Лиана Гордиенко
Проект «Знакомство с экологической тропой»
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГОЛОВЧИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
ДОШКОЛЬНЫЕ ГРУППЫ
«ЗНАКОМСТВО С ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПОЙ»
II младшая группа
АВТОР ПРОЕКТА : ГОРДИЕНКО ЛИАНА ЕВГЕНЬЕВНА
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОШКОЛЬНЫХ
ГРУПП МБОУ ГОЛОВЧИНСКАЯ СОШ С УИОП»
Публикация «Проект „Знакомство с экологической тропой“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экологическая тропа в детском саду
- Экологическая тропа. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
С. ГОЛОВЧИНО, 2013 ГОД
Вид проекта : познавательно-информационный,групповой.
Продолжительность: среднесрочный.
Срок реализации проекта : сентябрь, октябрь 2013 года.
Участники: дети, родители, воспитатель.
Актуализация темы:
Природа хрупка и ранима. Важно дать детям представление о том, что человек часть природы: он не может жить вне её, не должен нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы можем лучше понять её тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на Земле.
Дошкольный возраст — оптимальный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Именно благодаря этому появляется возможность формирования экологических знаний у детей, норм и правил взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней, активности в решении некоторых экологических проблем.
Воспитание у детей с раннего детства ответственности за судьбу родной природы, привлечение к посильной помощи в охране природы, экологическое воспитание всего населения, а особенно молодого подрастающего поколения – одна из актуальных задач сегодняшнего дня.
Программное содержание:
Цель: / Задачи: (образовательные; развивающие; воспитательные)
Цели проекта : знакомство детей с объектами живой природы, воспитание бережного отношения к природе.
Задачи проекта :
Образовательные:
• Познакомить с разными объектами живой природы.
• Дать детям представление о разнообразии растительного мира.
Развивающие:
• Развивать умение передавать в рисунках свои впечатления от общения с природой.
• Закладывать основу экологической культуры.
Воспитательные:
• Воспитывать гуманное отношение ко всему живому.
• Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
• Методы: / Приемы:/ Формы и виды детской деятельности:
Методы и средства реализации проекта :
Содержание данного проета позволяет реализовать принцип оптимального соотношения между процессами развития, детерминированными действиями взрослого и процессами саморазвития, обусловленными собственной активностью ребенка, ориентированной на уникальные отношения «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок», «ребенок-родитель».
Содержание практической деятельности по реализации проекта :
В основу работы с детьми положен «прием погружения» детей в тему, проблему, которая дает им возможность глубоко почувствовать то, что хочет донести до них педагог. Тема не ограничивает возможности планирования разных видов деятельности, задач развития и воспитания, она лишь является канвой, которая позволяет интегрировать все виды детской деятельности, сделать их интересными, максимально полезными для ребят.
Предполагаемые результаты:
1. Дети познакомятся с природой родного края.
2. У детей сформируется интерес к объектам и явлениям природы.
3. Дети узнают названия некоторых деревьев, кустарников и цветов, их особенности, научаться различать деревья, кустарники и цветы.
4. Дети овладеют знаниями безопасного поведения в природе.
5. Дети получат навыки бережного и заботливого отношения к природе.
6. Повышение уровня информированности родителей о деятельности дошкольных групп, привлечения родителей к участию в жизни детского сада и группы в частности.
Этапы создания и оформления тропы :
I Этап –подготовительный (август 2013)
1. Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
2. Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех её объектов с учётом возраста детей.
3. выбор вместе с детьми хозяина тропинки – сказочного персонажа.
4. Составление паспорта всех точек тропинки.
5. Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.
На экологической тропинке детского сада :
1. «Хозяин экологической тропы»
- познакомить детей с хозяином тропы;
- составить карту-схему экологической тропы с нанесением маршрута и всех её наиболее интересных объектов.
