Бауэр Елена
Экологический проект «Огород на подоконнике» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Огород на подоконнике» в младшей группе
Паспорт проекта
Вид проекта : познавательный, исследовательский, творческий.
Тип: краткосрочный.
Сроки реализации: февраль – март 2022 г.
Участники проекта : воспитатель группы, родители, дети младшей группы.
Актуальность:
Темочки:
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Природа, планета Земля, экология
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, природа. Проекты
- Темочки
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое. Но в осенне-зимний период у детей угасает интерес к развитию растений, так как нет наглядности, а у детей наглядно-образное мышление. Для решения этой проблемы был создан «огород на окне», который позволяет вести наблюдения за ростом и развитием растений, проводить экспериментальную работу по выявлению факторов, влияющих на рост и развитие растений и получение устойчивых трудовых умений и навыков по уходу за культурами огорода.
Цель проекта :
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности с детьми и формирование интереса к выращиванию растений в комнатных условиях.
Задачи Проекта :
Познавательное развитие: создать условия для развития познавательных и творческих способностей детей, развивать зрительное внимание, память, восприятие, мышление. Формировать представление детей о растениях, овощах и фруктах, сенсорные эталоны.
Социально-коммуникативное развитие: учить бережно относится к природе. Закреплять новые знания с опорой на жизнь. Воспитывать трудолюбие желание помогать взрослым, учить детей ухаживать за растениями.
Речевое развитие: обогащать словарный запас детей, развивать речь, активизировать употребление прилагательных, глаголов в речи детей; развиватьумение работать сообща, получать удовольствие от совместной работы. Знакомить с художественными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.
Художественно - эстетическое развитие: продолжать развивать мелкую моторику рук, навыки работы карандашом, кистью, различные приёмы лепки; закрепить основные цвета. Учить использовать в творческой деятельности, ранее приобретенные знания и навыки. Знакомить с музыкальными произведениями, связанными с тематикой проекта (хороводные игры, песни, развивать эмоциональную отзывчивость, певческие навыки, музыкальные способности.)
Физическое развитие: Побуждать детей к двигательной активности.
Воспитывать умение самостоятельно действовать, ориентироваться в пространстве.
Этапы Проекта :
Подготовительный.
Основной (исследовательский).
Заключительный.
Значимость проекта для всех его участников:
Дети получают знания по уходу за культурными огородными растениями, формируются представления о структуре трудового процесса. Дети узнают и называют части растения.
Воспитатель продолжает осваивать метод проектирования, который позволяет эффективно развивать познавательно-исследовательское и творческое мышление дошкольников.
Родители активно участвуют в подготовке материалов (подборка семян для посадки, в творческом оформлении огорода на окне).
Предполагаемые результаты:.
Для детей: У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в уходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями
– это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, укрепление детско—родительских отношений, продолжение активного сотрудничества с ДОУ. самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение проектной деятельности в работу с детьми и родителями.
Формы реализации проекта :
С детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность.
С родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Оборудование и материалы: контейнеры с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки и опрыскиватели с водой, грабельки, ведерко под орудия труда (грабельки, совочек)
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- определение темы проекта;
- формулировка цели и определение задач;
- подборка материала по теме проекта (литература, наглядный материал, дидактические, подвижные, пальчиковые, сюжетные игры, физкультминутки, загадки, фото, семена, муляжи овощей, материалы для посадки);
- составление плана основного этапа проекта;
- изготовление лэпбука «Огород на подоконнике»;
- создание настольного театра «Весёлые овощи» для оформления «Огорода на окне» и игровой деятельности.
Работа с родителями:
- родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на окне»;
- контейнеры для посадки растений;
-использование бросового материала в качестве контейнеров (обрезанные пластиковые бутылки);
- подготовка семян и луковиц;
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Основной (исследовательский)
Содержание деятельности воспитателя и детей:
Познавательное развитие:
- ознакомление с окружающим миром «В саду ли, в огороде».
- рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета.
- беседы:
«Необходимые условия для роста растений»
«Какие бывают семена»
Рассказ воспитателя: «Где живут витамины»
- наблюдение, экспериментальная деятельность:
знакомство с моделью трудового процесса;
оформление огорода на окне;
наблюдение за первыми всходами и дальнейшим развитием;
знакомство с моделью строения растений;
«Семена растений» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга.
«Земля—какая она» Цель: дать представления о свойствах земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
«Вода и росток» Цель: дать представление о значении воды для прорастания и роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в воде.
«Земля и росток» Цель: дать представление о том, насколько важна земля для роста растений.
Наблюдение за ростом корневой системы лука в земле
«Солнышко и растения» Цель: дать представление о роли солнца в жизни лука и других растений.
«Тепло и холод для растений» Цель: дать представления о потребности растений в тепле.
Создание коллекции семян овощных культур.
«Человек и растение» Цель: определить роль человека в уходе за растением.
