Затеева Галина Федоровна
Экологический проект «Живи, мой край Марийский!»
▼ Скачать + Заказать документы
База проекта :
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Красногорский детский сад «Сказка», Звениговского района,ул. Машиностроителей, Телефон (883645)6-93-01
Сроки проведения:
Краткосрочный проект. Длительность 2 месяца
Участники проекта : воспитатели, дети, родители
Актуальность проекта :
Публикация «Экологический проект „Живи, мой край Марийский!“» размещена в разделах
- Мой край, мой город. Краеведение
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика Марий Эл, Марийский край
- Республика, область, край. Список городов
- Родной край, город. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2013
В последние 10 лет наблюдается довольно высокий показатель ОРЗ, различные формы аллергии и лор - болезней их рост объясняется загрязнением окружающей среды, уничтожение экосистем леса, гор, болот. Выработанные в течение миллионов лет в результате сосуществования и совместной эволюции сочетания видов растений, животных ныне в значительной степени разрушены или уничтожены.
Загрязнения внешней среды привело к загрязнению среды внутренней. Мало того, что катастрофически падает здоровье людей: появились ранее неизвестные заболевания, многие болезни стали излечиваться труднее, чем раньше, хроническая экологически обусловленная интоксикация нарушает нашу психику.
Но прежде чем заботиться о своем здоровье, необходимо, прежде всего позаботиться об окружающей среде.
Сегодня все больше стран, в том числе и наша страна, присоединяются к реализации концепции устойчивого развития. Согласно этой концепции, люди должны соблюдать законы природы, изменить своё потребительское отношение на признание её самоценности. Именно поэтому во всём мире, в последнее время, всё больше внимания уделяется дошкольному образованию.
Когда заболеет ребёнок, то это становится общей бедой. Неокрепший организм борется с болезнью, и мы всеми силами стараемся помочь ребё нку: обследуем его у лучших специалистов, достаем наиболее эффективные лекарства, стараемся обеспечить покой. Но мы забываем как мы и где мы живём!
Экологическая культура ныне живущих людей может вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором мы прибываем сейчас. Как раз в дошкольном возрасте, когда ребёнок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию её красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.
Проблематика проекта :
Наш детский сад находится рядом с национальным парком «Марий Чодра». Это прекрасное место для отдыха и туризма. Много людей приезжают отдохнуть в наши прекрасные места, но не все посетители леса гуманно и бережно относятся к природе. После посещения многих людей остаётся много мусора, не потушенных костров, вырублены молодые деревья. И всё это делают взрослые люди! Какой пример для наших детей?
Наблюдая за детьми дошкольного возраста, мы увидели, что дети проявляют некоторую враждебность по отношению к деревьям, слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Гораздо больший интерес дети проявляют к животным, цветущим растениям и почти не обращают внимания на хвойный лес. Каждый человек должен видеть красоту не только розы, но и обыкновенной ёлочки!
К сожалению, современные дети, особенно городские, имеют весьма ограниченные возможности для общения с природой. Как показали наши опросы, они неплохо знают растения и животных других стран и гораздо хуже тех, кто обитает рядом с ними. А ведь экологическое образование должно начинаться с объектов ближайшего окружения, с которыми ребёнок сталкивается в повседневной жизни, в том числе и потому, что процесс обучения будет неэффективным без эмоционального восприятия деревьев, трав, закатов, рассветов. А этого не случится, если изучать природу по фотографиям и картинкам даже самого лучшего качества. Изучать их лучше в процессе проектно-исследовательской деятельности.
Так родилась идея реализации экологического проекта, которая предусматривает не только работу с детьми дошкольного возраста, но и тесное сотрудничество воспитателей, родителей. Один из путей реализации проекта – интегрированный подход в воспитании у детей основ экологической культуры, то есть использование различных видов деятельности: познавательные занятия, изодеятельность, музыка, физкультурные занятия, наблюдения. При этом учитываются индивидуальные особенности детей. Кто-то лучше слушает, кто-то лучше наблюдает, у кого-то музыкальный слух или тонкий художественный вкус. Для реализации проекта создана творческая группа.
Таким образом, ознакомление с хвойным лесом родного края в нашем случае является наиболее эффективным способом развития экологической культуры детей.
