Чтение художественной литературы. Р. н. сказки: «Кот, петух и лиса». Развитие представлений о животных.
Рассматривание иллюстрации: «Медведь в берлоге». Чтение стихотворения И. Токмаковой «Как на горке снег…» Формирование представлений о жизни медведей в зимний период.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за ветром: качает ветки, гонит облака.
Наблюдение: рассматривание следов человека, собаки, птиц на снегу.
Наблюдение за снегом: снег белый, пушистый, холодный, покрывает землю, лежит на скамейках, деревьях. Глубокий, трудно ходить. Померить глубину палкой. Снег на солнце тает.
Наблюдение за небом: цвет, облака, светит ли солнце. Солнце светит ярче, птички поют громче.
Наблюдение. Рассматривание льда: (свойства) лёд прозрачный, твёрдый, скользкий. Замёрзла вода, получился лёд. Лёд в тёплой комнате тает, получается вода.
Наблюдение за сосульками: они длинные, тонкие, с них капает вода.
Наблюдение за солнцем: яркое, тёплое. Снег на солнце тает. Ему рады птицы. Солнце весну в гости приглашает.
Наблюдение за стаей свиристелей (выклёвывают зёрна из ягод рябины) и за красногрудым снегирём
Целевые прогулки: «Зимние забавы» (снежные постройки, игры);
«Где спит медведь?».
Экспериментирование: «Во что превратился снег?» Снег растаял, превратился в воду.
Ознакомление с особенностями ветреной погоды зимой.
Развитие интереса и умения наблюдать.
Формирование представлений о свойствах снега. Формирование умения выявлять качества снега при помощи несложных действий (в мороз не лепится; скрипит под ногами; становится пушистым; тает в тепле). Ознакомление с правилами безопасности: нельзя снег брать без рукавичек – замёрзнут руки.
Формирование умения наблюдать, отвечать на вопросы воспитателя.
Ознакомление с правилами безопасности в период активного таяния снега.
Формирование представлений о ранней весне и роли солнца в природных изменениях.
Ознакомление с перелётными птицами их внешним видом. Чтение стихотворения М. Барина «Ой, какие снегири…».
Ознакомление с играми старших детей.
Формирование представлений о состоянии вещества.
Д. /и. : «День, ночь»
Развивающие игры: «Назови дерево» (берёза, яблоня, клён, ель,
«Назови птицу» (воробей, синица, снегирь, ворона).
Формирование начальных представлений о различных частях суток; умения называть время суток.
Упражнение в отличии и назывании деревьев.
Формирование умения называть птиц по описанию.
П. /и. : «Воробушки и кот», «Снежинки», «Раз, два, три: к дереву беги!», «Лохматый пёс». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Художественное творчество: Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.
Беседы на темы: «Где живут звери?».
Отгадывание загадок о животных. Формирование умения отгадывать загадки.
Видео – презентация: «Зима». Признаки зимы: холодно, много снега. Он лежит везде: на земле, домах, деревьях. Люди тепло одеты. Закрепление знания признаков зимы.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за солнцем: светит ярко, пригревает. Птицы весело щебечут.
Наблюдение за ветром: сильный, слабый, порывистый. Дует еле – еле.
Безветрие. Гонит облака. Качает деревья. Крутит вертушки.
Наблюдение за снегом: весной начинает таять, появились лужи. Был снег белый, а стал серый.
Наблюдение за птицами: воробьи: весело щебечут, держатся стайками, перелетают с куста на куст, рады теплу. Отличать и называть воробья, ворону, голубя.
Наблюдение за небом: весной небо чистое, безоблачное. Иногда плывут белые облака, они лёгкие и пушистые. Тёмные тучи к дождю.
Целевые прогулки: «Солнышко пригревает» ( ранняя весна: раскрылись почки, появились первые листочки).
«Это чей дом?» (Берлога, скворечник, дупло, конура, норка)
«Кругом вода» (талый снег);
«Весёлые воробьи»
Ознакомление с переменами в поведении птиц.
Формирование умения отмечать, какой ветер. Ветер сильный – сильнее крутятся вертушки.
Формирование представлений об изменениях в природе, смене сезона: начинается весна.
Формирование представлений о птицах: как передвигаются (ходят, прыгают, летают); как питаются (клюют корм, пьют воду из лужи). Вспомнить строение тела птички. Воспитание эмпатии.
Ознакомление с признаками погоды: тёмные тучи на небе к дождю.
Закрепление знаний о весне.
Уточнение названий разных жилищ у животных
Расширение представлений о талом снеге: пришла весна, стало теплее, снег мокрый, он тает,
появляются лужи.
Расширение представлений о весне: Развитие умения наблюдать за окружающим. Воспитание эмоциональной отзывчивости.
Рассматривание фотографий на тему: Домашние питомцы. Формирование умения отвечать на вопросы о своём питомце и передавать своё отношение к нему. Формирование доброжелательного отношения к животному.
Рассматривание иллюстраций Е. Чарушина в книге С. Маршака «Детки в клетке». Расширение представлений о диких животных (внешний вид, особенности передвижения, питания, среда обитания).
