Наталья Ильченко
Экологический проект «Эколята — юные защитники природы»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 комбинированного вида г. Моздок РСО-Алания
Экологический проект «Эколята – юные защитники природы»
Автор проекта воспитатель :
Ильченко Наталья Петровна
г. Моздок
2022 год
1. Информационная карта.
Наименование проекта
Публикация «Экологический проект „Эколята — юные защитники природы“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Проект «Эколята – юные защитники природы»
Автор и участники проекта
Автор проекта : Ильченко Наталья Петровна
Участники проекта : воспитатели, воспитанники подготовительной группы, родители.
Обоснование актуальности и педагогической значимости проекта
Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.
С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.
В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.
Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства, при чём делать это необходимо систематически, сохраняя преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.
Педагогический творческий проект в ДОУ «Эколята – юные защитники природы» позволит расширить общий кругозор детей и способствовать развитию их творческих способностей, помогает ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром, способствует воспитанию у детей потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Цели и задачи проекта
Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Для детей:
Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой Родины, показать неповторимость и красоту природы. Развивающая: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; развивать творческие способности детей; вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Для родителей:
активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;
формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Краткая аннотация содержания проекта
Одним из важнейших процессов развития дошкольников является формирование у них экологической культуры. В современном мире сохранение и восстановление экологического баланса есть одной из самых важных проблем человечества. Именно поэтому формирование экологической ответственности необходимо начинать ещё в раннем детстве.
Данный проект направлен на приобщение детей к экологическим проблемам общества в целом. С помощью мультяшных героев – Эколят, дети учатся заботиться о животных, аккуратно вести себя на природе, бережно к ней относиться, соблюдать экологическую чистоту не только в рамках своего дома или двора, но и города в целом.
Сроки выполнения проекта
С 01 сентября по 31 мая 2022 г.
Материально – техническая база и предполагаемая стоимость проекта
Компьютер, принтер, музыкальный центр, мультимедийный проектор, фотоаппарат, USB – флешкарта, методический инструментарий, наглядно – методические пособия.
2. Актуальность и важность данной проблемы
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.
Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли. Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В рамках проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом.
Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Дошкольный возраст – это период становления основ будущей личности. Именно в это время необходимо начинать экологическое образование ребенка. И начинать его нужно со знакомства с объектами природы ближайшего окружения.
Вот и в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая е с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у реб нка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть е красоту и понимать ценность для человека. Было решено целенаправленно заниматься этой темой, поэтому мы с ребятами и родителями взялись реализовать этот проект.
Проблема:
Дети живут в информационной среде, они с большим успехом осваивают IT технологии, нежели дети предыдущих поколений, однако, вовлеченность в технологии обуславливает то, что современные дети мало времени проводят на природе, а следственно, запас об окружающем мире у них минимальный (многие не могут отличить синицу от снегиря).
Не у всех воспитанников проявляется доброжелательное отношение к живым существам, объектам природы, они потребительски относятся к ней.
Как же приучить детей беречь и охранять природу, все живое, окружающее нас?
Тип проекта : информационно-познавательный, творческий.
Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое развитие.
По продолжительности: долгосрочный.
Срок реализации проекта : С 01 сентября 2021г. по 31 мая 2022 г.
Участники проекта : воспитатели группы, дети и родители.
Цель: формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Для детей:
Обучающая: формировать у детей знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы.
Развивающая: способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы, развивать творческие способности детей, вовлекать родителей и детей в совместную деятельность.
Воспитательная: способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Для родителей:
активизировать знания родителей о природе, экологии, повысить их самообразование по теме;
формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
3. Сбор и анализ информации по избранной теме.
Работу, предшествующую созданию проекта, можно разделить на несколько этапов:
уточнение представлений детей о живой и неживой природе, о её ценностях для человека и животных, птиц; знаний о природе родного края, о правилах безопасного поведения в природе ;
анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы с родителями);
изучение литературных источников по вопросам ознакомления детей;
анализ предметно - развивающей среды.
4. Реализация плана действий проекта.
Этапы реализации проекта
1 этап. Организационный (подготовительный)
• Подбор детской литературы по теме;
• Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;
• Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;
• Разработка сценария итогового мероприятия.
