Алена Сизова
Экологический проект «Эколята — юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Наша планета – живая, её населяет около 2 миллионов известных видов живых организмов. И это лишь приблизительная оценка: ежегодно учёные открывают новые виды. Однако уже в конце XIX века стало понятно, что виды вымирают, и всё чаще это происходит не по естественным причинам, а по вине человека. Исчезновение каждого из них – невосполнимая потеря и для устойчивости живой природы, и для самого человека, который, несмотря на все достижения цивилизации, является её частью.
Темочки:
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Проекты
- Экология, природа. Проекты
- Эколята - защитники природы. Проекты
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
С развитием промышленности в XX веке происходит загрязнение не только окружающей среды и животного мира на планете, но и в космосе. Это ставит под угрозу жизнь на планете в целом, и существование отдельных городов в частности.
В связи с этим крайне важным является сохранение экологического баланса и чистоты планеты.
Начинать развитие уважения и сбережения природы необходимо с самого раннего детства и делать это необходимо систематически, сохраняя преемственность между дошкольными образовательными учреждениями, начальными, средними и старшими образовательными учреждениями и даже ВУЗами. Только в таком случае общество будет иметь личность, способную любить, беречь и уважать не только себя, но и всё вокруг. Этого, собственно, и требует от нас федеральный государственный образовательный стандарт.
Экологическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении, согласно ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
• устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
• бережного отношения к природе;
• правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
• моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
• эмоциональной отзывчивости к живой природе;
• положительных эстетических ощущений от любования природой;
• умений познавать особенности окружающего мира.
Актуальность
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа должна начинаться еще в детском саду.
Проведение экологических мероприятий играет большую роль в экологическом образовании и воспитании, особенно для дошкольников. Благодаря систематическому подходу в ознакомлении с окружающим миром и природой, ребенок, принимая непосредственное участие в проектной деятельности экологической направленности, начинает лучше и глубже понимать и запоминать изучаемый материал. С малых лет человек должен познавать природу, учиться любить и беречь её, разумно пользоваться ресурсами и богатствами Земли. Очень важно и необходимо с малых лет научить детей быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
В МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №9» экологическое воспитание является одной из приоритетных задач. Ежегодно проходят различные мероприятия, направленные на формирование экологической культуры у дошкольников. Это тематические беседы, проекты, выставки поделок и рисунков, оформление коллажей, викторины, театрализованные представления, развлечения и прочее.
В рамках экологического проекта «Эколята – юные защитники природы», мы пытаемся неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему необходимые знания о ней, пробудить интерес к её явлениям, изменениям, многообразию, объясняем важность бережного отношения к окружающему миру в целом.
Новизна
Особенностью экологического проекта «Эколята – юные защитники природы» является:
• формирование экологически воспитанной личности, владеющей знаниями правила поведения на природе, опытом бережного отношения к природе;
• развитие желания заботы о природе и животных, с использованием образов сказочных героев «Эколят» – защитников Природы.
Введение в образовательную деятельность новых героев – «Эколят» – друзей и защитников Природы, помогает детям подружиться с Природой, понять и полюбить её.
Вид проекта : долгосрочный.
Цель проекта – формирование экологически воспитанной личности, владеющей экологическими знаниями, правилами поведения на природе, опытом бережного отношения к природе; развитие желания заботы о природе и животных.
Задачи:
Образовательные:
- дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость и красоту природы;
- способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
Развивающие: расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
Воспитательные:
- помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
- способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Время реализации проекта : сентябрь 2023 г. – май 2024 г.
Участники проекта : воспитанники ДОУ, родители, воспитатель.
Предполагаемый результат:
У детей сформируются:
• экологические знания, экологическая культура;
• осознание важности заботы о природе;
• навыки правильного поведения в природе;
• чувство заботы и гуманного отношения к объектам природе;
• эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно – творческой деятельности.
У родителей:
• обогатятся знания по экологическому воспитанию детей;
• повысится интерес к совместной деятельности с детьми по охране природы;
• повысится уровень экологической грамотности.
У педагогов:
• повышение профессионализма;
• внедрение новых методов и технологий в работе с детьми и родителями по экологическому воспитанию.
Продукт проектной деятельности :
Для детей:
• Мероприятие с участием героев Эколят «Мы эколята – юные защитники природы»;
• Участие детей в конкурсах, выставках, акциях.
Для родителей:
• изготовление видеоролика «Наша семья на природе»;
• изготовление лэпбука «Красная книга Мордовии».
Для педагога:
• создание картотеки пословиц и загадок о животных, птицах и природе;
• создание картотеки дидактических игр по теме проекта;
• подбор экологических сказок;
• подготовка консультации для родителей;
• подбор конспектов непосредственной образовательной деятельности и праздничного мероприятия.
Презентация проекта : Мероприятие с участием героев Эколят «Мы эколята – юные защитники природы».
Работа по проекту :
1 этап. Организационный (подготовительный)
• Мониторинг знаний и умений детей по теме проекта;
• Подбор детской литературы по теме;
• Подбор дидактического материала для дидактических и сюжетно – ролевых игр;
• Подготовка конспектов НОД, проводимых в рамках проекта;
• Разработка сценария итогового мероприятия.
