Баженова Тамара
Экологический проект для дошкольников «Эко-сумка»
▼ Скачать + Заказать документы
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно использовать, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
Именно поэтому в нашем дошкольном учреждении уделяют большое внимание экологическому воспитанию. Оно заключается в том, чтобы неторопливо и бережно ввести ребенка в мир природы, дать ему первые необходимые знания о ней, пробудить интерес к ее явлениям, изменениям, многообразию, помочь осознать необходимость бережного отношения к окружающей среде и природным ресурсам, а также научить понимать пагубность противоправного поведения в экологической сфере, ведущего к негативным для окружающей среды и человека последствиям.
Темочки:
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2023
Актуальность
Мы превратили нашу планету в сплошную мусорную свалку, и не замечаем, что всё вокруг утыкано минами замедленного действия. Речь идёт о безобидном, казалось бы, предмете нашего быта - пластиковых пакетах. Они, как известно, бывают разные - и маленькие прозрачные, и красивые цветные, и самые огромные чёрные, в которых люди выволакивают всё ненужное к подъезжающей в конкретный час мусорной машине. Во всём мире пакетами пользуются каждый день миллионы людей.
Промышленный выпуск полиэтиленовых мешков - производство вредное. Полиэтилен - жуткая разновидность мусора: такому пакету надо без малого тысячу лет, чтобы он, наконец, полностью дезинтегрировался. Что же получается? «Поры» земли закупориваются, водостоки и фильтрующие системы забиваются, рыба в море или корова на лугу заглатывает эти пузыри и погибает, поскольку у неё напрочь закупоривается пищеварительный тракт. Черепахи тоже в числе жертв - они, видимо, принимают пластиковые кульки за медуз. Вот вам и «безобидный» пакетик! Функциональная «жизнь» упаковки невелика, и она очень быстро отправляется на свалки, часто стихийные.
Избавиться от использованного пластика практически невозможно. До недавнего времени существовало лишь два пути решения проблемы: захоронение и сжигание пластикового мусора. Но пластик не разлагается в почве, а при его сжигании выделяются крайне токсичные для человека вещества. Проникая в почву, «отрава» попадает в грунтовые воды, а потом и в водопровод.
Цель – привлечь внимание родителей, всех сотрудников дошкольного учреждения к проблеме негативного влияния пластиковых пакетов на природу и на самого человека, сформировать у дошкольников осознано правильное отношение к окружающим явлениям, убедить отказаться от применения полиэтиленовой упаковки, призвать к ограничению применения пластика и использованию экологически чистых пакетов и эко-сумок многоразового использования.
Задачи:
Задачи оздоровительной направленности:
- учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой.
Задачи образовательной направленности:
- формировать элементарные экологические знания, развивать экологические представления, формировать начала экологического мировоззрения,
- формировать умения решать самостоятельно различные экологические задачи
- учить детей самостоятельно находить решение в сложных ситуациях
Задачи воспитательной направленности:
- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы
- воспитывать отзывчивость, коммуникабельность;
- способствовать формированию стремления содержать в чистоте город, дом, территорию детского сада и т. д.
Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:
- учить заботиться об окружающей среде: содержать в чистоте группу, участок.
- вырабатывать навыки изготовления экологически безопасных сумок
Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:
- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации
- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.
Участники акции: дети старшая группа2, и их родители, педагогические работники ДОУ.
Предполагаемые итоги проекта :
- сформировать у детей представления о вреде полиэтиленовых пакетов для экологии;
- вызвать постоянное желание заботиться об окружающей среде
- выработать элементарные умения грамотно и экологически правильно использовать достижения современной человеческой цивилизации;
- обогатить словарный запас детей;
- научить анализировать, устанавливать причинно-следственные связи;
- воспитать умение работать в коллективе сверстников, умение выслушивать друг друга, приходить на выручку;
- приобщить к совместной деятельности родителей.
Этапы проекта :
I этап – подготовительный: обсуждение цели, задачи с детьми и родителями, создание необходимых условий для реализации проекта, перспективное планирование проекта, разработка и накопление методических материалов по проблеме.
II этап – основной (практический) : внедрение содержание педагогического взаимодействия эффективных методов и приёмов по реализации проекта.
III этап – заключительный: оформление результата проекта в виде презентации, подведение итогов проекта.
Содержание проекта
1. Чтение экологических сказок «Зайчик и медвежонок», «Очень страшная история», «Грустная история», «Жизнь в реке».
