Приложение МААМ

Презентация «Экологическое образование — смена стереотипов»

Паршина Марина Сергеевна
Презентация «Экологическое образование — смена стереотипов»
▼ Скачать + Заказать документы

1. Стереотип "Человек - царь, хозяин природы" наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов. И только во второй половине 90-х годов он стал постепенно исчезать из дошкольной педагогической литературы. Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы - прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.

Темочки:

2. Стереотип "Вредные и полезные животные, растения". В широко распространенной до сих пор классификации живых организмов на "вредных, опасных и полезных", основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, "вредности" ядовитых грибов, а затем - о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно. Мы должны четко разделять две среды: в одной из них - искусственной, созданной человеком, - законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем "вредными" (тараканов, крыс, мышей, должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.

3. Еще один пример распространенного в дошкольной педагогике подхода - объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком. Выражения "Лес - наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи", "Природа - наше богатство, потому что она дает нам. " в качестве аргументации необходимости бережного отношения к природе употребляют 82% опрошенных мною педагогов, работающих в нашем ДОУ. С таких же позиций рассматриваются и другие сообщества - реки, озера, моря: "Белое море - это сокровищница. Но главное его богатство - это рыбы" (такой подход верен с позиции рыбака, но не эколога; для целей же экологического воспитания важно показать ребенку значение всех обитателей моря, их связи между собой). Если же следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, может быть, призывая ребят беречь лес, мы крайне мало говорим о важности охраны болот, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего следует сказать о самоценности природы, а лишь затем - о том, как мы ее используем.

4. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого воспитателя к тому или иному объекту. Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам хорошо прослеживается во многих работах по экологическому образованию дошкольников и крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми.

Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка (заметим - у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы) выражения типа: "Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!" Как уже отмечалось, обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк - нужно его раздавить. А с точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.

Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом. Однако с точки зрения экологического образования необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.

Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Презентация о проекте «Афлатун: социальное и финансовое образование детей» Презентация о проекте по программе Афлатун. Цель проекта АФЛАТУН: содействие формированию разумного финансового поведения и ответственного.

Анкета для родителей «Экологическое образование в семье и ДОУ» Уважаемые родители, просим Вас принять участие в анкетировании. Цель: выявить отношение родителей к вопросам экологического образования.

Презентация «Дополнительное образование в ДОУ в старших и подготовительной группах на 2018–2019 учебный год» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Волчихинский детский сад №2» Доклад для педагогов на тему «Дополнительное.

Консультация для воспитателей «Экологическое образование дошкольников» Герасимова Т. А. Консультация для воспитателей «Экологическое воспитание дошкольников» «Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве.

Образование в России. Особенности речевого развития дошкольников и его влияние на дошкольное образование За последние три десятилетия в России произошло значительное развитие институционального дошкольного образования. Однако верно сказать,.

Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей Организация поисково-исследовательской и экспериментальной деятельности с детьми. Экологическое образование детей. Н. Червякова Н. Лавриненко.

Презентация «Экологическое воспитание в ДОУ» Презентация на тему "Экологическое воспитание в ДОУ". В презентации говорится про экологическое воспитание, про цели и задачи, игры, виды.

Экологическое образование старших дошкольников в условиях кружковой работы Слайд № 1. Я являюсь воспитателем в детском саду «Парус». Работаю с детьми раннего возраста и совмещаю работу по дополнительному образованию.

Экологическое образование в старших группах детского сада Экология — наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания, или окружающей среде. Окружающая среда — это все.

Эссе «Специальное образование и инклюзивное образование — ступени равных возможностей» Эссе на тему «Специальное образование и инклюзивное образование- ступени равных возможностей» У них такие же сердца, такие точно мысли,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Презентация «Экологическое образование — смена стереотипов»
Опубликовано: 28 ноября 2019 в 12:20
+36Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Презентация «Экологическое образование — смена стереотипов»» (включая файлы) размещена пользователем Паршина Марина Сергеевна (УИ 55866) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Календарь
02 февраля 2025 воскресенье
Вот ёжик — ни головы, ни ножек!
Победа в Сталинградской битве!
Знакомимся с таинственным миром болот!
*
03 февраля 2025 понедельник
Покормите птиц зимой!

Дипломы!
Добавьте фото кормушки!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД