Любовь Михайлова
Экологический проект «Лес-украшение России!»
▼ Скачать +Заказ
Экологический проект на тему :
«Лес – украшение России!»
«Леса, так же, как озёра, моря и реки, - лучшее украшение земли, её великолепный праздничный наряд.»
К. Паустовский.
«Леса украшают землю… они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение.»
А. П. Чехов.
«Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней.» Л. Н. Толстой.
Актуальность темы.
Публикация «Экологический проект „Лес-украшение России!“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережения природных богатств для потомков – эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоёмы, землю и воздух от оскудения, а живой мир от исчезновения, надо знать природу, глубоко понимать и законы, и истинную ценность. Мало только любоваться розовым закатом или пейзажем, надо уметь видеть, получать от общения с природой заряд высоких чувств, благородства и душевной щедрости. А такому общению, несомненно, поможет знание природы.
Но одних только знаний тоже недостаточно, чтобы оградить наше природное окружение от разрушительного натиска экологически неграмотных людей. Нужны действия. Поэтому так важно с детских лет овладевать умением, закалять свою волю, чтобы стать активным борцом по защите одной из основных ценностей человека – природной среды!
Воспитание экологической культуры – актуальнейшая задача современной социально – культурной ситуации.
О деревьях, лесах, природе слагают песни, сочиняют стихи, пишут рассказы … Ведь все мы любим лес, зелень, потому что они приносят радость людям: «Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается у нас с детства» - так высказывался писатель И. Соколов- Микитов.
Проблема.
Большинство людей считают лес источником продуктов жизнедеятельности или местом отдыха. И мало, кто задумывается о дальнейшей судьбе леса, о его обитателях, да и том, что вообще в лесу есть множество разнообразных жителей. После отдыха людей в лесу остаются не затушенные костры, бутылки, мусор, вся эта негативная позиция взрослых отражается на дошкольниках, так как дети в первую очередь берут пример с родителей. Мы очень часто слышим, что из–за нарушения правил поведения в лесу, на природе, увеличилось число лесных пожаров.
Результаты НОД в ОО «Познавательное развитие» показали, что дети не умеют устанавливать простейшие взаимосвязи между предметами и явлениями в живой природе, многие из детей не знают породы деревьев (называют только ёлку или берёзу, затрудняются рассказать чем отличаются деревья друг от друга, затрудняются в умении называть характерные изменения в природе в различное время года, наблюдения на прогулке за детьми показали, что дети не умеют сохранять природу: рвут цветы, листочки с деревьев и кустов, ловят жуков и топчут их. У детей отсутствует понимание необходимости сохранения окружающей природы.
Поэтому мы решили, что такой проект поможет в воспитании экологической культуры у детей.
Выявленные проблемы позволили определить цели и поставить задачи.
Цель:
- Донести до сознания детей, что лес нужен людям и что содержимое леса нужно беречь.
- Активизировать знания детей, учить использовать их в жизненных ситуациях.
- Формирование у детей интегративных качеств: любознательный, эмоционально – отзывчивый, способный управлять своим поведением на природе через расширение представлений о лесе и окружающей нас природе в различных видах деятельности.
Задачи:
- Учить детей понимать, что лес наше богатство.
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства.
- Развивать интерес к родной природе, желание больше узнать об особенностях своего края, о природном разнообразии нашей страны.
- Воспитывать бережное отношение к растительности леса и его лесным жителям.
- Познакомить детей с правилами поведения в лесу, учить понимать последствия экологически неграмотного поведения (разведения костров, уничтожение деревьев, сбор растений и др.)
- Продолжать развивать творческие способности детей через продуктивную и конструктивно – экспериментальную деятельность, учить мастерить поделки из природного материала.
Вид проекта : познавательно – продуктивный, игровой.
Срок реализации проекта : два месяца (сентябрь, октябрь).
Участники проекта : дети старшей и подготовительной группы, воспитатели и родители.
План проведения проекта.
1. ОО «Социально – коммуникативное развитие».
Беседы с детьми и родителями об экологическом воспитании детей, о воспитании в детях любви и бережном отношении к окружающей нас природе, о походах с детьми в лес, на природу.
Трудовые поручения: собрать веточки на участке д/с, помочь дворнику собрать листочки, собрать жёлуди, каштаны, шишки с разных деревьев, красивые веточки, листочки и принести в группу для поделок из природного материала.
ОБЖ – «Мы защитники природы!» (познакомить детей с правилами поведения в лесу, на природе, на площадке д/с.)
2. ОО «Физическое развитие».
П/ и: «У медведя во бору», «Ручеёк», «В лесу», «Я знаю пять названий» и др.
Физкультминутки: «Ветер старый клён качает…», «Здравствуй лес, волшебный лес…», «А в лесу растёт черника», «Бабочка», «Белки», «Ветер» и др.
