Паршина Марина Сергеевна
Презентация «Экологическое образование — смена стереотипов»
1. Стереотип "Человек - царь, хозяин природы" наиболее характерен для методической и художественной детской литературы 50-80-х годов. И только во второй половине 90-х годов он стал постепенно исчезать из дошкольной педагогической литературы. Данное выражение рассматривает человека как меру вещей, а объекты окружающей природы - прежде всего с точки зрения опасности или пользы для людей. Предполагается, что человек может изменять природу по своему усмотрению, для создания наиболее комфортных для своей жизни условий, без учета природных закономерностей.
Публикация «Презентация „Экологическое образование — смена стереотипов“» размещена в разделах
2. Стереотип "Вредные и полезные животные, растения". В широко распространенной до сих пор классификации живых организмов на "вредных, опасных и полезных", основной признак выделения групп также отражает потребительский подход к природе. В результате у дошкольников уже на подсознательном уровне формируется негативное отношение прежде всего к хищникам, ядовитым растениям, грибам. Зачастую дети оказываются в сложном положении: вначале воспитатель рассказывает об опасности, "вредности" ядовитых грибов, а затем - о том, что ко всем грибам нужно относиться бережно. Мы должны четко разделять две среды: в одной из них - искусственной, созданной человеком, - законы природы действуют не в полном объеме. Поэтому численность многих опасных и нежелательных для нас животных, которых мы называем "вредными" (тараканов, крыс, мышей, должна регулироваться самими людьми. Но в естественных экосистемах все эти виды живут по законам природы и играют собственную роль в поддержании равновесия на планете. Именно в естественных условиях делить их на вредных и полезных бессмысленно.
3. Еще один пример распространенного в дошкольной педагогике подхода - объяснение необходимости бережного отношения к природным объектам, их охраны только с точки зрения использования человеком. Выражения "Лес - наше богатство, потому что он дает нам ягоды, грибы, орехи", "Природа - наше богатство, потому что она дает нам. " в качестве аргументации необходимости бережного отношения к природе употребляют 82% опрошенных мною педагогов, работающих в нашем ДОУ. С таких же позиций рассматриваются и другие сообщества - реки, озера, моря: "Белое море - это сокровищница. Но главное его богатство - это рыбы" (такой подход верен с позиции рыбака, но не эколога; для целей же экологического воспитания важно показать ребенку значение всех обитателей моря, их связи между собой). Если же следовать подобной логике, то лес, в котором человеку нечем поживиться, в охране не нуждается! Поэтому, может быть, призывая ребят беречь лес, мы крайне мало говорим о важности охраны болот, роль которых в поддержании экологического равновесия столь же велика. Бесспорно, мы должны объяснять детям, как используются природные ресурсы, что они значат для человека. Но прежде всего следует сказать о самоценности природы, а лишь затем - о том, как мы ее используем.
4. Помимо деления объектов окружающего мира на полезные и бесполезные, наблюдается и деление на красивые и безобразные опасные и неопасные. При такой оценке большое значение имеет отношение самого воспитателя к тому или иному объекту. Эмоционально окрашенное отрицательное отношение взрослого к тем или иным объектам хорошо прослеживается во многих работах по экологическому образованию дошкольников и крайне негативно сказывается на восприятии этих объектов (пауков, змей, жаб, лягушек) детьми.
Взрослые нередко позволяют себе в присутствии ребенка (заметим - у которого еще не сформировалось собственное отношение к объектам природы) выражения типа: "Фу, какая гадость! Какой неприятный, брось его (ее) сейчас же!" Как уже отмечалось, обычно это относится к лягушкам, ужам, дождевым червякам. Однако в присутствии детей свои эмоции нужно сдерживать. У ребенка этого возраста часто эмоциональное неприятие животного переходит в практическую плоскость: гадкий червяк - нужно его раздавить. А с точки зрения экологического воспитания крайне важно сформировать у ребенка бережное отношение ко всем живым существам без исключения, независимо от того, нравится оно ему или нет.
Несомненно, восприятие красоты природы усиливает эмоциональное к ней отношение ребенка, является крайне важным воспитательным моментом. Однако с точки зрения экологического образования необходимо еще и показать ребенку, что внешний вид любого организма - это его приспособление к жизни в определенных условиях, научить видеть красоту как проявление целесообразности, понимать необходимость существования любого организма независимо от наших симпатий и антипатий. Не обязательно любить всех животных, но уважать все формы проявления жизни - необходимо.
Оценочные суждения по отношению к объектам природы должны быть исключены из экологического воспитания дошкольников. С позиции биоцентризма (экоцентризма) живые организмы не могут быть хорошими или плохими, полезными или вредными. Все они имеют право на существование, каждый из них играет свою, исключительную роль в природе. Оценочные суждения могут применяться только для характеристики поступков человека по отношению к миру природы, животные же не могут поступать плохо или хорошо, их поведение определяется биологическими законами. Несомненно, элементарные знания о лекарственных, ядовитых, съедобных растениях, грибах необходимы детям, однако не эти сведения должны составлять ядро экологических знаний. Дети должны получить представление о том, что в бережном отношении нуждаются все организмы без исключения, вне зависимости от степени опасности или полезности для человека. Наша цель - показать ребенку, что любой живой организм включен в сложную цепь природных взаимосвязей и его потеря может вызвать непредсказуемые последствия.