Бочкарева Марина
Экологический проект «Школа добрых Волшебников»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическое воспитание дошкольников – приоритетное направление дошкольного учреждения. Младший дошкольный возраст – самое благоприятное время для сенсорного воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Начинать экологическое воспитание можно и нужно с момента поступления ребенка в детский сад. Младший дошкольник – неутомимый деятель. Он постоянно готов заниматься любым продуктивным трудом – лепить, вырезать, рисовать. И в то же время он еще не готов выслушивать долгие рассказы воспитателя о том, что он еще не может воспринимать. Его мир – это мир «здесь и теперь». Мышление ребенка носит наглядно-образный характер. Он уже способен перейти от манипулирования объектами к манипулированию представлениями о них во внутреннем плане. При этом его познавательная сфера еще сосредоточена на реальном предметном мире, непосредственно окружающим ребенка в данный момент. Специально организованная деятельность способствует накоплению представлений о мире природы: отдельных представителях животного и растительного мира, природными материалами. При этом задача «закладывать основы бережного и заботливого отношения к окружающему» тесно связана с развитием созидательного отношения ребенка к миру природы. Известный педагог В. А. Сухомлинский писал о необходимости воспитания любви к живому как об одной из первейших задач педагогики. Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.
Публикация «Экологический проект „Школа добрых Волшебников“» размещена в разделах
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Проекты
- Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Как же рассказывать ребенку о природе? Сделать это очень не просто, ведь маленький ребенок живет ещё не столько разумом, сколько ощущениями и эмоциями, и рассказывать ему о природе взрослым, подчас научным языком бесполезно. Многолетний опыт воспитания детей подсказывает, что пробудить у дошкольников интерес к природе, показать им её красоту можно через непосредственное общение с животными и растениями, игру и, конечно, через прекрасный мир искусства – живопись, музыка. Яркие краски, красивые мелодии привлекают ребенка, пробуждают его воображение, фантазию, ассоциативное мышление, желание творить, узнавать.
познавательного и эмоционального развития ребенка-
дошкольника.
Вид проекта: игровой, познавательно – исследовательский, коллективный;
Участники: дети 3-4 года, воспитатели, специалисты, родители;
Продолжительность: календарный год
Актуальность проекта: сложная экологическая обстановка на Земле; недостаточный уровень экологических знаний и экологической культуры
населения.
Цель проекта: формирование у детей дошкольного
возраста ценностных основ отношения к действительности;
решение проблем экологического, социального;
Задачи образовательных областей:
ОО «Познавательное развитие»- развитие научно познавательного отношения к окружающей среде;
ознакомление с основными понятиями экологии, овладение элементарными приемами наблюдений в природе,
освоение этических норм отношения к природным объектам
формирование понятий о безопасности жизнедеятельности человека в процессе использования природных ресурсов;
о безопасном поведении детей в природе;
ОО «Речевое развитие» -развитие коммуникативных навыков общения со сверстниками и взрослыми в различных видах деятельности и в разных ситуациях;
-формирование устойчивого интереса к книге: художественной, природоведческой.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»-
становление эмоционально-нравственных начал;
формирование мотивационной сферы, произвольности и
начала самопознания – осмысления своих собственных
действий и поступков в играх, в общении с природой,
людьми
привитие навыков и умений в экологически значимой
деятельности; прививать трудолюбие, уважение к людям-
труженикам, первоначальные умения, позволяющие им
участвовать в посильной практической деятельности по
охране природы родного края; развитие умений выполнять
поручения и задания осознанно и на довольно высоком
уровне.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»-
ознакомление с понятием «гармонии» природы и
изобразительного искусства; формирование умения
понимать и ценить красоту живой природы как источника
творческого вдохновения.
ознакомление с понятием «гармонии» природы и музыки;
формирование умения понимать и ценить красоту живой
природы как источника творческого вдохновения.
ОО «Физическое развитие»- формирование понятий о
здоровом образе жизни, о влиянии природных факторов на
здоровье человека; формирование навыков и умений
применять полученные знания при решении личностных
проблем, адекватных возрасту; следить самостоятельно за
своим здоровьем.
Формы и методы работы:
• Познавательные беседы
• Дидактические игры
• Проведение наблюдений за объектами природы
• Подвижные игры
• Проведение праздников
• Проведение акций
• Совместная деятельность детей и родителей по созданию поделок и рисунков, оформлению альбомов, фотогазет, выставок книг
• Чтение произведений о животных и растениях
• Продуктивная деятельность: оригами, рисование, аппликации и др.
