Татьяна Коротких
Экологический проект «Вода — источник жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
.
Актуальность: Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры детей. Направлен на закрепление и углубление знаний детей о том, что вода необходима для всего живого. Детям необходимо прививать навыки экологически грамотного отношения в быту, научить бережно и экономно относиться к воде. Обратить внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Все это подчеркивает актуальность данного проекта. Реализация проекта «Вода-источник жизни» осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого и детей. Опытно – экспериментальная деятельность проходит в форме партнерства взрослого и ребенка, что способствует развитию у ребенка познавательной активности, самостоятельности, уверенности в собственных силах, умению доводить начатое дело до конца и делать правильные выводы.
Публикация «Экологический проект „Вода — источник жизни“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды.
Тип проекта : информационно-исследовательский; по содержанию «ребенок и природа»; детско-взрослый, где взрослый – субъект проектирования, ребенок – исполнитель; краткосрочный, возраст детей 6-11 лет.
Срок реализации: февраль
Цель - формирование у детей начальных форм экологической культуры, расширение представлений о воде и её свойствах. Воспитание бережного отношения к воде, как источнику жизни человека и всего живого на Земле.
Задачи:
1. Расширять знания детей о воде, как объекте неживой природы, её значении для жизнедеятельности человека, роли в окружающем мире.
2. Познакомить с физическими свойствами воды в опытно – экспериментальной деятельности детей.
3. Воспитывать бережное отношение к воде, экономное использование водных ресурсов.
4. Становление эмоционально – нравственного отношения к воде, как одному из источников жизни на Земле.
5. Пропагандировать необходимость экологического воспитания детей.
Материал: оборудование для проведения опытов, «Воду чистой береги» - проектирование экологических знаков (рисунки, мультфильм «Мойдодыр», произведения художественной литературы.
Ожидаемые результаты:
1. Создание банка предложений «Как сохранить воду чистой».
2. Разработка правил «Поведение на воде, на тонком льду».
3. Организация предметно-развивающей среды по данной теме.
4. Сформированные знания у детей по данной теме.
Выход проекта : презентация, рисунки детей, книжка «Капелька»
Содержание деятельности
№ Название мероприятий Участники
I этап
Подготовительный
1 Подготовка материала для презентации, книжки Воспитатели
II этап
Исследовательский
2 Цикл бесед с опытами: «Превращение воды», «Путешествие капельки», «Уроки Айболита», «Почему нельзя пить некипяченую воду», «Почему воду надо беречь» Дети, воспитатели
3 Опытно-экспериментальная деятельность «Очистка грязной воды», «Вода прозрачная», «У воды нет запаха», «Вода жидкая, может течь», «В воде одни вещества растворяются, другие нет», «Когда льется, когда капает».
Дети, воспитатели
4 «Воду чистой береги» - проектирование экологических знаков (рисунки) Дети, воспитатели
5 Наблюдения: снег, сосульки, лед, облака, иней, морозные узоры. Дети, воспитатели
6 Поведение на воде, на тонком льду. (ОБЖ) Дети, воспитатели
7 Изготовление книжки-малышки «Капелька» Воспитатели, дети
8 Экскурсия к водоему, пункт «Питьевая чистая вода», водонапорную башню Сузуна. Дети, воспитатели
9 Словесные игры «Что лишнее», «Хлопни в ладони», «Правильно или нет» Воспитатели, дети
10 Просмотр мультфильма:
- «Мойдодыр»
Чтение произведений художественной литературы.
К. Чуковский «Федорино горе», Н. Рыжова «Как речка обиделась»
Дети, воспитатели
11 Физкультминутка «Вода» Дети, воспитатели
12 «Водоворот круглый год» - стихи, загадки о воде, пословицы. Дети, воспитатели
13 Оформление стенда «А, знаете ли вы?»
Воспитатели, дети
III этап
Обобщающий
14 Презентация полученных знаний. Дети, воспитатели,
2 этап. Исследовательский
1 опыт. Вода прозрачная.
Цель: познакомить со свойством воды.
Материал: стакан с водой, ложечка.
Ход опыта: воспитатель предлагает детям опустить в стакан с водой ложечку. Что произошло?
