Таня Лисина
Экологический проект «Шаги в природу»
I. Актуальность проекта.
Взаимоотношение человека с природой актуальный вопрос современности. Экологические проблемы, прежде всего ухудшение среды жизни человека, являются общими проблемами населения земли. Неблагополучное экологическое состояние планеты, о котором в настоящее время знают все – это результат нерационального природопользования, результат деятельности людей, которых не беспокоит проблема сохранения природных ресурсов, результат потребления богатств земли, для получения максимальной прибыли и удовлетворения потребностей ныне живущего поколения.
Публикация «Экологический проект „Шаги в природу“» размещена в разделах
Важно создать условия для общения ребенка с природой в посильной деятельности. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. Ведь в процессе детского исследования дети получают конкретные познавательные навыки. Учатся наблюдать, рассуждать, планировать работу, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, получают возможность удовлетворить присущую им любознательность, почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем. Одной из важнейших задач дошкольного воспитания является правильное психическое развитие ребенка, создание в дошкольном учреждении благоприятного психологического климата. Этому способствуют гуманизация среды детского сада, создание интерьеров, фасадов, фрагментов участка, по характеру напоминающих жилую среду.
Окружающая среда призвана обеспечить детям возможность развиваться, для этого ее необходимо периодически изменять. Таким образом, благоустройство решает задачи эстетического, умственного, нравственного и физического воспитания детей через знакомство с окружающим растительным миром; комфортных условий для прогулок детей.
II. Анализ ситуации.
Анализ ситуации показывает: наш детский сад «Солнышко», структурное подразделение ГБОУ СОШ № 19 г. Сызрани находится в особых условиях. Во-первых, детский сад размещен в экологически неблагоприятном районе (рядом расположен завод ОАО «Тяжмаш», во-вторых, дети, посещающие данное учреждение, имеют ограниченные возможности здоровья, в-третьих, источником экологической опасности является автомагистраль с оживленным движением, расположенная вблизи детского сада.
Как построить свою работу исходя из этой проблемы? Творческая микрогруппа структурного подразделения считает, что большое влияние на жизнь ребят в дошкольном учреждении играет экологическая среда, поэтому я, как руководитель проекта, вместе с детьми и родителями решила создать экологическую тропу «Остров Почемучек» на территории детского сада с целью сохранения природных объектов.
III. Цель и задачи проекта.
Цель проекта : Формирование у детей осознанно-бережного отношения к природе, понимание единства природы и человека с помощью экологического маршрута.
Идея создания экологического пространства в детском саду легла в основу следующих задач проекта :
1. Совершенствовать умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
2. Формировать умение проводить простейшие опыты с природными объектами, используя правила безопасности.
3. Формировать у детей осознанно – бережное отношение к объектам природы.
4. Воспитывать любовь к природе родного края, расширять кругозор.
VI. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Тип проекта : - По доминирующему методу: практико – ориентированный.
- По характеру содержания: ребенок + семья + природа.
Участники проекта : дети в возрасте от 5 до 6 лет, воспитатели, родители (законные представители) воспитанников.
Сроки реализации проекта : апрель 2012 года – сентябрь 2012 года
V. План реализации проекта.
№ Содержание деятельности Цель
Сроки
I. Подготовительный этап.
1. Подбор методической литературы по организации экологической тропы. Апрель
2. Разработка маршрута экологической тропы и объектов наблюдения.
Оформление карты-схемы экологической тропы. Апрель
II. Познавательно-исследовательский этап.
1. Разбивка «Цветника», «Огорода» Май
2. Посадка семян и рассады в огороде. Дать понятие о жизненном цикле растений Май-июнь
3. Экскурсионно-практические занятия с детьми на экологической тропе.
4. Проведение экологических игр Развивать устойчивый интерес детей к природе. В течение всего проекта
5. Разучивание с детьми стихов, песен, загадок о природе.
6. Ведение дневника наблюдений за живой и неживой природой.