2. «Деревья и кусты»
- учить детей различать деревья и кусты по внешним признакам;
- закрепить названия деревьев и кустов, их строение, внешние признаки;
- систематизировать представления о хвойных и лиственных деревьях;
воспитывать бережное отношение к растениям.
Точка «Дерево клён»
Обращается внимание на то, что дерево – лиственное растение. Особое внимание уделяется стволу дерева, его необычной окраске коры, форме листа.
Клён – дерево с раскидистой кроной, буровато-серой растрескивающейся корой. Листья пятилопастные. Пробуждается клён от зимнего сна раньше других деревьев, в начале марта. Многие деревья сначала распускают листья, а потом цветут. Клён сначала цветёт – у него мелкие желтовато-зелёные цветки, неказистые на вид семена клёна похожи на пропеллеры. Клён может летом предсказывать ненастье. Перед дождём у него появляются капельки воды, в том месте, где черешки листьев прикрепляются к веткам. Из древесины клёна изготавливают звонкие скрипки и лёгкие лыжи.
***
В густой синеве, апельсиново-ал,
Кленовый листок надо мною летал.
Я следом бегу: он, как будто дразня,
Куда-то манил за собою меня.
Листок, утомившись кружить в вышине,
Доверчиво сел на ладошку ко мне.
***
Каждый год на нем с охотой
Вырастают вертолеты.
Жаль, что каждый вертолет
На всего один полет.
Точка «Дерево сосна»
Обращается внимание на то, что сосна – хвойное растение. Особое внимание уделяется иголкам, шишкам.
Сосна – хвойное однодомное дерево с красновато-бурой корой, попарно расположенными длинными иглами и семенами, находящимися в шишке. Это вечнозелёное дерево. Иголки сменяют друг друга постепенно: упадёт иголочка, а на её месте вырастет другая. Растёт сосна на сухих местах, любит простор и свет. Может вырасти до 80 метров в высоту и прожить 300-500 лет. Запах смолы сосны убивает всех микробов. Из смолы и хвои люди делают лекарства.
***
У меня длинней иголки, чем у елки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви - только на макушке.
Точка «Дерево берёза»
Обращается внимание на окраску ствола дерева, размер листьев.
Берёза – любимое дерево русского народа. Однодомное дерево с белой корой, треугольно-ромбическими листьями. Цветёт берёза в конце апреля, цветки у неё серёжки. Семена похожи на маленькие золотистые чешуйки, которые ветер переносит на огромные расстояния. В давние времена кору берёзы – бересту – использовали вместо бумаги. Из древесины берёзы изготавливают мебель и посуду. Берёзовые почки и сок используют в лекарственных целях.
***
Ствол белеет, шапочка зеленеет,
Стоит в белой одёжке, свесив серёжки. (берёза)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
***
Эта модница лесная
Часто свой наряд меняет:
В шубке белой – зимой,
Вся в сережках – весной,
Сарафан зеленый – летом,
В день осенний – в плащ одета.
Если ветер налетит,
Золотистый плащ шуршит.
Точка «Кустарник калина»
Калина – кустарник с буровато серой корой. Листья трёх-пятилопастные. Цветочки белые и собраны в плоские полузонтики. Плод – яйцевидно-шаровидная красная костянка горьковатого вкуса. Высоты 1, 5 – 3 метра. Растёт в смешанных и лиственных лесах, преимущественно по опушкам, полянам. Плоды и кора используется в медицине.
***
Лес осенний засыпает,
Гол и пуст,
А калина не снимает
Красных бус.
Степь под снегом холодеет,
Вся бела.
А калина ярко рдеет
Вкруг села.
Точка «Кустарник сирень»
Обращается внимание на то, что сирень – это кустарник. Особое внимание уделяется тому, как цветет сирень.