Речевое развитие:
- разучивание потешек, поговорок, песенок, связанных с огородом, овощами и фруктами; - рассматривание иллюстраций в книгах;
- пальчиковая гимнастика: «Мы капусту рубим», «Компот», «Однажды хозяйка с базара пришла», «Мы делили апельсин»;
- инсценировка русской народной сказки «Репка»;
- инсценировка белорусской народной сказки «Пых»;
- инсценировка—игра «Однажды хозяйка с базара пришла»;
- чтение художественной литературы:
русские народные сказки («Пых», «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко»;
стихи об овощах и фруктах (С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке», А. Барто «Морковный сок», Э. Успенский «Как капусту растили», И. Токмакова «Купите лук»;
загадки про овощи и фрукты.
Социально— коммуникативное развитие:
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Что сначала, а что потом?», «Найди по описанию», «Мы волшебники немного – был один, а стало много», «Собери из частей целое», «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «Узнай и назови» (овощи и фрукты, «Угадай на вкус», «Что лишнее?», «Назови ласково", "Путаница" ( собери правильно растение: корень, стебель и т. д., «Продолжи фразу», «Хлопай в ладоши»;
- подвижные игры («Кто быстрее соберёт», «Посади и собери картофель», «Вершки – корешки», «Кабачок» (игра-хоровод, «Баба сеяла горох», «Огород у нас в порядке»;
- сюжетно-ролевые игры: «Мамины помощники» (приготовление борща и компота).
Трудовая деятельность:
- посев семян овощей (помидоров, укропа, петрушки, тыквы, кабачков, гороха, фасоли;
- посев семян цветов (бархатцы);
- посадка луковиц;
- посев семян пшеницы, ячменя, овса;
- совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление.
Художественно-эстетическое развитие
- продуктивная деятельность:
рисование «Лук от всех недуг», «Мои любимые овощи и фрукты»;
лепка «Чудо-горошины», «Репка», «Овощи»;
аппликация «Овощи для борща», «Консервируем компот»;
раскрашивание «Овощи», «Фрукты».
Работа с родителями:
- беседы с родителями: «Для чего нужен «огород на окне»?
- консультации для родителей «О луке - детям», «Участвуем в проекте», «Где живут витамины»;
- изготовление паровозика из бросового материала и связанных из пряжи кашпо для контейнеров из пластиковых бутылок;
- изготовление «Пугала огородного» из бросового материала.
Ответственные за выполнение: воспитатель, дети, родители.
Заключительный
Содержание деятельности воспитателя и детей:
- анализ полученных результатов
Основные продукты проекта :
- огород на подоконнике «Станция «Огородная»;
- презентация «Как мы участвовали в проекте «Огород на окне»;
- книжки-малышки со сказками, стихами, загадками по теме проекта, творчески созданные родителями с детьми.
Работа с родителями:
Предложить родителям продолжать работу по ознакомлению с овощами в летний период выращивания.
Ответственные за выполнение: воспитатель, родители.
Итоговые результаты:
дети получили знания, что растение живое, о значении света для растений, зачем растениям нужна вода;
научились сравнивать овощи и фрукты по нескольким признакам;
приобрели новый опыт исследовательской деятельности, расширили свой кругозор и мыслительную деятельность;
проводимая работа позволила воспитать у детей трудолюбие, бережное отношение к растениям, дети научились работать вместе с родителями, помогать им.
сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
Перспективы дальнейшего развития проекта :
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Приложения:
Презентация «Как мы участвовали в проекте «Огород на окне» фотоальбом
Дидактические, подвижные, пальчиковые игры (приложение 2)
Художественная литература (стихотворения, потешки, пословицы, загадки) (приложение 3)
ЛИТЕРАТУРА:
Иванова А. И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду», М. : 2009 г.
Комарова Н. Г., Грибова Л. Ф. «Мир, в котором я живу», М. : 2006.
Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. – М. : ВАКО, 2005. – 240с. -( Дошкольники: Учим, развиваем, воспитываем)
Молодова Л. П. Игровые экологические занятия с детьми : Учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов и учителей. - Мн. : «Асар»- 1999 – 128с.
Николаева С. Н. Как приобщить ребё нка к природе: Методический материал для работы с родителями в дошкольном учреждении. – М. : Новая школа, 1993- 64с.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ:
Потешки для детей про овощи: https://www.liveinternet.ru/users/4733933/post270420665/
Пословицы и поговорки об овощах: https://brukva.info/poslovicy-ob-ovoshchah.php
Стихи про овощи: https://www.stihomaniya.ru/2018/06/stixi-pro-ovoshhi.html
Загадки про овощи с ответами: https://mamamozhetvse.ru/zagadki-pro-ovoshhi-s-otvetami.html
Сборник игр по теме овощи: https://infourok.ru/kartoteka-igr-po-teme-ovoschi- 3346450.html
Картотека дидактических, подвижных и пальчиковых игр «Сад и огород» : https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-igr-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta-po-teme-sad-i-ogorod.html