Евгения Илюшина
Сценарий экологического мероприятия в рамках проекта в подготовительной группе «Удивительный мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с зимующими и перелетными птицами. Формировать познавательную активность; установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме. Продолжать знакомить детей с палочками Кюизенера. Учить сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи. Развивать внимание, память, мышление. Воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам в трудных зимних условиях.
Материалы и оборудование:
Публикация «Сценарий экологического мероприятия в рамках проекта в подготовительной группе „Удивительный мир птиц“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Сценарии развлечений на тему птиц
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Картинки с изображение птиц, перья птичьи, лупа, палочки Кюизенера, изображение домика - кормушки, корм для птиц, яйцо магнитная доска, значки.
Ход
Утренний сбор. Дети встают в круг около окна. Воспитатель предлагает им улыбнуться друг другу, поздороваться ладошками, плечиками.
Воспитатель: Ребята, у нас у всех хорошее настроение, сегодня нас ждет много интересного, увлекательного. К нам сегодня пришли в гости Эколята - герои защитники природы.
Елочка: Здравствуйте ребята, всех рада видеть.
- Какое время года сейчас? – Весна.
Беседа по теме "Перелетные птицы"
Елочка: (показ картинки)- Ребята, а зачем птицы возвращаются к нам? (Продолжить свой род).
- Прилетев, чем занимаются птицы? (строят гнёзда). Занимают гнездовые участки, образуя пары. В это время и слышна чаще всего птичья песня. Например, воробей – папа и воробьиха – мама, ищут место для гнезда в любом укромном месте – в дупле, скворечнике, под крышей дома, в густых ветках дерева и т. д.
- А из чего птицы строят гнёзда? (перечисляют).
- Собирают ветки для гнезда, устилают его травинками, пёрышками, пухом, клочками шерсти. Затем мама – птица откладывает в готовое гнездо яички и садится на них.
- А знаете ли вы, как появляются на свет птицы? Я расскажу вам о чудесном превращении. Как вы думаете, что я держу в руках? Это одно из чудес. Яйцо – это жизнь. Самка птицы откладывает яйца, а затем долго высиживает их, согревает своим теплом, защищает от хищных животных, которые хотят ими полакомиться, защищает от непогоды.
Шалун: Познавательная деятельность детей.
Работа в лаборатории. Ознакомление со строением яйца.
- Зачем нужны яйца? Муляж - яйцо у меня в руках? (Яйцо курицы). Посмотрите, какое оно красивое. Давайте, мы его с вами рассмотрим. У яйца округлая форма, у яйца есть скорлупа У скорлупы есть крошечные отверстия, через которые внутрь проходит воздух. А что внутри скорлупы? (аккуратно разбить яйцо) Что это жёлтенькое? Для чего это нужно? Это желток, в желтке есть зародыш, который от тепла будет развиваться, а потом превратится в птицу. Белок содержит необходимый запас воды и питательные вещества, которые необходимы для развития зародыша. Почему нельзя разбивать яйца диких птиц? Представьте, что вы очутились в весеннем лесу и нашли гнездо.
Умница: Лесная история.
-Я нашла гнездо лесное, маленькой пёстрой птички, свитое ранней весною. В гнезде лежали яички. Как же она испугалась, прикинулась птичка больною, крыло волочила, металась, в густой траве, предо мною. Давалась мне прямо в руки. Меня от гнезда уводила. И сколько в ней было муки, и сколько в ней было силы.
- Почему птичка так себя вела? (Из яиц диких птиц обязательно вылупятся птицы, поэтому нельзя трогать и разбивать яйца, найденные в лесу, нельзя брать в руки, потому что мама, почувствовав чужой запах, может бросить их и невылупившиеся птенцы погибнут)
Шалун: Ознакомление с правилами поведения в лесу.
Шалун: - В конце мая – начале июня в птичьих гнёздах появляются птенцы. Заботливые родители кормят их и охраняют. Чуть посторонний звук, шум – мамы начинают покидать свои гнёзда. Уводят врагов от птичьего домика. Об этом должны помнить люди.
Шалун: - Ребята, а что произойдёт, если – бы птицы не вернулись к нам? (экологическая беда)
Некому будет защищать парки, сады, леса, поля, огороды от вредных насекомых. Насекомые съедят всю растительность, уничтожат урожай хлеба, фруктов, овощей. Некому будет разносить по земле семена ягод, трав, цветов. Мы никогда не услышим их чудных песен.
Шалун: Поэтому мы не должны шуметь в лесу, чтобы не спугнуть маму с гнезда, не оставить малышей без родителей. Конечно же, надо соблюдать и другие правила поведения в лесу, потому что лес-это дом птиц и зверей.
Елочка: Каких перелетных птиц вы знаете? (дети перечисляют) и рассматривают картинки с изображением птиц на мольберте.
- Как мы с вами можем помочь птицам? (ответы детей)
Релаксация «Согрей птичку»
Елочка: Представим, что мы нашли замерзающую птичку зимой (выражение огорчения, жалости, удивления). Дети складывают ладони, имитируя, что держат птичку, дышат на нее, чтобы согреть, прижимают к груди, гладят по головке и выпускают на волю.
Елочка: Ребята! Есть такая наука – орнитология, которая занимается изучением птиц.