3. «Цветочная клумба»
- уточнить представления детей о разнообразии цветущих растений, их названия, строение, способы ухода, условия роста;
- дать представление о сезонных работах в цветнике;
учить понимать пользу и значение природы для хорошего настроения и самочувствия;
- воспитывать желание работать в цветнике, создавать красоту;
Цветок ромашка. Наблюдение и рассматривание.
4.«Огород»
- продолжать знакомить детей с разнообразными овощными культурами, способами посадки и ухода за ними;
- развивать интерес к выращиванию овощных культур;
- воспитывать желание помогать старшим и ухаживать за посадками. - огородные грядки;
Уборка моркови, свёклы, капусты. Подготовка почвы к зиме.
5.«Зеленая зона в группе»
Объектом для наблюдения являются растения уголка природы в группе. Наблюдения и уход за ними.
Продукты проекта :
Фотографии природных объектов, рисунки, аппликации. Карта экологической тропинки, дидактические экологические игры, комнатные цветы, деревья и цветы на участке детского сада, поделки из природного материала, выставка «Золотая осень», праздник Осени, новое деревце (липа) на участке детского сада.
Этапы проекта :
Проект включает три основных этапа:
1-й — подготовительный: постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с детьми и их родителями.
2-й — собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; составление экологической тропы с изучением природных объектов;
3-й — обобщающий (заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний.
Предварительная работа:
-подбор иллюстративного материала по теме;
-подбор литературы по теме;
-подбор дидактических игр по экологии;
-оформление уголка «Мир природы» в группе;
-создание и оформление тропинки и ее карты-схемы;
-наблюдение в природе на прогулке.
Сотрудничество с семьё й:
-анкетирование родителей по теме.
-консультация «Экологическое воспитание детей в семье»
-совместное творчество родителей с детьми из природного материала
Взаимодействие со специалистами (с музыкальным руководителем) :
-разучивание хоровода «Березка», проведение праздника Осени.
II Этап- собственно исследовательский.
План реализации проекта :
Виды деятельности
Сроки
Цель
Форма регистрации
результата
1 2 3 4
1. Прогулка
«Деревья и кустарники»
2 неделя
сентября Познакомить детей с характерными особенностями деревьев и кустарников, учить различать и правильно называть их. Фотографии
2. Изобразительная деятельность: рисование
Тема: «Деревья и кустарники»
2 неделя
сентября Учить рисовать деревья и кустарники, передавая их отличительные характерные особенности. Выставка рисунков
3. Беседа
«Идём на экскурсию»
3 неделя
сентября Учить правильно вести себя на экскурсии Конспект
4. Экскурсия в парк 19 века 3 неделя
сентября Учить различать деревья и кустарники, воспитывать бережное отношение к природе. Конспект
5. Сбор коллекции природного материала
3 неделя
сентября Развивать интерес к объектам живой природы Коллекция природного материала,
фотография
6. Изготовление гербария
4 неделя
сентября
Учить различать листья разных деревьев и кустарников Гербарий,
фотография
7. Домашнее задание для детей и родителей. Изготовление поделок из природного материала.
