Светлана Мустафина
Экологический проект «Огород на подоконнике» во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Огород на подоконнике» (вторая младшая группа)
Паспорт проекта.
Актуальность:
Публикация «Экологический проект „Огород на подоконнике“ во второй младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Поэтому взрослому важно в процессе обучения развивать и поддерживать познавательную активность, создавать условия для самостоятельного поиска информации.
Для получения информации самостоятельно, в группе нужно оформить «Огород на окне», где дети будут наблюдать за ростом и развитием растений, научатся понимать простейшие взаимосвязи в природе.
Приобщаясь к выращиванию растений на окне, ребёнок постигает тайны жизни и её проявление. Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет им «сочувствовать» и помогать, ухаживать и беречь природу.
Чтобы помочь ребёнку осмыслить все это, надо пройти совместную с ребенком работу, проектную деятельность.
Ребёнок, прошедший такой путь воспитания, сможет самостоятельно увидеть красоту окружающей природы, проявит наблюдательность, будет беречь, и радоваться жизни своих «зеленых» друзей.
Тип проекта :
По содержанию: обучающий, познавательный, исследовательский.
Участники: дети второй младшей группы.
По времени проведения: 3 месяца (март-май)
Цель: формирование у детей интереса исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи:
1. Обогащать знания детей о выращиваемых овощных культурах в помещении детского сада.
2. Познакомить детей со строением растений, особенностью и назначением его частей.
3. Развивать познавательно-исследовательский интерес в совместной деятельности.
4. Формировать умение детей находить способы решения проблемных ситуаций.
5. Формировать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием растения
6. Развивать эмоциональную отзывчивость
7. Формировать навыки ухода за растениями.
8. Расширять словарный запас.
9. Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям, желание помогать взрослым.
10. Воспитывать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Проект включает три этапа :
1. Подготовительный.
2. Основной (исследовательский).
3. Заключительный.
Значимость проекта для участников :
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников. Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, оформление огорода на подоконнике).
Предполагаемые результаты:
Проектная работа подведет детей к осознанию того, что семена и луковицы «оживляются» и превращаются в растения, овощи. У детей появится интерес к процессу выращивания, ухаживания за этими растениями. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Непосредственное участие детей в уходе за растениями, приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат. В детском саду дети, совместно с воспитателями, вырастили семена тыквы. Конечный результат проектной деятельности можно увидеть на участке детского сада, где будут высажены корневая петрушка и лук.
Этапы реализации проекта :
1. Подготовительный.
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы Проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме проекта : литература, наглядный материал, дидактические, сюжетные игры, физкультминутки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки;
- составление плана основного этапа проекта.
Работа с родителями:
- беседа с родителями о предстоящей работе;
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
2. Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
-рассматривание и сравнение семян (помидор, укропа, огурец, салат, горох).
- посадка: лук коллективно, огурец,
- посев: пшеница, салат, укроп.
- исследовательская и практическая деятельность по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
- подготовка почвы;
- знакомство с моделью трудового процесса;
- посадка;
- установка на светлое место;
- полив;
- рыхление.
- оформление огорода на окне;
- наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
- знакомство с моделью строения растения;
Дидактические игры: «Дорисуй овощ», «Угадай по вкусу». «Что лишнее?», «Без чего не бывает огорода?», «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», «Найди такой же», «Угадай растение по описанию», «Где спряталась собачка?», Опиши, я отгадаю»
Пальчиковая гимнастика: «Наши алые цветы», «Мы капусту рубим», «Яблонька», «Репка».
Чтение художественной литературы: русские народные сказки «Вершки и корешки», «Репка», стихотворения С. В. Михалкова "Овощи", стихи об овощах и фруктах, загадки про овощи и фрукты, рассматривание иллюстраций в книгах.
Беседы с детьми: «Где зимой можно вырастить овощи?», «Какие растения можно вырастить на подоконнике?», «Солнце, тепло и вода – лучшие друзья огорода!», «Как ухаживать за растениями на окне?», «Как появляются первые всходы», «Витамины я люблю - быть здоровым я хочу!».
Просматривание презентаций и иллюстраций с изображением различных овощей, культурных растений, которые можно вырастить на подоконнике
Настольные игры: Лото «Овощи», «Что где растет?», «Собери картинку» (разрезные картинки)
Сюжетно-ролевые игры: Магазин «Овощи», «Научим куклу Гульназ готовить весенний салат», «Поможем «дедушке» посадить репку».
Театрализованная деятельность: инсценировка сказки «Репка», «Бобовое зернышко».
Непосредственно-образовательная деятельность: «Комнатные растения уголка природы», «Витаминка в гостях у ребят», «Путешествие в страну Витаминию».
Художественно-продуктивная деятельность: Рисование на тему: «Весёлый Чиполлино», «Букет для мамы», раскрашивание картинок серии «Что растет у нас в огороде»;
Аппликация: «Наполним мешок овощами», «Урожай на тарелочке»;
Лепка: «Во саду ли, в огороде», «Угостим зайку морковкой».
Опытно – экспериментальная деятельность на выявление потребностей растений во влаге, тепле, свете: «Вода и растения», «Солнце и растения», «Лук любит свет», «Проращивание семян», «Строение растений», «Рост и развитие растений».
Работа с родителями:
1. Оформление «огорода на подоконнике» - контейнеры, земля, семена для посадки, изготовление атрибутов для оформления
2. Консультация для родителей «Витамины: мифы или реальность».
3. Памятка для родителей «Лук от всех недуг»;
3. Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
-анализ полученных результатов;
- Фотоотчет "Мы ребята, молодцы,
Все трудились от души.
И фасоль, и горох
Урожай у нас не плох!"
Итог работы:
- Дети узнали, что растения можно вырастить и в домашних условиях, как нужно ухаживать за ними. Большое значение для растений имеет свет, тепло, нужна вода;
- Научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
- Расширили свой кругозор и мыслительную деятельность, приобрели новый опыт исследовательской деятельности;
- Совместная работа показала положительный результат в формировании у детей трудовых навыков, бережное отношение к растениям; в желание оказывать помощь взрослым, работать вместе с родителями.