Наталья Беспамятнова
Экологический проект «Защитники природы» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема: Почему растения не могут существовать без бабочек, а бабочки – без растений?
Цель: дать представление о том, что для получения семян растениям необходимо опыление насекомыми.
Оборудование: участок детского сада с его флорой и фауной.
Реализация.
«Клумбы для бабочек»
Наблюдая на участке детского сада за растениями, обращаю внимание детей, что рядом с цветами всегда много насекомых.
Публикация «Экологический проект „Защитники природы“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2014
Воспитатель: Как вы думаете, почему? (Много пчёл и ос потому, что они собирают мед. Насекомые питаются нектаром, он находится в цветах. Без него они не смогут жить. Бабочки любят красивые цветочки.)
Воспитатель: Да, конечно, насекомые питаются нектаром, и выжить без цветов им невозможно. Но цветам без насекомых тоже нельзя. Забираясь на цветок, пчелка или бабочка собирает меленькие частички – пыльцу этого цветка. Перелетая на другой цветок, насекомые не только собирают, но и оставляют пыльцу. Так происходит опыление цветов, это очень важно, так как без опыления у растения не появятся семена. А ведь вы знаете, что семена дают растениям новую жизнь.
Помните, что ловить бабочек нельзя, потому что у них на крыльях есть мельчайшая пыльца. От прикосновения рук человека эта пыльца может исчезнуть, и тогда у насекомого потеряется способность к полету.
Зачем бабочке кружочки?
Цель: показать роль окраски в жизни насекомых.
Наблюдая за живыми насекомыми во время прогулок, обращаю внимание детей на окраску насекомых и на то, заметны ли они в природе на окружающем фоне.
Дети отыскивают как можно больше бабочек, запоминают, где именно затаились бабочки.
Воспитатель: Интересно, для чего бабочке нужны разноцветные крылья? Я думаю, что это неспроста, а вы как считаете? Допустим бабочка долго летала, устала, ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева так, чтобы была видна ее яркая окраска, крылья с кружочками. Сразу ли можно обнаружить бабочку? Почему? А будет ли заметна такая бабочка птицам? (Ответы детей). Конечно, вы правы, такая бабочка будет заметна издалека.
Как вы думаете, она может спрятаться? (ответы детей).
Многие бабочки научились обманывать птиц. Они складывают свои крылья так, чтобы она не выделялась на фоне коры. Теперь насекомое незаметно, так как сложенные крылья по цвету похожи на кору дерева.
Сидит наша бабочка, отдыхает. Птицы пролетают мимо, не замечают ее. Если бабочка шевельнулась, тогда очень внимательная птица заметит добычу. Итак, наша бабочка почувствовала, что рядом враг. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? (Дети предлагают свои варианты). Бабочка решает напугать врага. А как безобидная бабочка сможет напугать хищную птицу? Она ведь не может зарычать или наброситься на нее, как некоторые другие животные. Что бы вы сделали на месте бабочки? (ответы детей).
Воспитатель: Когда птица подлетела совсем близко, бабочка резко раскрыла свои крылья. Птица вместо коричневатых увидела яркие, да еще с «глазами» - кружочками крылья. Перед ней теперь уже сидит совсем не та бабочка, которую она пыталась съесть, а совершенно непонятное существо. Сначала птица удивилась, потом испугалась, затем решила, что лучше уж поголодать, чем связываться с такой непонятной добычей. Взмахнула она крыльями и улетела высматривать себе обед в другое место, а хитрая бабочка, отдохнув, отправилась на луг искать вкусный нектар в цветах.
Цветочная мозаика.
Цель: помочь детям выяснить причину разницы в росте и цветении цветов в разных газонах, посеянных в одно время (экскурсия по экологической тропе).
Проводя экскурсию по участку детского сада, дети обратили внимание на состояние цветников на участке: на одних клумбах цветы высокие, крупные, а на других – мелкие, хилые.
Воспитатель: Почему так произошло, как вы думаете? Все было одинаковым: и семена, и посадка в одно и тоже время. (Предположения детей).
Разница в росте растений может быть по разным причинам: и от недостаточного полива, от неправильного месторасположения клумбы, от нехватки различных микроэлементов, а может даже от неудачно подобранных цветов-соседей.
Как вы думаете, в чем причина, что наши цветы меньше, чем на других клумбах? (Ответы детей). Конечно, мы с вами поливали клумбы, рыхлили почву, пропалывали сорняки и даже делали подкормку удобрением, значит причина в чем-то другом. Наверное, наша береза дает тень. Как вы думаете, я права? На будущий год мы там цветы сажать не будем.