7. Чтение художественной литературы о природе. Воспитывать любовь к природе родного края, расширять кругозор В течение всего проекта
8. Продуктивная и художественная деятельность. Закрепление и обобщение представлений детей. В течение всего проекта
9. Сбор семян в цветнике. Учить практическим действиям с объектами наблюдения. Сентябрь
10. Составление фотоальбома по теме проекта, гербария Обобщение представлений детей о природе родного края.
Сентябрь
III. Обобщающий этап (заключительный).
1. Викторина «Знаем ли мы растения нашего края?» Выявить характер представлений детей об объектах живой и неживой природы и их взаимозависимости. Август
2. Диагностика уровня экологического развития детей. Сентябрь
3. Создание альбома (журнала) «Шаги в природу» (фотографии детей с объектами экологической тропы) Сентябрь
VI. Предполагаемые результаты.
• Создание своего "образа" территории дошкольного учреждения.
• Привлечение родителей к благоустройству территории.
• Отражение в деятельности нашей творческой группы и в создании образа детского сада названия проекта "Шаги в природу".
• Гармоничное формирование разных видов отношения детей к природе (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного).
• Формирование у детей умения наблюдать за объектами живой и неживой природы, уметь объяснять связи и цепочки в природе, выполнять Законы общего дома природы :
- все живые организмы имеют равное право на жизнь;
- в природе все взаимосвязано;
- в природе ничто никуда не исчезает, а переходит из одного состояния в другое.
• Удовлетворенность деятельностью дошкольного учреждения со стороны родителей, воспитанников.
• Повышение уровня экологической культуры педагогов, воспитанников и родителей.
VII. Формы реализации проекта.
VIII. Экологическая тропа «Остров Почемучек»
План объектов.
1. Начало тропы «Цветник» - закрепляем представления детей о цветниках, о разнообразии цветущих растений: бархотки, флоксы, пионы, ирисы, нарциссы, тюльпаны, лилии и другие, ухаживаем за растениями: поливаем, рыхлим, убираем сорняки, наблюдаем за ростом и цветением.
2. Остановка «Веселая полянка» - закрепляем название деревьев: береза,
3. ель обыкновенная, муравейник).
4. Остановка «Деревья и кустарники» лиственница сибирская, кустарник «тамарикс», жасмин, рябина, клен).
5. Остановка «Игровая площадка».
6. Остановка «Огород» (грядки с овощными культурами)
7. Остановка «Спортивная площадка»
8. Конец тропы «Цветник» (вазоны с цветами).
IX. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
Родители привлекались:
• к активному участию в проекте совместно со своими детьми.
• к выращиванию и посадки рассады для цветника и огорода.
• к участию в изготовлении вместе с детьми поделок для украшения территории детского сада, кормушек для птиц.
• к изготовлению экологического альбома «Шаги в природу».
• Проведены консультации для родителей по организации прогулок с детьми в природу (как правильно наблюдать за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, сравнивать разные растения на протяжении весенних и летних месяцев).
X. Дальнейшее развитие проекта.
Перспективы дальнейшего развития проекта, возможность распространения опыта:
1. Внесение изменений в тематическое планирование, интеграция тем непосредственно образовательной деятельности с учетом задач экологического воспитания.
2. Просвещение родительской общественности.
3. Расширение возможностей для реализации творческих потребностей воспитанников: проектные и исследовательские работы, участие в конкурсах и фестивалях.
4. Создание методических рекомендаций по использованию объектов экологической тропинки для работы с детьми, наглядных материалов, в том числе и электронных.
5. Создание аудио-, видео-, медиатек по работе проекта.
XI. Заключение.
Таким образом, объекты экологической тропинки дают большие возможности для наблюдения за объектами живой и неживой природы, для проведения систематических исследований, экологических праздников, эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе. Дети приобретали новый опыт поисково-исследовательской деятельности.
Данный проект способствовал развитию творческого и интеллектуального мышления дошкольников, умению приобретать знания, анализировать факты, высказывать собственные суждения.