Галина Князева
Экологический проект «Сделаем мир счастливее!»
▼ Скачать
РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОЛОНТЕРСТВА В ДЕТСКОМ САДУ.
Актуальность
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает, выделяет себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности. В дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент ее познания, гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде.
Публикация «Экологический проект „Сделаем мир счастливее!“» размещена в разделах
Для успешной деятельности волонтерского движения по защите окружающей
среды очень важна помощь и поддержка всего населения города. Волонтеры (от
франц. Volontaire доброволец) — это активные люди, которые на добровольной и безвозмездной основе оказывают посильную помощь в природоохранной работе.
Природоохранные мероприятия без волонтеров немыслимы. Их труд бесценный
вклад в работу по сохранению окружающей среды. Широкое развитие природоохранного волонтерства может заметно изменить образ мысли и образ жизни многих людей.
В связи с этим в дошкольной организации была создана система эко-волонтерского движения дошкольников, которая основана на интеграции экологического воспитания во всех видах детской деятельности и ориентирована на активные приобретения детьми навыков экологической культуры и повышение экологической грамотности всех субъектов эколого-образовательного пространства.
Проект: «Сделаем мир счастливее!»
Тип проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Срок реализации: 6 месяцев.
Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели, социальные партнеры.
Цель: привлечение внимания к вопросу о защите экологической среды, социальная пропаганда при использовании разных форм природоохранных мероприятий, организованная участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи проекта:
1. Сформировать инициативную группу педагогов и детей, участвующих в данном
движении.
2. Расширить представления о волонтерском движении у детей старшего дошкольного возраста.
3. Создать систему элементарных экологических знаний, доступных пониманию
дошкольника об экологическом волонтерском движении и его значимости в жизни человека.
4. Воспитать у детей осознанное, экологически целесообразное отношение
к природе; культуру общения с окружающим миром, бережное отношение ко всему живому, умение заботится о них.
5. Дать практические навыки участия в волонтерском движении всем участникам образовательного процесса.
6. Содействовать укреплению и развитию детско-родительских отношений через
поисково-познавательную деятельность.
Проблемные вопросы
Что мы знаем?
- Мы знаем, что природу надо беречь.
- Мы помогаем взрослым сделать все вокруг чистым и красивым.
Что мы хотим узнать?
- Кто такие эко-волонтеры?
- Что можно сделать, чтобы сохранить природу родного края?
- Кто может стать волонтером?
Что нужно сделать, чтобы узнать?
- Можно спросить у родителей.
- Собрать материал в различных источниках.
- Поискать в интернете.
Методы, используемые в реализации проекта:
Практические: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Наглядные: иллюстрации, фото, живые объекты, театральное представление.
Словесные: беседы, чтение литературы, объяснения, словесные инструкции.
Формы работы:
- экологические акции;
- клубные часы;
- агитбригады.
Интересной и эффективной формой работы, формирующей экологической сознание и активизирующей познавательную потребность дошкольников, является проведение экологических (природоохранных) акций – социально значимых мероприятий, проводимых сотрудниками, детьми, родителями, волонтерами.
Экологическая акция – ряд действий, предпринимаемых для достижения какой-либо цели, прежде всего для формирования у детей и взрослых экологической культуры, экологического сознания, экологического мировоззрения. В ходе акции дошкольники получают природоведческие знания, формируют навыки экологической культуры, активную жизненную позицию. Акции служат хорошей экологической пропагандой среди родительской общественности. Акция проходит под своим девизом, имеет наглядную агитацию (листовки, плакаты, памятки). В содержание акции входят праздники, развлечения, викторины, выставки, конкурсы, посвященные объектам акции.
Цель проведения экологических акций: формирование основ экологической культуры, сознания и мировоззрения дошкольников.
Задачи: формировать познавательный интерес, коммуникативные способности, гуманистическое отношение к природе, эстетическую и практическую отзывчивость, привитие трудовых навыков.
Ожидаемые результаты:
Успешная реализация мероприятий, может стать прецедентом в организации волонтерского движения в дошкольном образовательном учреждении. В результате воспитывающие взрослые и старшие дошкольники получат новые знания о волонтерском движении, а также приобретут опыт участия в добровольческих мероприятиях.
Ожидаемые результаты для детей:
- Расширится представление об экологическом волонтерском движении у воспитанников.
- Сформируются навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисковопознавательной деятельности.
- Сформируются ответственное, эмоционально-доброжелательное отношение к миру
природы, к живым существам, в процессе общения с ними.
- Овладение воспитанниками навыками и знаниями по основам экологического развития, познавательно-исследовательской, творческой деятельности.
- Сформируются представления о профессии – эколог, волонтер, природовед, лесничий.
Ожидаемые результаты для родителей:
- Активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие
у ребенка потребности к познанию, экспериментированию, творчеству, общению со
взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.
Ожидаемые результаты для педагогов:
- Повышение уровня компетентности в осуществлении инновационной деятельности.
- Повышение профессионального уровня в области реализации проектов для детей дошкольного возраста.
Экологически социально-значимые мероприятия по защите природы с использованием такой формы организации детской деятельности детей дошкольного возраста, как
природоохранное волонтерство – это одна из эффективных форм экологического воспитания дошкольников. Работа с детьми в данном направлении способна вызвать у участников и зрителей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоциональная приподнятость, массовость, красочность, динамичность, способствуют более полному осмыслению детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе как важной составляющей планеты Земля.
Подобная альтернативная организация детей дошкольного возраста и их родителей, как природоохранное волонтерство, актуализирует проблему совершенствования экологического просвещения и образования, выработку эффективных программ экологической подготовки молодого поколения, формирования у дошкольников и их родителей высокого уровня общей культуры, в том числе экологической.