2. Сочинение экологических сказок детьми, театрализация этих сказок, составление сборника «Наши сказки».
3. Беседы «Полиэтиленовый пакет – друг или враг?», «Цвети и здравствуй, город мой!» (о правилах поддерживания чистоты в городе, «Чистый детский сад».
4. Трудовая деятельность: уборка на участке.
5. Изготовление экосумок (совместно с родителями) в рамках конкурса «Экосумки – это здоровая планета».
6. Выставка рисунков «Планета без пакета».
7. Изготовление буклета для родителей «Скажи полиэтиленовому пакету – НЕТ!»
8. Оформление экологического стенда «Скажи полиэтиленовому пакету – НЕТ!»
9. Взаимодействие с соц. партнерами (библиотека) – сказка «В гостях у Лесовичка»
Сказка – привычный и любимый детьми жанр. Экологическая сказка не только развлекает, она ненавязчиво воспитывает, знакомит с окружающим миром. Поскольку Герои в сказках осознают свое неверное поведение, перестают загрязнять воду, воздух, лес. Данный вид деятельности формирует экологическую культуру детей, закладывает основы нравственного взаимодействия с природой, прививает любовь к родному краю. Она позволяет ребенку представить себя в качестве главного действующего героя.
Подготовили информацию о вреде полиэтилена, который отравляет почву, загрязняет природу, губит мелких животных и птиц, засоряет все, что нас окружает. Был поставлен вопрос: Как быть? И принято решение – нужно начинать с себя, сократить использование полиэтилена. Самой лучшей альтернативой полиэтиленовому пакету является многоразовая сумка.
В связи с этим в старшей группе №2 был объявлен и проведен конкурс «Экосумки –это здоровая планета». Этот конкурс на лучший вариант экосумки помог и нам внести свой посильный вклад в формирование нового экологического мышления, почувствовать свою ответственность за экологическое здоровье Земли.
Воспитанники вместе с родителями включились в этот конкурс. Каждый участник конкурса смог предложить свою идею создания экосумки. Здесь были сумки и шитые, и вязанные, сумки большие и маленькие, с орнаментом и отделанные бисером, вышивкой, аппликацией. Были тут и сумки-трансформеры, и сумки-игрушки, и даже декоративные сумочки. Мы воочию убедились, что творческой фантазии конкурсантов не было предела! От такого обилия прекрасных сумок разбегались глаза - сумки были на все вкусы.
Ребята побыли в роли модельеров, и пытались нарисовать, сконструировать, сделать свою в неповторимую, экологически полезную и безопасную сумку.
В ходе акции были проведены встречи с родителями, беседы с воспитанниками, выставка рисунков. Была подготовлена информация о вреде полиэтилена, который отравляет почву, загрязняет природу, губит мелких животных и птиц, засоряет все, что нас окружает, в виде Был поставлен вопрос: Как быть? И принято решение – нужно начинать с себя, сократить использование полиэтилена. Самой лучшей альтернативой полиэтиленовому пакету является многоразовая сумка.
Большую активность и заинтересованность проявили и участники детского конкурса рисунков «Планета без пакета». Считаем, что именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, т. к. малыш воспринимает природу очень эмоционально, как нечто живое. Поэтому и детские рисунки несут большую информативность, они вбирают в себя не только определенное содержание, но и детское эмоциональное отношение к тому, что происходит.
Совместно с детьми попробовали роль лаборанта, побывали в лаборатории и провели эксперименты. В результате которых дети смогли убедиться, в чем опасность пакета из целлофана. В течении недели наблюдали, за тем какими свойствами обладают материал: бумага и целлофан. И сделали выводы, что бумага имеет свойство растворяться в природе под воздействием воды, а целлофан не может.
Дети с ответственностью и интересом раздавали буклеты родителям и детям в детском саду «Скажи целлофановому пакету - нет! Экосумка - ДА».
Таким образом, планирование и реализация этого проекта способствовала повышению экологической культуры воспитанников. Описанная работа экологической направленности в качестве апробации предложенной системы взаимодействия с воспитанниками применялась в старших группах детского сада. Эта идея вызвала интерес у воспитателей других возрастных группы, что диктует необходимость дальнейшей разработки этого проекта на уровне ДОУ, чтобы привлечь к участию всех родителей и воспитанников детского сада.