Д. /и. «Кукла Маша на прогулке весной»
Развивающие игры: «На что похожа ветка?»,
«Тёплый – холодный». Вода, снег, лёд – холодные. Варежки, шапки, ладошки – тёплые. Формирование умения называть предметы верхней одежды для весеннего сезона: куртка, перчатки, вязаная шапка и сапоги.
Развитие представлений и воображения; умения находить сходство со знакомыми предметами (дорожка, дерево, ёлочка).
Формирование умения определять на ощупь температуру предметов.
П. /и. : «Солнышко и дождик», «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Мыши и кот». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Экспериментирование с песком.
Художественное творчество. Рисование: «Цветы», «Солнышко и облака». Лепка: «Сосульки». Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.
Чтение художественной литературы: стихотворение Г. Сапгира «Кошка». Рассказывание произведения К. Ушинского «Гуси». Чтение сказки В. Бианки «Теремок». Развитие представлений о жизни животных и птиц.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдения за сезонными изменениями: воркуют голуби, чирикают воробьи. Тепло, солнечно.
Наблюдения за насекомыми: бабочки, жуки летают, муравьи ползают.
Наблюдения за травой: зелёная, тонкая, нежная, мягкая. Гнётся, ломается.
Наблюдения за лужами: вода собирается в одном месте. Лужи глубокие и мелкие.
Целевые прогулки: «Капель песенку поёт»,
«Солнышки в траве» (одуванчики);
«Где моя мама?» (детёныши животных,
Экспериментирование: «Измерь лужу палочкой».
Ознакомление с изменениями в природе с наступлением тепла, показать, как чудесным образом меняется всё вокруг под солнечными лучами.
Формирование желания любоваться первой травкой и представлений о ней.
формирование представлений об изменениях происходящих в неживой природе с наступлением тепла.
Ознакомление с первым весенним цветком, его строением.
Закрепление названий мам разных детёнышей животных.
Развитие представлений о глубине: глубокая и мелкая.
Беседы на темы: «Природа просыпается», «Зеленая весна». Формирование представлений о приметах весны
Развлечение: «Весна пришла!». Развитие эмоционально-чувственной сферы. Закрепление представлений о весне, как времени года.
Д. /и. : «Расскажи, какой это цветок?»; «Узнай птицу» (воробей, синица, голубь, снегирь, ворона); «Когда это бывает?».
Развивающие игры: «На что похоже облако?», «Что спрятано под снегом?»
Развитие наблюдательности
П. /и. : «Вышла курочка гулять…», «Мышки – трусишки», «Птички и кот», «Воробушки и автомобиль», «Мишка по лесу гулял…». Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Рассматривание игрушек: корова, коза. Назвать части тела, а также: рога, копыта, вымя. Формирование представлений о внешнем виде животных и о характерных действиях для данных животных.
Художественное творчество: рисование «Одуванчики в траве». Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.
Чтение художественной литературы. Песенки: «Снегирёк», «Здравствуй, весна!». Чтение рассказа Г. Балла «Желтячок», сказки В. Бианки «Лис и мышонок». Заучивание стихов о весне, цветах. Развитие представлений о животных и птицах.
Видео - презентация: «Весна». Природа просыпается. Солнце тёплое, снег тает. Раскрылись почки. Появились первые цветы.
Наблюдение за объектами живой и неживой природы.
Наблюдение за сезонными изменениями: распустились цветы, зеленеет травка. На деревьях и кустарниках много зелёных листьев. Рады теплу люди, птицы, животные, насекомые.
Наблюдение за растениями: у дерева ствол, ветки, листья, корни.
Наблюдение за цветущими растениями. Закрепить названия частей растения: стебель, лист, цветок.
Наблюдение за червяком (особенности).
Наблюдение за насекомыми: мухами, бабочками, жуками, муравьями, «Божьими коровками».
Целевые прогулки: «Дождик песенку поёт»,
«Мать – мачеха» (знакомство с растением).
Наблюдение за растениями в группе:
Формирование понимания связей в природе.
Создание радостного настроения.
Ознакомление с растением – первоцветом (вспомнить части растения).
Формирование умения замечать изменения произошедшие с момента прошлого наблюдения; отметить необходимость полива.
Экспериментирование с песком: сухой – рассыпается, а сырой – сжимается. Закрепление представлений о свойствах песка: сухой – рассыпается, из влажного можно лепить; после дождя песок мокрый. Закрепление правил безопасного поведения: после игры с песком надо мыть руки.
П. /и. : «Кот и мыши», «Солнце и дождик», «День и ночь» Формирование представлений об объектах живой и неживой природы посредством п. /игр.
Д. /и. : «Угадай по описанию» (дерево, куст, трава);
«Кого не стало?» по теме «Лесные звери»;
«Раз, два, три, к дереву беги!»
Упражнение в правильном назывании диких животных и их детёнышей.
Упражнение в различении деревьев, кустарника и травы.
Чтение художественной литературы. Чтение сказки С. Маршака «Сказка о глупом мышонке», стихотворения «Усатый – полосатый». Развитие представлений о животных-героях сказки.
Художественное творчество Формирование умения передавать наблюдаемые явления природы в продуктивных видах деятельности.