• Составление сказок
• Оформление материалов проекта
Принципы работы:
1. Принцип дифференциации и индивидуализации предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно – образовательной работы.
2. Принцип природосообразности свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям.
3. Принцип диалогического общения как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопонимание взрослого и ребенка, и проецирует установку на разумное усвоение.
4. Принцип доступности предусматривает осуществление экологической работы с учетом возраста, подготовленности, разумности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей.
5. Принцип системности подразумевает достижение цели решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что получает получить прогнозируемый результат.
6. Принцип последовательности заключается в постепенном повышении требований в процессе экологической деятельности.
Пути реализации проекта:
• Создание условий для экологического воспитания
• Повышение педагогической грамотности педагогов
• Обновление содержания, форм и методов работы с детьми.
• Экологическое просвещение родителей
Ожидаемые результаты реализации проекта у детей:
• повышение уровня экологических знаний, познавательной и речевой активности детей;
• у детей сформирован устойчивый интерес к объектам живой и неживой природы;
• формирование у детей гуманного отношения ко всему живому, чувства милосердия;
• дети умеют применять полученные знания в других видах деятельности.
У родителей повысился уровень экологического сознания, сформировались знания и умения целостного подхода к оздоровлению и воспитанию детей средствами природы.
Экологическая викторина на тему «В гостях у леса» для детей 3-4 лет.
Описание материала: материал будет полезен воспитателям ДОУ с целью организации развлечения на экологическую тематику. Данное мероприятие рекомендуется проводить с детьми средней группы. Игра-викторина поможет интересно организовать досуг дошкольников в год экологии.
Цель викторины:
Развитие у детей интереса к природе и бережного отношения к ней.
Задачи:
1. Формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете Земля.
2. Закрепить навыки экологического поведения в природе;
3. Развивать познавательную деятельность дошкольников;
4. Воспитывать любовь к поэзии.
Предварительная работа: экскурсия в лес; просмотр иллюстраций с изображением различных видов деревьев, животных, птиц, насекомых, правил поведения в лесу; конкурс рисунков о природе; беседы о насекомых, животных, птицах, растениях; чтение стихотворений русских писателей о природе.
Оборудование: фонограмма звуков леса; картинки «Времена года»; карточки с изображением различных видов деревьев, животных, птиц, насекомых, правил поведения в лесу.
Ход викторины:
Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычный день, Всемирный день охраны окружающей среды. В этот день все кто любит и ценит природу, выходят на улицы городов и посёлков, сажают новые деревья, убирают мусор, спасают попавших в беду животных и птиц. Земля - наш дом, а в доме всегда должно быть чисто и уютно!
Чтение стихотворения «Наша Земля»
Наш дом родной, наш общий дом –
Земля, где мы с тобой живём!
Ты только посмотри вокруг:
Тут речка, там зелёный луг.
В лесу дремучем не пройдёшь,
Воды в пустыне не найдёшь!
А где – то снег лежит горой,
А где – то жарко и зимой…
Чудес нам всех не перечесть,
Одно у них названье есть –
Леса и горы, и моря, всё называется Земля!
Воспитатель: Ребята, мы сегодня устроим праздник, что бы нам было весело и радостно.
Звучит фонограмма звуков леса.
Воспитатель: Ребята, чьи это голоса? Где их можно услышать? (Ответы детей). Ребята, да мы с вами попали в лес!
По волшебному пути в сказку можем мы войти,
Музыка сейчас раздастся, в сказку нам попасть удастся!
Входит Гриб-Мухомор.
Гриб-Мухомор: Это кто здесь расшумелся? Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель: Ой, ребята, кто же это?
Гриб-Мухомор: Это я – Гриб-Мухомор. Этот лес я сторожу, за порядком здесь слежу. Что вы здесь делаете? Зачем пожаловали в мой лес? Знаю я, как вы гуляете, отдыхаете. Муравейники разоряете, цветы топчете, зверей и насекомых обижаете. Не пущу вас в лес!
Воспитатель: Мухомор, среди наших ребят ты найдешь себе помощников по охране леса. Наши дети очень любят природу, знают правила поведения в лесу.
Конкурс 1: знание правил поведения в лесу.
Дидактическая игра «Угадай правило».
Гриб-Мухомор: Я буду называть свои действия, а вы, если я буду поступать хорошо, говорите: «Да!», если плохо – «Нет!»
Слушайте внимательно:
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (Да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю и убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Молодцы, ребята!