• Подбор и разработка информационного буклета для родителей.
2 этап. Практический (выполнение проекта)
• Чтение и обсуждение с детьми художественной литературы по теме проекта;
• Просмотр мультипликационного фильма «Эколята – друзья природы»;
• Беседы по теме проекта;
• Проведение дидактических, подвижных и сюжетно – ролевых игр;
• Непосредственная образовательная деятельность, проводимая в рамках проекта;
• Посадка растений в рамках общего проекта ДОУ «Огород на подоконнике», уход за ними;
• Организация дежурства в уголке природы.
3 этап. Заключительный (результаты проекта)
• Выставка рисунков «Эколята – юные защитники природы»
• Вынос и размещение кормушек для зимующих птиц на территории сада;
• Вступление в ряды Эколят – дошколят с праздничным произношением клятвы Эколят;
• Проведение праздничного мероприятия с привлечением героев из мультфильма «Эколята».
Взаимодействие с родителями:
• Привлечение родителей к оформлению уголка дежурств;
• Консультирование родителей по теме проекта;
• Участие родителей в праздничных мероприятиях;
• Участие в изготовлении кормушек для зимующих птиц.
Проектные мероприятия
№ п/п Мероприятия проекта Срок проведения Ответственные
Сентябрь
1 Беседа «Эколята – юные защитники природы» 8 сентября Воспитатель
2 Выставка рисунков «Сбережем лес» (Российский день Леса) 15 сентября Воспитатель
3 Выставка поделок из природных материалов «Дары осени» 18-22 сентября Воспитатель
4 Неделя Всемирной Акции «Очистим планету от мусора» 21-27 сентября Воспитатель
Октябрь
1 Мероприятие «День защиты животных Красной Книги» 4 октября Воспитатель
2 Всероссийская акция по сбору макулатуры «Бумбатл» 10 октября– 15 ноября Воспитатель
3 Чтение экологической сказки «Сказка про хламище-окаянище» 20 октября Воспитатель
4 Консультация для родителей «Экологическое воспитание детей в семье» 27 октября Воспитатель
Ноябрь
1 Папка-передвижка «Как помочь птицам пережить зиму» 3 ноября Воспитатель
2 Экологическая акция «Синичкин день» 10 ноября Воспитатель
3 Выставка поделок, изготовленных из бросового материала «Вторая жизнь мусора» 15 ноября Воспитатель
4 Памятка для родителей «Экологические игры с ребенком» 23 октября Воспитатель
5 Оформление фотовыставки «Наши любимцы» к Всемирному дню домашних животных 30 ноября Воспитатель
Декабрь
1 Акция «Ёлочка – зелёная иголочка» 4-8 декабря Воспитатель
2 Конкурс новогодних ёлочных игрушек «Новогодняя фантазия» 15 декабря Воспитатель
3 Консультация для родителей «Сохраним лесную красавицу» 20 декабря Воспитатель
4 Чтение экологической сказки «Елочка –зеленая иголочка»
25 декабря Воспитатель
Январь
1 Беседа «Что мы знаем о птицах?» 11 января Воспитатель
2 Всероссийская акция «Покормите птиц зимой» 15 января Воспитатель
3 Фотовыставка «Волшебная зима» 26 января Воспитатель
Февраль
1 Чтение экологической сказки «О временах года» 9 февраля Воспитатель
2 Консультация для родителей «Сортировка мусора — необходимый шаг для улучшения экологии»
16 февраля Воспитатель
3 23 февраля Воспитатель
4 Мероприятие «Международный день полярного медведя» 29 февраля Воспитатель
Март
1 Развлечение «Всемирный день кошек» 1 марта Воспитатель
2 Консультация для родителей «Природа в жизни вашей семьи» 15 марта
3 Посадка и выращивание рассады в «Огородах на окне» 20 марта Воспитатель
4 Конкурс рисунков «Давайте беречь нашу Землю» 29 марта Воспитатель
Апрель
1 Эстафета ко Дню здоровья «Да здравствует, здоровье!» 5 апреля Воспитатель, физрук
2 Чтение экологической сказки «Мой дом – Земля! 8 апреля Воспитатель
3 Экологический КВН «Природа вокруг нас» в рамках экологической недели знаний 15 апреля Воспитатель
4 Конкурс рисунков, посвященных Дню Земли: «Именины у Земли» 22 апреля Воспитатель
5 Смотр-конкурс «Огород на окне» 29 апреля Воспитатель
Май
1 Всероссийская акция «Посади дерево» 6-10 мая Воспитатель
2 Развлечение «Профессия эколог» в рамках Дня экологического образования 15 мая Воспитатель
3 Консультация для родителей «Правила поведения на природе» 23 мая Воспитатель
4 Чтение экологической сказки «Вы нам очень нужны, деревья» 28 мая Воспитатель
Библиографический список
1. Аксенова, З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011.-128 с.
2. Егоренков, Л. И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001.-128с.
3. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - Москва: Издательский центр «Академия», 2002. - 336с.
4. https://эколята. рф/obrazy-skazochnykh-geroev-yekolyat/
5. https://эколята. рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/klyatva/
6. https://эколята. рф/proekt-molodye-zashhitniki-prirody/gimn/
7. https://teksty-pesenok.ru/song/addTrans/1853380/