Итог: ложку видно в воде.
Вывод: вода прозрачная
2 опыт. У воды нет запаха.
Цель: познакомить со свойством воды.
Материал: стакан с водой
Ход: предложить детям понюхать воду. Чем пахнет?
Вывод: вода не имеет запаха.
3 опыт. Вода жидкая, может течь.
Цель: познакомить со свойством воды
Материал: 2 стакана, один стакан с водой.
Ход: предложить детям переливать воду из одного стакан в другой. Что происходит с водой?
Итог: вода переливается из одного стакана в другой
Вывод: вода жидкая, может течь
4 опыт. В воде одни вещества растворяются, другие нет.
Цель: познакомить со свойством воды
Материал: 2 стакана с водой, песок, сахар
Ход: предложить детям растворить песок и сахар в стаканах. Что произошло?
Итог: песок не растворился, сахар растворился.
Вывод: в воде могут растворяться не все вещества.
5 опыт. Когда льется, когда капает.
Цель: познакомить со свойством воды.
Материал: пипетка, две мензурки, полиэтиленовый пакетик, розетка.
Ход: воспитатель делает отверстие в пакетике с водой. Дети поднимают его над розеткой. Что происходит? Накапать несколько капель из пипетки. Что происходит?
Итог: из пакета вода льется, из пипетки капает.
Вывод: вода может литься и может капать.
Опыты в группе
1 опыт. Растения пьют воду.
Цель: опытным путем показать, как растение забирает воду.
Материал: два стакана с водой, в одном вода покрашена в красный цвет, два живых цветка.
Ход: воспитатель предлагает детям поставить один цветок в прозрачную воду, другой в подкрашенную. Через некоторое время посмотреть, что же произошло.
Итог: стебель одного растения красный.
Вывод: растения пьют воду, и мы это хорошо увидели, когда подкрасили воду, стебель тоже стал красным, как вода в стакане.
2 опыт. У воды нет вкуса.
Цель: познакомить со свойством воды.
Материал: молоко, вода.
Ход: воспитатель предлагает детям попробовать молоко и воду и определить, есть ли у воды вкус. Затем добавить сахар, соль и попробовать, какая стала вода.
Вывод: вода безвкусная, если добавляем сахар. То становится сладкой, если соль, то соленой.
По окончании опытов воспитатель предлагает назвать свойства воды, о которых дети узнали в ходе экспериментальной деятельности.
3) Беседа о том для чего и кому нужна вода, как человек использует воду.
Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
На плите у вас кипит,
Паром чайника шипит,
Растворяет сахар в чае.
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться!
Смею вам я доложить:
Без воды нам не прожить!
Вы ее в пруду найдете
И в сыром лесном болоте,
Путешествует всегда
Наша спутница – вода!
4)Чтение произведений художественной литературы.
К. Чуковский «Федорино горе», Н. Рыжова «Как речка обиделась»
5) Просмотр мультфильма «Мойдодыр»
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг
Снимет грязь с лица и рук?
Дети отвечают. Затем воспитатель предлагает посмотреть мультфильм.
По окончании беседует с детьми.
Можно ли обойтись без воды? Что произошло с мальчиком, который не хотел умываться? Какую пользу приносит вода человеку и животным?
6) Разучивание стихов, пословиц вместе с воспитывающими взрослыми дома.
3 этап. Презентация полученных знаний.
Литературное приложение.
Пословицы.
- Где вода, там сад цветет.
- Была бы водица, а зелень нарядится
- Дождь начался крупными каплями, значит - скоро кончится.
- Вода путь найдет
- Роса да туман живут по утрам
Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)
Загадки
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая? (вода)
В голубенькой рубашке, бежит по дну овражка (ручей)
Не конь, а бежит, не лес, а шумит (река)
Стихотворения
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли,
Чтоб варились кисели,
Чтобы не было беды –
Жить нельзя нам без воды.
Водичка, водичка
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Дождик.
Без пути и без дороги
Ходит самый длинноногий
В тучах прячется, во мгле,
Только ноги на земле.
Вечная слава воде!
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок!
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться,
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, ручейке, океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде –
Вечная слава воде!