Гриб-Мухомор: Ну, ладно, уговорили, пущу, но с условием: вы будете выполнять все лесные правила. До свидания, ребята!
Воспитатель:
Лес не только для нашей забавы,
Он – богатство нашей страны,
Все деревья в нем, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой!
А уж, сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтешь!
Свято помни, что лес – наша радость,
Вместе с лесом и сам ты растёшь.
Загадка.
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает. (Дерево)
Конкурс 2: деревья.
Игра с загадками «Назови дерево».
Белоствольные красавицы
Дружно встали у дорожки,
Книзу веточки спускаются,
А на веточках сережки. (берёза)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем! (дуб)
Что же это за девица:
Не швея не мастерица,
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год. (ёлка)
Малы и неказисты
И скромно зеленеют,
Но осенью их листья
И ягоды краснеют. (рябина)
Воспитатель: Ребята, вы знаете времена года?
Конкурс 3: времена года.
Игра «Когда это бывает?»
Воспитатель: Я буду загадывать загадки, а вы будете искать картинки с отгадками.
Утром мы во двор идём –
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят … (Осень)
Я раскрываю почки, в зелёные листочки.
Деревья одеваю, посевы поливаю,
движения полна, зовут меня …. (Весна)
Солнце печёт, липа цветёт.
Рожь поспевает, когда это бывает? (Лето)
Снег на полях, лёд на водах,
Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зима)
Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. Продолжаем нашу викторину.
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели.
Бабочки летали, крылышками махали,
На нос села пчела. Посмотрите вниз, друзья.
Мы листочки приподняли, в ладошку ягоды собрали.
Хорошо мы погуляли! И немножечко устали!
Конкурс 4: птицы.
Воспитатель: Ребята, лес – это дом для птиц, животных, насекомых, в лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают наш воздух, радуют нас своей красотой. Птицы - наши верные помощники и друзья, они радуют нас своими песнями. А вы, ребята, знаете птиц, живущих в наших лесах? Сейчас проверим.
Игра – шутка «Будь внимательным!»
Воспитатель: Я буду читать стихотворение про птиц, но если вы услышите, что появились не птицы, а что – то другое, дайте мне знать – хлопайте в ладоши.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи,
Дети: хлопают.
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Мухи!
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: Насекомые.
Прилетели птицы
Голуби, синицы,
Аисты, вороны.
Галки, макароны.
Дети: хлопают.
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Макароны!
Прилетели птицы
Комары, кукушки,
Чибисы, чижи,
Аисты, лягушки,
Совы и ватрушки.
Дети: хлопают.
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: Комары, лягушки, ватрушки.
Прилетели птицы
Комары, кукушки,
Чибисы, чижи,
Аисты, лягушки,
Совы и ватрушки.
Лебеди и утки –
И спасибо шутке!
Воспитатель: А сейчас давайте ещё немного отдохнем и поиграем.
Физкультминутка
Здравствуй, здравствуй, добрый лес,
Полон сказок и чудес!
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули -
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылья сложили назад.
Конкурс 5: насекомые.
Д/упражнение: «Собери картинку»
Дети парами собирают из разрезных картинок изображение насекомого. Побеждает та пара детей, которая быстрее соберёт картинку.
Конкурс 6: дикие животные.
Игра «Кто здесь лишний?»
Из разложенных картинок выбрать только диких животных и выставить на мольберт.
Словесная игра «Кто кем был в детстве?»
Медведь – могучий великан,
Был в детстве … медвежонком
А этот хищный волк –
Маленьким … волчонком.
А хитрющая лиса-
Рыженьким … лисенком,
Длинноухий быстрый заяц
В детстве был… зайчонком.
Подвижная игра «Ручейки и озера»
Дети строятся друг за другом, руки кладут на пояс или плечи впереди стоящему – это «ручейки». По сигналу: «ручейки бегут!» - дети бегут (с высоким подниманием колен, в полуприседе) каждый в своей колонне за ведущим. По сигналу: «Озеро!» - каждая команда, взявшись за руки, образует круг – «озеро». Выигрывает команда, которая быстрее построила круг.
Воспитатель: Наша викторина подошла к концу. Закончим мы её стихотворением:
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нету.
Развеем над нею и тучу и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей!
Украсим всю Землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами!
Воспитатель: Вот сколько замечательного и удивительного мы увидели в лесу. Лес – это богатство для нашей страны. И мы должны его беречь. Давайте, ребята, всегда помнить эти слова! Постараемся сохранить красоту и богатства нашей планеты.