4 неделя сентября Развивать умения делать поделки из природного материала. Учить работать совместно со взрослыми. Выставка поделок
8. Разучивание стихов «Берёзка»,
«Ели», «Ива», «Осинка», «Рябинка»
В течение сентября, октября Развивать умения читать стихи наизусть выразительно. Воспитывать любовь к природе. Художественное слово
9. Настольные игры
«Времена года», «Растения и животные»,
«Съедобное-несъедобное»,
«Овощи и фрукты»
В течение сентября Формировать представления детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков
Фотографии
11. Аппликация «Цветы»
1 неделя октября
Развивать умения аккуратно наклеивать изображения
Выставка работ детей
12. Изобразительная деятельность. Рисование «Букет цветов»
1 неделя
октября Учить рисовать цветы, передавая их характерные особенности
Выставка рисунков
13. Дидактические игры по экологии
«Лес», «Птицы», «Аптека Айболита» В течение октября
Закрепление знаний об окружающем мире Описание игр
14. Уборка урожая на огороде 2 неделя октября Учить различать овощи Фотографии
15. Изобразительная деятельность. Рисование «Дары сада и огорода» 2 неделя октября Учить рисовать овощи и фрукты Выставка рисунков
16. Сценка «Овощи» 2 неделя октября Закрепит знания овощей, их характерных особенностей, развитие коммуникативных навыков Фотографии
17. Отгадыавние загадок 2 неделя октября Учить отгадывать загадки Художественное слово
18. Беседа «Осторожно! Грибы и растения на участке детского сада» 3 неделя октября Познакомить с ядовитыми растениями и грибами Конспект
19. Изготовление альбомов «Цветы»,«Деревья,
кустарники,травы»
3 неделя октября Учить различать растения Альбомы
20. НОД «Уход за комнатными растениями»
3 неделя октября Учить различать и называть комнатные растения, правильно ухаживать за ними Конспект
21. Аппликация «Грибы» 3 неделя октября Закрепление знаний о съедобных, ядовитых грибах Выставка детских работ,
фотографии
III Этап - обобщающий
22. Праздник Осени 4 неделя октября Закрепить знания об осени, развитие творческих способностей детей Фотографии
23. Знакомство с экологической тропой 4 неделя октября Повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей Фотографии
24. Посадка нового деревца «Липы» на экологической тропе 4 неделя октября Воспитание любви и заботливого, бережного отношения к природе Фотографии
Результаты:
На территории детского сада создана экологическая тропинка. Это "экологическое пространство" позволяет проводить с дошкольниками разнообразную эколого-педагогическую работу.
На всей территории детского сада расположены цветники - учреждение для маленьких детей должно быть действительно цветущим садом. В цветниках представлены различные неприхотливые однолетние и многолетние растения.
В результате реализации проекта :
Повысился уровень экологических знаний, познавательной и речевой активности детей дошкольного возраста.
Вывод:
Таким образом, создание эколого-развивающей среды в детском саду - это непрерывный педагогический процесс, который включает в себя организацию групповых пространств, наблюдения в природе, экскурсии по экологической тропинке. Это позволяет, не покидая территории детского сада, познакомить детей с родной природой, научить бережно к ней относиться, учить ценить ее красоту и помогать ей.
Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий, трудовой деятельности и одновременно для оздоровления детей на свежей воздухе. Объекты экологической тропинки предоставляют большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, для эмоционального развития детей,в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания всему живому.
Образовательные ресурсы: / Интернет ресурсы:
1. Балаценко Л. Работа с родителями по экологическому воспитанию детей. Работа в детском саду. 2012 №5.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! СПб., Детство – пресс. 2012.
3. Рыжова Н. А. Экологическое образование в детском саду. М. : Изд. дом «Карапуз», 2011.
4. Ресурсы интернета.
Приложение 1
Консультация для родителей
«Экологическое воспитание детей»
Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространё нное: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.
Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.
Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.
В настоящее время у большинства дошкольников сформировано чёткое деление животных на «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных». Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).
С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и «хороших», «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.
Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали. Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.
Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т. е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.
Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.
Приложение 2
Анкета
«Отношение родителей к проблеме экологического воспитания»
1. Что такое экология?
___
2. Есть ли у Вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
___
3. Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
4. Посадили ли Вы дерево?
5. Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц?
6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, слайды, телепередачи о природе?
8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?
9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. д. ?
11. Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?
12. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
14. Как вы думаете, получает Ваш ребенок знания о природе в детском саду?
Приложение 3
Прогулка «Деревья и кустарники»
Цель: познакомить детей с характерными особенностями деревьев и кустарников, учить различать и правильно называть деревья и кустарники.
Задачи:
Формировать умение распределять внимание, устанавливать соответствия между предметами;
Развивать мелкую моторику, самоконтроль;
Воспитывать творческий подход к делу, чувство взаимоподдержки.