• Подбор и разработка консультаций для родителей.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
• Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;
• Беседы «Земля-наш общий дом», «Чистый и грязный воздух», «Экологическая лестница», «Почему исчезают животные?»;
• Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;
• Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;
• Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;
• Курирование различного рода наблюдений детей;
• Организация дежурства в уголке природы.
3 этап. Заключительный (результаты проекта)
• Вынос и размещение скворечников и кормушек для птиц на территории сада;
• Представление «Огорода на подоконнике» на общем смотре-конкурсе сада;
Взаимодействие с родителями:
• Консультирование родителей по теме проекта;
• Участие родителей в праздничных мероприятиях;
• Участие в изготовлении скворечников и кормушек для птиц;
• Консультации: «Экологическое воспитание дошкольников», «Экологическая стенгазета», «Правила поведения на природе»; и др.
Форма работы с детьми
Познавательное развитие
НОД «Экологическая тропа по территории детского сада» «В гости Облачко пришло, о погоде спрашивало….»
Наблюдение за птицами, с фиксацией разных особенностей поведения птиц (кто ожидает корма, кто ест на кормушке, а кто под ней, кто летает над участком, кто поселился в скворечник) с занесением в «Дневники наблюдения».
НОД «Сортируем мусор – бережем природу»
Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на окне»
Наблюдение за ростом и развитием растений, с занесением результатов в «Дневники наблюдения»
Различные виды наблюдений за явлениями и событиями, происходящими в окружающей природной среде.
Экспериментирование.
Социально-коммуникативное развитие Загадки о рыбах, птицах, животных родного края;
Дидактические игры:
«Кто где живет?»,
«Угадай, чей след?»,
«Путешествие капельки»,
«Что где растет?»,
«Вершки и корешки»,
«Найди и назови пару»,
«Поймай птицу»,
«Рыбка, не рыбка»,
«Деревья и листья»,
«Жизненный цикл бабочки (рыбки, лягушки)»
Сюжетно – ролевые игры:
«Ветеринар»,
«Чистый город (на субботнике)»
Художественно-эстетическое развитие
Конструирование из природного материала (песка) «Насекомые»,
«Морские животные»
Аппликация «Цветочная полянка»
Рисование «Природа нашего города»,
Ручной труд «Насекомые» :
Творческое задание «Заколдованный лес» ;
Упражнение «Рисование ладонями» ;
Физическое развитие
«День чистого участка»
Подвижные игры:
«Воробушки и автомобиль»,
«Найди листочку дерево»,
«У медведя во бору»,
«Перелетные / зимующие птицы», «Огонь, земля, вода, воздух»,
«Во саду ли, в огороде»;
Игра «Найди свою половинку», «Попади в цель», «Змейка» и др.
Речевое развитие Словесно-дидактические игры:
«Закончи предложение»,
«Придумай окончание сказки»,
«Что бывает зимой (летом, весной, осенью?»,
«Приметы на картинках»,
«Прогноз погоды»,
«Летает – не летает»,
«Жители рек, жители морей» и т. д.
Чтение литературы по теме проекта :
М. Скребцова «Могучая травинка»,
Н. Сладков «Мухомор»,
М. Пришвин «Ребята и утята»,
К. Чуковский «Айболит» и др.
Беседы: «Кому полезны грибы»,
«Правила поведения в лесу»,
Чтение пословиц и поговорок по теме, отгадывание загадок.
Словесные игры: «Опиши словами гриб»,
«Осень в лесу»,
«Вспомни – назови»,
«Один – много»,
«Будь внимательным»
Стихотворение по теме. «БЕРЕГИ ПРИРОДУ!»
Мероприятия по работе с родителями:
1. Стендовая информация для родителей, консультация «Экологическое воспитание дошкольников», «Досуг на природе». «Мы на прогулке».
2. Изготовление папки – передвижки на тему «Правила поведения на природе»;
3. Ознакомление родителей с информационными листами по данным темам;
4. Привлечение родителей к изготовлению скворечников, кормушек для птиц.
5. Ожидаемые результаты проекта.
Предполагаемый результат:
повышение уровня знаний, умений и навыков у детей и родителей по теме проекта;
формирование экологической культуры дошкольников;
готовность детей проявлять любовь и сострадание к животным.