Всё вышесказанное позволило выделить:
Объект исследования - экологическая культура детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования - влияние занятий по ознакомлению с биоценозом хвойного леса на повышение экологической культуры детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление детей с экосистемой хвойного леса родного края оказывает позитивное влияние на повышение экологической культуры, если создать необходимые условия целенаправленного общения с природой. Произойдет изменение поведения детей по отношению к окружающим объектам.
Цель проекта - повысить экологическую культуру детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта :
- создать необходимы условия для повышения экологической культуры детей, родителей, педагогов;
- расширить представлений детей об экосистеме хвойного леса, о значении её в жизни человека, о взаимосвязи хвойного леса с окружающей средой;
- воспитывать у детей эмоционально окрашенное отношение к объектам природы и поступкам людей по отношению к ним путём целенаправленного общения с природой;
- разработать и апробировать дидактические игры для диагностики детей, консультации для родителей и педагогов;
-оформить альбом «Живи, мой край Марийский!».
Научная новизна:
Теоретическая значимость проекта - это разработка содержания и форм работы по ознакомлению с хвойным лесом, которая предусматривает поэтапную организацию повышения экологического уровня детей, родителей, педагогов.
Практическая значимость:
Создание дидактических игр для диагностики уровня экологической культуры детей, картотеки игр, консультаций для педагогов и родителей. Разработка сценариев мероприятий и конспектов занятий. Тема, выбранная нами актуальна, имеет перспективы не только в работе воспитателей нашего санатория, но и в других санаториях республики, в больницах стационарного типа, в детских садах и школах, т. е. там, где приходится сталкиваться с проблемами адаптации. Наши педагогические разработки могут быть полезны не только педагогам, но и медицинским работникам, а также родителям.
Методы и методики исследования:
1. Теоритический: изучение психолого-педагогической литературы по проблеме
2. Социально - педагогический: наблюдение, анкетирование.
3. Эксперемент: констатирующий, формирующий, контрольный.
Ожидаемый результат:
Реализация проекта позволит :
-создать необходимые условия для организации экологической и природоохранной деятельности в масштабах детского сада;
-развить интерес и воспитать любовь к природе и природному достоянию родного края;
-понимать, что каждый живой организм в природе нуждается в одновременном присутствие других, что в природе не бывает ни полезных, ни вредных организмов.
-оказать оздоровительное влияние, так как основная часть работы проводится на открытом воздухе.
Механизм реализации проекта
Формы работы Пути их реализации
1. С детьми:
-занятия;
-экологическая тропа;
- оформление альбома «Живи, Мой край Марийский!»;
-чтение художественной литературы;
-защита презентации экологической сказки
Проводятся на улице, в музыкальном зале,, в спортивном зале, в группе.
С целью стимуляции потребности детей в самореализации, в творческой деятельности.
2. С педагогами:
-консультации,
-игровой семинар Проводятся в методическом кабинете, музыкальном зале. С целью представления педагогического опыта.
3. С родителями:
-консультации;
- игровой семинар
--совместная деятельность с детьми: конкурс плакатов, наблюдения на прогулках, изготовление презентации, оформление альбома «Живи, Мой край Марийский!»
Проводятся в музыкальном зале, на улице. Повышение воспитательной компетентности родителей в экологическом образовании дошкольников.
План реализации проекта
Этапы проекта, содержание работы Ожидаемые результаты
1. Подготовительный:
-формирование временной группы работающих по проекту с привлечением педагогов и специалистов;
-знакомство родителей с целями и содержанием проекта, анкетирование, игровой семинар «В чем ценность общения взрослого с ребенком на природе и с природой»;
-проведение семинара для воспитателей «Сохраним обитателей хвойного леса»
-изучение и анализ детской и педагогической литературы, разработка занятий, составление картотеки игр (дидактических, подвижных, пальчиковых и др., подбор песен, танцев, музыкальных произведений;
-провести стартовую диагностику уровня экологической культуры у детей, участвующих в проекте тематикой проекта.
Экологическое просвещение родителей.
Повышение уровня профессионального мастерства.
