Воробьёва Лариса
Экологический проект в средней группе «Осень в гости к нам пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : групповой, среднесрочный, творческо-исследовательский.
Участники проекта : воспитатели, дети средней группы, родители.
Время проведения: октябрь 2018г.
Актуальность: В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Именно на этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры, но только при одном условии – если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой : понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Публикация «Экологический проект в средней группе „Осень в гости к нам пришла“» размещена в разделах
- Осень. Материалы для воспитателей
- Осень. Проекты
- Проекты
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Таким образом, возникшее противоречие, с одной стороны важность и необходимость ознакомления детей с экологической культурой, формирование у детей и их родителей системы экологических знаний и представлений, и с другой – отсутствие целенаправленной, систематической работы привели к выбору темы проекта.
Природа является неотъемлемой частью окружающей ребенка жизни; многообразие и красота явлений природы, растений и животных привлекают внимание, пробуждают чувства, предоставляют обширное поле деятельности для ума, проявления эмоций и активных действий. Непосредственная близость объектов природы дает возможность показать ребенку, как взаимодействуют человек и окружающая среда, как они зависят друг от друга.
Сезонные изменения в природе отражаются и на развитии интеллектуальных способностей. Живя в гармонии с природой, дети быстрее развиваются, формируется эмоциональная сфера, растут когнитивные способности.
Цель проекта : познавательно-исследовательская деятельность по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени.
Задачи проекта :
- углубить представления об изменениях в природе осенью;
- развивать умения наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой
природы;
- развивать умение видеть красоту окружающего природного мира;
- творческое выражение своих впечатлений в создании декоративных композиций;
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время его общения с природой.
-познакомить детей и родителей с коллекционированием из природного материала;
Этапы проекта :
- I этап (предварительный) : постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов исследования, подготовительная работа с детьми и их родителями;
- II этап (основной) : НОД по теме проекта, изготовление поделок из природного материала;
-III этап (заключительный) : выставка конкурса «Осенний калейдоскоп»
I ЭТАП
Подбор иллюстративного материала по теме проекта;
Подбор художественной литературы по теме проекта;
Подбор дидактических игр по теме проекта;
Оформление уголка «Мир природы» в группе.
Работа с родителями:
- Анкетирование родителей;
- Консультация для родителей «Экологическое воспитание в семье»;
- Оформление уголка для родителей информацией по проекту (папки-передвижки, информация, объявления);
- Побуждение к выполнению совместной работы с детьми поделок из природного материала «Золотая осень».
-Сбор коллекций из природного материала;
Работа с детьми:
- Беседы с детьми по темам: «Осень в жизни зверей»; «Растительный мир леса»; «Животный мир леса»;
- Наблюдения в природе во время прогулок;
-Разучивание игр различного содержания, стихотворений на тему «Осень».
II этап
Комплексно-тематическое планирование по теме
Образовательная область Мероприятие Дата проведения
Социально-коммуникативное развитие Рассматривание по картинам «Осень в лесу», «Почему опасны старые, засохшие деревья»; 07.10.18г
Речевое развитие Чтение сказки: «Война грибов с ягодами» обр. В. Даля; 08.10.18г
Художественно-эстетическое развитие Прослушивание муз. композиции «Ах ты, береза» муз. Л. Шульгина 9.10.18г
Познавательное развитие Сюжетно-ролевая игра: «Магазин одежды». 12.10.18г
Познавательное развитие Дидактические игры: «Один - много», «Назови признаки осени», «Выложи узор из листьев» 13.10.18г-15.10.18г
Познавательное развитие Загадки об осени; наблюдения за сезонными изменениями (листопад, дождь).
16.10.18г
Художественно-эстетическое развитие Аппликация - «Грибы» 19.10.18г
Физическое развитие Физминутка «Дождик»;
пальчиковые игры: «Дождик, дождик», «Листопад»;
П/и «Соберём урожай»»;
подвижные игры «Поймай грибок», «Мы весёлые ребята». 20.10.18г-22.10.18г
Познавательное развитие
Художественно-эстетическое развитие - Наблюдения за солнцем
- Наблюдения за работой дворника
- Наблюдения в цветнике
- Наблюдения за облаками
- Наблюдения за птицами Ежедневно
Художественно-эстетическое развитие Итоговое мероприятие: выставка «Осенний калейдоскоп» 27.10.18г
Рассматривание картины «Осень в лесу"
Аппликация - «Грибы»
Рассматривание иллюстраций об осени
Пальчиковая игра: «Дождик, дождик»
Игра «Соберём урожай»
Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях, что в свою очередь способствует развитию любознательности.
Наблюдение за осенними деревьями
Как же здорово играть с опавшими листочками
Мы заботимся о братьях наших меньших
Наблюдение за трудом взрослых
Во время экологического проекта организованы с детьми наблюдения неживой природы: деятельность солнца (количества тепла и света, характер осадков, ветер, длительность дня. В результате этой работы у детей складывались представление о погоде: ясной и пасмурной, её характерных особенностях. Учили детей отыскивать причины некоторых явлений природы, устанавливать связи между ними, если они наглядно представлены: прошёл дождь - появились лужи; холодно - лужи долго не высыхают; солнце нет - пасмурно, темно; дует ветер - по небу быстро двигаются облака.
Наблюдения за явлениями неживой природы связывали с наблюдениями за жизнедеятельностью растений и животных. На конкретных примерах показывали детям, что неживая природа - среда, в которой существуют растения и животные. На прогулках обращали внимание не только на особенности внешнего вида растений, но и на способ существования всех растений - прикреплённость к земле. Уточняли представления детей о подземной части растений - корне.
Наблюдая с детьми расцвечивание листьев, обращали внимание детей на условия, в которых происходят эти явления: солнце светит и греет сильнее; земля становится влажной, тепло; дуют теплые ветры.
Рассматривание листьев разного цвета
И хоть осень и называют «унылой порой», тем не менее, кто как не дети больше всего радуется ярким разноцветным листьям, опавшим с деревьев.
Весь проект побуждал ребят видеть осеннюю природу во всей красе, радоваться этому и не быть равнодушным к ней.
III ЭТАП
Итоги проекта «Осень в гости к нам пришла».
С целью обогащения педагогического опыта родителей и привлечения их к совместному творчеству организовали выставку семейных работ из природного материала. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно-образовательному процессу, создать единую среду развития ребёнка, обеспечило психологический климат между детьми, родителями, педагогами, лучше узнать собственных детей.
Родители с удовольствием делились впечатлениями от разнообразия поделок.
Взрослые и дети проявили много творчества, выдумки и фантазии.
Выставка «Осенний калейдоскоп»
Результаты реализации проекта :
Познавательный интерес к наблюдению за явлениями природы;
Познавательный интерес к поисково-исследовательской деятельности;
Развитие наблюдательности, творческой активности, коммуникативных навыков;
Стремление общаться со сверстниками в процессе продуктивной деятельности и коллективном труде.
Воспитание культуры поведения в природе.
Повышение процента детей с высоким и средним уровнем знаний об окружающем по теме «Осень».
Привлечение большего количества родителей воспитанников к сотрудничеству и взаимодействию.
Литература:
Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М. : Академия, 2009.
Николаева С. Н. Экологическое воспитание дошкольников // Педагогика. 2007. - № 5. - С. 22-27.
Программа «От рождения до школы» / Под ред. Н. Е. Вираксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 4-е издательство. - М. : Москва – Синтез, 2014.