Оборудование: набор листиков.
Ход:
Воспитатель:
- В сад весенний на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья,
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам,
Мы пойдем гулять.
Дети становятся змейкой и идут за воспитателем по дорожкам, тропинкам. Называем деревья, дети собирают листья.
Воспитатель подводит к берёзе.
Воспитатель:
А вот и берёзка.
Берёзка белый сарафан надела,
Кудри завила, косы заплела.
До чего же хороша,
Словно девица – душа!
Ребята, посмотрите, как на берёзке шелестят листочки, кажется, она зовёт нас к себе в гости. А что это берёзка держит в своих «руках – веточках»? Давайте посмотрим?
Да это же письмо! И адресовано нам. Сейчас прочитаем. (Чтение письма Берёзки, выполнение её заданий).
Письмо Берёзы
Дорогие ребята!
Наконец – то вы ко мне пришли, уж так я вас ждала, уж так ветками качала, листочками шелестела, чтобы вы меня услышали. Я вам подарю свои листочки, но сначала выполните мои желания и задания.
Погладьте мою кору, понюхайте её и скажите: чем мы с моей соседкой сосной похожи, а чем отличаемся. А как вы узнали, что мы с сосной деревья? Может, мы травинки? Докажите мне, что я – дерево!
Еще ребята у меня к вам просьба. Очень мы, березы любим, слушать стихи. Я сегодня именинница, порадуйте меня!
Спасибо вам, ребята, за все! Возьмите мои листочки на память.
Приходите ко мне ещё, не забывайте меня!
Ваша Березка.
- Погладить, понюхать.
- Рассказать, чем похожи и чем отличаются с соседкой сосной.
- Доказать что она дерево.
(Дети объясняют, что у дерева - один ствол. Он твердый, а у кустарников - много стволиков растущих из земли. У травинок не бывает больших стволов).
По просьбе берёзки рассказывают стихи, которые выучили на занятиях.
Чтение письма до конца.
Игра «С какого дерева лист?».
Воспитатель показывает найденный лист, дети, называют с какого дерева, какого цвета лист.
Воспитатель предлагает детям поднять опавшие листочки, напоить березу и взрыхлить землю под ней, чтобы её корешки лучше дышали.
Дети рассматривают кустарники калину и сирень, выделяют их характерные особенности, сравнивают кустарники и деревья.
Приложение 4
Беседа с детьми
«Идем на экскурсию»
Цель: дать знания о правилах безопасности во время пеших экскурсий в парк, учить подчиняться требованиям безопасности.
Материал: Знаки : «Можно», «Нельзя»(+).
Ход: Решение проблемных ситуаций с применением знаков.
1 ситуация. Дети шли на экскурсию. Все шли друг за другом по - двое. Вдруг Коля увидел знакомого, и не предупредив воспитателя, побежал к нему. А в это время выехала из поворота машина. Что было дальше? (Ответы детей)
(Знак - «Нельзя»)
2 ситуация. Наша группа однажды пешком пошла на экскурсию в парк. Все дружно шли, соблюдая правила поведения пешехода. Когда дошли до места, оказалось, что Вани нет. Что же произошло? Почему? Можно ли поступать так?
(Знак-- «Нельзя»)
Обсудить, как нужно и нельзя себя вести во время пешей прогулки (экскурсии). Предложить выбирать знаки.
Запомнить ПРАВИЛА:
-Идти спокойно, держась за руку товарища (по-двое) за другими детьми и воспитателем;
-Не отставать от других детей, чтобы не заблудиться, а держаться вместе;
-Не выскакивать и не убегать без разрешения воспитателей;
-Если ты заблудился, не поддавайся панике, не беги, куда глаза глядят;
-Не рвать незнакомые грибы и ягоды;
-Не разжигать костры;
-Не разорять гнезда;
-Не мусорить в парке.
План экологической тропы