Подготовка оборудования и дидактических материалов к мероприятиям
Результаты диагностики уровня экологической культуры детей 2. Реализация проекта :
-экологическая тропа
«По дорожкам Марийского леса»
-занятие по ознакомлению с окружающим «Как человек охраняет природу»
-спортивный праздник «По следам лесорубов»
-занятие «Тайны лесных тропинок»
-2 занятия по изодеятельности «Трусишка зайка серенький под ёлочкой сидит»;
-музыкальное занятие;
-беседа «Наш Марийский край»;
-занятие по ознакомлению с окружающим «Хвойные деревья Марий Эл»;
-беседа «Работники леса»
-занятие «Лес-это дом для многих жильцов»;
-комплексное занятие «Живые яблоки на ветках»;
-ежедневное чтение художественной литературы о природе.
Наблюдения за объектами природы, фотографии, знания экологической культуры поведения в природе
Дети понимают взаимосвязь природы и человека
Оздоровление организма детей во время прогулки, воспитание гуманного отношения к природе.
Сказки сочиненные детьми.
Оформление альбома «Живи, Мой край Марийский».
Подготовка к празднику.
Воспитание бережного отношения к природе отношения к природе.
Представление детей о значении леса в жизни человека
Формирование представления, что лес это сообщество растений и животных
Формирование представлений о птицах родного края.
Углубление у детей интереса к природным явлениям
3. Подведение итогов:
-экологический праздник «Путешествие на лесную полянку»;
-конкурс плакатов для детей и родителей «Берегите лес!»;
-провести итоговую диагностику уровня экологической культуры у детей, участвующих в проекте.
-презентация альбома «Живи,мой край родной!», сказки
Закрепление знаний детей о хвойном лесе
Развитие у детей эмоционального отношение к природе
Выводы по итогам диагностики
Дети видят результат своей работы
Список литературы
19. Авдеева, И. Н. Жизнь вокруг нас. / Н. Н. Авдеева. - Ярославль. : Академия развития,2003.-112с.
20. Вакуленко, Ю. А. Воспитание любви к природе у дошкольников: экологические праздники, викторины, занятия и игры. / Ю. А. Вакуленко. - Волгоград. : Учитель,2008.-157с.
21. Горькова, Л. Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. / Л. Г. Горькова. - М. : ВАКО, 2005. -240с.
22. Евдокимова, Е. С. Технология проектирования в ДОУ/ Е. С. Евдокимова. - М. : ТЦ Сфера,2008.-64с.
23. Зенина, Т. Н. Взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ. / Т. Н. Зенина. - М. : Центр педагогического образования,2008.-160с.
24. Зырянова, Н. В хорошей стране не рубят деревья и не убивают птиц. / Н. Зырянова // Дошкольное воспитание. -2002.-№1.-с. 81
25. Иванова, А. И. Экологические наблюдения и экспериметы в детском саду. /А. И. Иванова. - М. : ТЦ Сфера,2008.-240с.
26. Киреева, Л. Г. Формирование экологической культуры дошкольников. / Л. Г. Киреева. - Волгоград. : Учитель, 2008.-271с.
27. Ковалько, В. И. Азбука физкультминуток для дошкольников. / В. И. Ковалько. - М. : ВАКО, 2008.-176с.
28. Новиковская, О. А. Ум на кончиках пальцев: маленькие подсказки для родителей. / О. А. Новиковская. -М. : АСТ; СПб. : Сова, 2006.- 93с.
29. Кудряшов, М. И. Знаешь ли ты родной край? / М. И. Кудряшов. -Йошкар-Ола. : Редакция газеты «Марий Эл»,2003.-44с.
30. Потапова Л. М. Детям о природе. / Л. М. Потапова. - Ярославль. : Академия,1998.-224с.
31. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. -4-е изд., испр. И доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.-232 с.
32. Соколова, Л. А. Играем на прогулке. / Л. А. Соколова. - Новосибирск. : СУИ,2008.-255с.
33. Стихи о временах года и игры: Дидактические материалы по развитию речи детей 5-6 лет / Авторы-сост. О. Е. Громова, Г. Н. Соламатина, Н. П. Савинова – М. ; ТЦ Сфера, 2008.- 112с.
34. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Животные. / О. Д. Ушакова. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008.-64с.
35. Ушакова, О. Д. Красная книга России: Растения. / О. Д. Ушакова. - СПб. : Издательский Дом «Литера», 2008.-64с.
36. Шорыгина, Т. А. Деревья. Какие они?/Т. А. Шорыгина. - М. : Издательство ГНОМ и Д,2004.-64с.