Орнитологи – это ученые, которые изучают птиц. Они много путешествуют по всему миру, наблюдают за птицами, фотографируют их. А ещё учёные – орнитологи кольцуют птиц, т. е. надевают на лапку птицы колечко с номером. Потом птичку отпускают на волю. Кольцуют птиц для того, чтобы узнать пути их перелёта, места зимовок.
- А как вы думаете нужно изучать жизнь птиц? (Нужно, потому что они приносят пользу).
- А какую пользу? (Уничтожают в лесах, полях и садах вредных насекомых, ловят мышей и вредных грызунов, которые наносят вред полям и разносят болезни. Птицы переносят семена. Они красиво поют и радуют нас своей красотой).
Елочка: Ребят, а вы хотели бы заняться изучением птиц? – да. Сегодня у нас произойдет «посвящение в юных орнитологов».
Физкультминутка “Прилетели птицы”
Шалун:Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то можно хлопать в ладоши.
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Мухи и стрижи. Прилетели птицы :
Голуби, синицы, аисты, вороны,
Галки, макароны. Прилетели птицы :
Голуби, синицы, страусы, чижи.
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Чибисы, чижи, галки и стрижи,
Аисты, кукушки и даже ватрушки
Прилетели птицы : голуби, синицы,
Чибисы, чижи, галки и стрижи,
Комары, кукушки. Прилетели птицы :
Голуби, синицы, чибисы, чижи,
Галки и стрижи, аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы. Все молодцы!
Воспитатель: Ребята, а что страшнее для птиц : голод или холод? (варианты ответов)
- Чем покрыто тело птицы? (Перьями)
- Перья согревают птиц или нет? (Возможно, согревают). Выясним.
- Как вы думаете, перо теплое или нет? Почему?
Работа в лаборатории
Исследование свойств перьев:
Елочка: - Обратите внимание на строение пера через лупу. Это маховое перо птиц, оно помогает птице держаться и летать в воздухе.
- Посмотрите, как оно падает, быстро или медленно? (опыт)
- Почему оно медленно, плавно кружится (перо легкое, так как внутри стержня – пустота).
1. Есть ли пух? Рассматривают под лупой.
2. Перо не продуваемое? Дуют на него.
3. Перо непромокаемое? Капают воду из шприца.
Делают вывод: На всех перьях есть пух, оно не продувалось, не промокло.
Елочка: Значит, страшен птицам голод, а не холод.
- Как помочь птицам зимой? Если им не помочь, они могут погибнуть (можно сделать кормушки).
Вы правильно сказали, молодцы!
Шалун: Предлагаю вам, как настоящим орнитологам, сделать для птиц кормушки из наших волшебных палочек Кюизенера. Проходим в мастерскую, вы видите - цветные палочки, каждая из которых соответствует определенному числу.
Работа в мастерской. Изготовление кормушек из палочек Кюизенера
Шалун: Вспомним каждую из палочек (воспитатель называет цвет, а дети – соответствующее число).
Дети полдошли к столу, перед ними – палочки Кюизенера.
Шалун - Ребята, перед тем, как нам заняться строительством, давайте разомнем ручки.
Пальчиковая гимнастика «Строим дом»
Тук-тук-тук, тук-постук,
раздается где-то стук,
молоточки стучат,
строят домик для галчат.
Вот с такою крышей,
вот с такими стенами,
вот с таким окном.
- Ну что же, пора приступать за важное дело!
Возьмите 4 палочки с числом 10 и составьте их так, чтобы получился квадрат.
- Что мы построили у кормушки этим квадратом? (ответы детей)
- Стены готовы.
- Что строим дальше? (ответы детей)
- Постройте крышу из трёх палочек с числом 9.
- Какой формы получилась крыша у дома? (ответы детей)
- Но, кормушки чего – то не хватает? (ответы детей)
- Возьмите 2 палочки с числом 4 и 2 палочки с числом 5 и сделайте вход в кормушку для птичек.
- Какой формы получился вход?
- Проверим, правильно ли мы построили домики для птиц.
- Какого цвета получились стены?
- Какого цвета крыша?
- Какого цвета вход в домик?
Шалун: Молодцы! Вы внимательно слушали меня и поэтому замечательные кормушки у нас получились! Птичкам будет очень приятно прилетать на эти кормушки!
Елочка: Как вы думаете, чем мы можем помочь птицам ранней весной?
- Чем можно подкармливать птиц? (ответы детей)
Воробья – крошками хлеба, голубя – пшеном, свиристеля – семечками. Птицы любят семечки подсолнечника, кусочки несолёного сала.
Елочка: Сейчас мы им поможем: накормим их! Предлагаю вам подойти к кормушке и угостить птиц кормом.
Игра «Птичья столовая»
Елочка
Итог: Кормушки для птиц мы смастерили, корм для птиц подобрали. Что сегодня для вас было интересным, нового и полезного для себя вы узнали? За ваше трудолюбие и любознательность вы вступаете в ряды орнитологов и получаете значки.
Воспитатель : Ребята предлагаю вам послушать пение соловья. Пение жаворонка. Птицы рады приходу весны.
Список используемой литературы:
1. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) / Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2005. – 240 с. - ( Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).
2. Федотова, А. М. Познаем окружающий мир играя: сюжетно-дидактические игры для дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2015. – 112 с. – (Библиотека Воспитателя).
3. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с. – (Библиотека воспитателя).