Киселева Софья Георгиевна
Сценарий экологического тренинга «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический тренинг «Знатоки природы»
Данный тренинг проводился для педагогов в виде мастер-класса в рамках районного методического объединения "Экологическое воспитание дошкольников - средство реализации регионального компонента согласно ФОП".
Ход экологического тренинга
Ведущий: Добрый день, уважаемый коллеги! Мы рады вас приветствовать в этом чудесном зале.
Крикните громко и хором, друзья,
Деток вы любите? Нет или да?
Темочки:
- Природа, знатоки природы, экология. Викторины
- Природа, планета Земля, экология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология, природа. Сценарии
- Темочки
Пришли на занятие, сил совсем нет,
Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет).
Я вас понимаю. Как быть господа?
Проблемы детей решать нужно нам? (Да).
Дайте мне тогда ответ:
Помочь откажетесь мне? (Нет).
Последнее спрошу вас я:
Активными все будем? (Да).
Сегодня мы хотели бы провести экологический тренинг для педагогов, который мы назвали «Знатоки природы». В настоящее время все ученые мира настойчиво предупреждают нас об угрозе, нависшей над всеми формами жизни на Земле. Все беднее становится растительность планеты, полностью исчезают некоторые виды животных, птиц; опасные химические вещества постоянно выбрасываются в атмосферу, реки, озера, моря; в окружающей среде накапливаются неразлагающиеся отходы. В следствие, производятся некачественные продукты питания. Детские игрушки изготавливаются с нарушением норм экологии.
А это всё влияет на наше здоровье, здоровье наших детей.
И, что бы, в будущем сократит данную катастрофическую тенденцию, мы должны обогащать детей знаниями, научить их быть милосердными, любить и беречь свою землю, природу, правильно распоряжаться ее богатствами.
Ведущий: Единственное спасение от экологических бедствий – в том, чтобы услышать голос природы, подчиниться её законам. Эти законы, нам и нужно донести до детей:
«Законы природы». Четыре закона экологии. Их сформулировал известный американский учёный-эколог и биолог Барри Коммонер (1917-2012).
Первый закон: «Всё связано со всем».
Этот закон отражает существование колоссальной сети связей в биосфере между живыми организмами и природным окружением. Это закон рационального природопользования. Экономия средств на охрану природы возвращается болезнями, бедствиями, ухудшением условий жизни не только ныне живущих, но и их потомков.
Второй закон гласит: «Всё должно куда-то деваться».
Ничто не исчезает бесследно, то или иное вещество просто перемещается с места на место, переходит из одной молекулярной формы в другую, влияя при этом на жизненные процессы живых организмов. Действие этого закона - одна из главных причин кризиса окружающей среды. Огромные количества вещества например нефти и руды извлечены из земли, преобразованы в новые соединения и рассеяны в окружающей среде. Ничто не исчезает бесследно, в том числе и мусор, который закапывают или сжигают. Из одного вещества возникает другое, при этом отравляется воздух, меняется климат, болеют люди.
Третий закон: «Ничто не даётся даром».
Глобальная экологическая система, т. е. биосфера, представляет собой единое целое, в рамках которого любой выигрыш сопряжен с потерями, но, с другой стороны, все, что извлечено из природы, должно быть возмещено. Платежей по этому векселю невозможно избежать, они могут быть только отсрочены. Вопреки этому закону человек создал (и продолжает создавать) химические соединения, которые, попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют ее (полиэтилен,.).
Этот закон предупреждает нас о необходимости разумного преобразования природных систем (строительство плотин, переброска стока рек, мелиорация и многое другое) Всё, что мы выиграли, взяв у природы, она заберёт у нас другими путями. Уничтожили воробьёв – вредители съели весь урожай, отстреляли хищных птиц – исчезли куропатки. За всё приходится платить.
Четвёртый закон: «Природа знает лучше».
Природа знает лучше – закон имеет двойной смысл – одновременно призыв сблизиться с природой и призыв крайне осторожно обращаться с природными системами. Этот закон базируется на результатах возникновения и развития жизни на земле, на естественном отборе в процессе эволюции жизни.
Так, для любого органического вещества, вырабатываемого организмами, в природе существует фермент, способный это вещество разложить. В природе ни одно органическое вещество не будет синтезировано, если нет средств для его разложения. Человек, самонадеянно желая «улучшить» природу, нарушает ход естественных процессов. Ну а человек создал и продолжает создавать громадное число химических веществ и материалов, которые попадая в природную среду, не разлагаются, накапливаются и загрязняют её. Мы должны помнить, природа очень жестоко наказывает тех, кто не выполняет её законов.
Задание № 1. «Экологическая разминка».
У какой птицы самый длинный язык? (У дятла).
Кого называют листопадничками? (Зайчат, родившихся осенью).
Кто такой ихтиолог? (Учёный, изучающий рыб).
Что ест зимой жаба? (Ничего не ест, она спит).
Самец кукушки. (Кукух - шутка).
Сколько ног у паука? (8 ног)
Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
Самая высока трава? (Бамбук).
Когда температура тела воробья ниже: зимой или летом? (Одинаковая).
Кого называют настовичками? (Зайчат, родившихся весной).
Что означает «плач» берёзы весной? (Сокодвижение).
Почему лиственницу называют «добрым деревом»? (Не колется).
Трава от 99 болезней. (Зверобой).
Пингвин птица или животное? (Птица).
Какое дерево самое толстое на земле? (Баобаб).
Кто такой орнитолог? (Учёный, изучающий птиц).
Какое дерево является лучшим пылесосом? (Тополь).
Конкурс № 2. «Творческое задание».
Воспитатель – профессия творческая. А какое творчество без фантазии и выдумки. Следующее задание творческое. Разделитесь, пожалуйста, на 2 команды. Каждой команде надо нарисовать пословицу так, чтобы противоположная команда смогла ее «прочитать».
Вопросы для команды № 1:
Весна красна цветами, а осень пирогами.
Готовь сани летом, а телегу зимой.
Вопросы для команды № 2:
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Конкурс № 3. «Экологическое бинго» (тесное общение)
Все участникам выдаются листы, с примерами бережного отношения к природе. Ваша задача, найти человека, который так поступает. Как только человек соглашается с предложенным ему действием, вы зачеркиваете данный квадрат. Кто закроет все ячейки первым, кричит «Бинго».
Завершение экологического тренинга (рефлексия).
Украсим поляну цветами.
Тренинг наш подходит к завершению. Мы с вами отлично провели время. А главное, я хотела показать, что знакомство с экологией, это не всегда скучно, это не всегда сухие доводы и всем надоевшие правила. Любую информацию можно подать легко, непринужденно, и по-новому.
Посмотрите, какая прекрасная поляна, но на ней чего-то не хватает. Конечно цветов! Давайте ее украсим. Предлагаю вам, нарисовать и вырезать цветы, на котором вы поделитесь своими эмоциями, отзывами и замечаниями.
Спасибо, что нашли время и навестили нас!