Анна Александровна Бударина
Проект «Друзья наши — птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
Между человеком и окружающей средой устанавливаются связи и отношения, которые дают человеку жить. Человек и природа – одно целое, неделимое. Несмотря на все достижения мировой цивилизации, человек не может без природы, в ней есть всё для его жизни. Природа щедра, но, черпая из её кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа всё настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения.
Публикация «Проект „Друзья наши — птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Темочки
В дошкольном возрасте у ребёнка наблюдается огромная потребность познать окружающий мир. Они говорят о своей любви к природе, проявляют к ней большой интерес. Кроме того, в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие её особенности, которые взрослый человек и не замечает: свет утреннего солнца, пение птиц, шелест травы, аромат цветов.
Созерцая различные явления природы, дети читают книгу жизни.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами, выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Нет на свете, наверное, более удивительных созданий природы, чем птицы. Они освоили среду, где нет и не будет им равных - воздушное пространство. Эти совершенные животные способны преодолевать огромные расстояния, часто без пищи и, не имея возможности укрыться от непогоды. Глядя на полёт птиц, человек всегда стремился в небо. Изучив строение птиц, люди стали придумывать летательные аппараты и осваивать всё новые и новые воздушные пространства. Но никакой, даже самый идеальный летательный аппарат, созданный руками человека, не сравнится с летящей птицей. Птицы доставляют много радости человеку, внося большое оживление в окружающую его природную среду. Их подвижность, привлекательная внешность, мелодичность издаваемых звуков создают у людей приятное настроение, доставляют им большое эстетическое наслаждение.
Есть птицы, хорошо знакомые всем людям. Это вороны, галки, воробьи, грачи и некоторые другие. Есть птицы, о которых мы знаем и лишь слышим их голоса в лесу. А есть и такие, о которых мы никогда не слышали, да, может быть, уже и не услышим - такими редкими они стали. Но мы, люди, не можем позволить им уйти,- с потерей хотя бы одного вида, беднее становится не только природа, уходит частичка и нашей с вами жизни. Не допустить, чтобы такое произошло, могут люди, любящие и понимающие природу, уважающие её законы. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Именно поэтому я считаю, что следует как можно больше внести в сердца подрастающего поколения, об этих удивительных созданиях.
Данный проект разработан для детей старшей возрастной группы.
Цель проекта :
Способствовать расширению и углублению представлений детей о разновидностях птиц, формированию бережного отношения к ним.
Задачи:
Сформировать представления:
-о жизни птиц, их разновидностях;
-об изменении жизнедеятельности птиц в разные времена года;
Развивать познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки.
Вызвать интерес у детей к птицам, желание оберегать, заботиться о них.
Расширять представление о том, как описывают птиц поэты и писатели.
-активизировать совместную деятельность родителей и детей.
- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы;
Предполагаемый результат:
-Положительные эмоции;
-Расширились знания в области «Познавательное развитие»;
-Предрасположенность к бережному отношению и охране живой природы.
Методы проекта :
наблюдение, беседа, проблемные вопросы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, технология моделирования, слушание аудиозаписи.
Формы реализации проекта :
- познавательная деятельность
-продуктивная деятельность
-дидактические игры
-экологические викторины
Предварительная работа:
-беседы о птицах
-чтение художественной литературы
Перспективное планирование проектной деятельности
Подготовительный этап
Задачи: Определить актуальные знания детей о птицах; вызвать интерес к решению поставленной задачи; обеспечить методическую, информационную базу проекта; планирование предстоящей работы.
День недели Совместная деятельность взрослого и детей Организация развивающей среды
20.03.2017г.
Понедельник Беседа «Что я знаю о птицах»
Дидактические игры «Кто лишний»
Подвижная игра «Совушка». Пополнение книжного уголка (Е. Благинина «Улетают, улетели», В. Бианки «Синичкин календарь», Г. Ладонщиков «Загрустил воробышек»).
21.03.2017г.
Вторник Наблюдения за птицами на прогулке
Беседа «Что интересного я увидел»
Загадки «Пернатые, крылатые»
Пальчиковая гимнастика «Синичка» Иллюстрации с изображением птиц.
Раскраски с заданиями на тему «Птицы»
22.03.2017г.
Среда Игра «Что за птица»
Дидактическая игра «Собери пернатого друга» (разрезные картинки с изображение птиц) Изготовление альбома «Птицы нашего края»
Домашнее задание «Прогулка в парк»
Деятельностный этап
Задачи: Обобщить представления детей о характерных особенностях птиц; развивать выразительность речи, моторику рук; формировать представление о том, что птицы приспосабливаются к изменениям погодных условий; учить устанавливать причинно-следственные связи.
23.03.2017г.
Четверг Чтение и заучивание наизусть стихотворения З. С. Козлова «Синица»;
Интегрированная образовательная деятельность «Птицы»
Подвижная игра «Воробей и ворона» Пополнение книжного уголка. Настольные игры.
24.03.2017г.
Пятница Рисование: «Вестники весны»
Речевая игра «Сравнение вороны и воробья»
Пальчиковая гимнастика Изготовление плаката «Птичкин календарик»
27.03.2017г.
Понедельник НОД. Речевое развитие «Как помочь птицам зимой»
Подвижная игра «Лесник» Изготовление памяток «Береги птиц»
28.03.2017г.
Вторник Аппликация: «Вестники весны»
Чтение и заучивание наизусть стихотворения З. С. Козлова «Про галок» Раскраски с изображением птиц.
29.03.2017г.
Среда Пословицы и поговорки о птицах.
Изготовление коллажа «Птичья суета» совместно с детьми. Настольные игры, иллюстрации.
Завершающий этап (подведение итогов)
Задачи:
Развивать творческие способности. Воспитывать самостоятельность в различных видах деятельности. Повышать степень социализации личности.
30.03.2017г.
Четверг Выставка детских работ.
Конкурс совместно с родителями «Дом для птиц» Консультация для родителей «Зимующие птицы»
31.03.2017г.
Пятница Развлечение «Поле чудес» Подарки для детей «Чудо наклейки с пернатыми друзьями»
Заключение
На подготовительном этапе дети задавали больше репродуктивных вопросов, чем поисковых и обобщающих. Дети затруднялись назвать хотя бы двух- трёх птиц, на завершающем этапе каждый ребёнок называл более 6 птиц. В результате беседы о перелётных птицах, ребята получили сведения о причинах исчезновения насекомых поздней осенью. Так, постепенно дети осваивали причинно-следственные связи. Мы сравнивали птиц по размеру, оперению, характеру передвижения, предоставлялась возможность самостоятельно делать выводы.
Занятия посвященные охране птиц, формировали бережное отношение к природе, чувство сострадания, положительные установки.
Для поддержания интереса детей в работе использовались стихи и загадки о птицах, пословицы и поговорки, различные игровые приёмы.
Продуктивной оказалась и работа с родителями. Совместно с детьми были изготовлены скворечники. По итогам домашнего задания, дети получили положительные эмоции, рассказывали о наблюдениях с родителями за птицами. Родители с большим интересом отнеслись к тому, что их дети узнают о мире природы.
По итогам проделанной работы сделаны следующие выводы: развитие познавательных интересов у детей появляется от создания у них интереса к объекту наблюдения. Дети получили большой объём знаний о птицах и их жизнедеятельности, охотно беседовали, делились впечатлениями.