3. ОО «Речевое развитие».
Темы в НОД:
- «Растение – земли украшение!» (пословицы и поговорки о лесе); «Лес, точно терем расписной…» поэзия знаменитых писателей о лесе; загадки о лесе.
- Рассматривание картин: «В осеннем лесу», «Семья ежей»; И. И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «Зима в лесу»; В. Поленов «Золотая осень»; И. Левитан «Золотая осень»; А. Куинджи «Берёзовая роща» и др.
- Составление рассказов о лесе и впечатлениях детей от окружающей природы.
- Чтение художественной литературы: В. Бианки «Синичкин календарь», Е. И. Чарушин «Болтливая сорока», «Ёж», «Волчишко», «Лисята», «Про зайчат» и др. ; В. Бианки рассказы «Лесная газета», «Оранжевое горлышко», «Лесные домишки»; сказки «Лис и мышонок», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и др. ; М. М. Пришвин рассказы о животных леса «Берестяная трубочка», «Времена года» и др.
4. ОО «Познавательное развитие».
ФЦКМ темы в НОД:
- «Наша Родина – Россия!»;
- «Лес в жизни человека»;
- «Из истории прошлого предметов» (стула, мебели, посуды, игрушек);
- «Знакомство с деревообрабатывающей промышленностью и профессиями: лесник, резчик по дереву, плотник, лесоруб и др.»
Экология и природа темы в НОД:
- «Деревья», «Какие леса бывают»;
- «Что мы знаем о грибах?»;
- «Лесные ягоды»;
- «Лекарственные растения леса»;
- «Обитатели леса»;
- «Мы любим лес! Лесные дары!».
Познавательно – исследовательская деятельность.
Опыты:
- «Свойства и качества дерева»;
- «Плавает – тонет»;
- «На что похож листочек?», «Что можно сделать из листочков?».
ФЭМП
- «А ну – ка, сосчитай!»
- «Лес из геометрических форм»
- «Кто живёт в лесу?» (геометрическая мозаика)
- «Игры головоломки»
5. ОО «Художественно – эстетическое развитие».
Приобщение к искусству:
- «Пейзажная живопись»
- «Что такое натюрморт?»
- «Народные промыслы России»
Музыкальная деятельность:
- «В гости к Осени идём!»
- «Песни про осень»
- Вечера развлечений с подвижными музыкальными играми.
- Разминки, танцы, ритмопластика.
- Праздник с приглашением родителей: «Поможем осени отыскать волшебную кисть!»
Изобразительная деятельность.
Рисование темы в НОД:
- «Осенний натюрморт»
- «Осенний пейзаж»
- «Моё любимое дерево»
- «Осенний дождь» в нетрадиционной технике – тиснение листьев.
- «Осенний букет» в нетрадиционной технике – набрызг.
- «Кто в лесу живёт?»
- «Золотая Хохлома»
Лепка темы в НОД:
- «Ёжики в лесу»
- «На лесной полянке»
- «Что можно сделать из природного материала?»
Коллективное детское творчество.
Аппликация и ручной труд темы в НОД:
- «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём!»
- «Грибочки в лесочке» оригами грибы и лес.
- «Кудрявая рябина» коллективная работа, картина в технике бумажного кручения.
Конструктивно – модельная деятельность.
- «Путешествие в лес!» коллективная работа из бросового материала.
- «Дом лесника»
6. Сюжетно – ролевые игры:
- «Семья» (какие предметы мы используем в игре из дерева)
- «Мебельный магазин»
- «Мебель для Матрёшек» (из строительного материала)
7. Театрализованная деятельность:
- «Настольные театры по русским народным сказкам»
- «Лесная сказка»
- Оформление атрибутов, ободков для детских игр и импровизации.
8. Дидактические игры:
- «Составь натюрморт»
- «Составь пейзаж»
- «Что где растёт?»
- «Составь картинку» (лес в разные времена года).
- «Третий лишний»
- «Где чей дом?»
9. Просмотры.
- видеоматериалы
- фотографии
- мультфильмы
- документальные фильмы (о лесе)
Предварительный результат проекта :
- Знать породы деревьев и их части;
- Овладеть общим понятием «Лес»;
- Правила поведения в лесу;
- Украшение групповых помещений поделками и творчеством детей;
- Знать названия грибов и ягод;
- Дать понятие лекарственные растения;
- Привить любовь к природе, бережное отношение ко всему, что там растёт и живёт.
- Развитие познавательных процессов о мире природы.
- Литературная викторина «В гостях у старичка Лесовичка!»
Работа с родителями:
- Приглашение родителей к участию в проекте группы, предложить сделать с детьми поделки из природного материала «Дары природы»;
- Консультации на тему: «Что нужно знать детям дошкольного возраста о лесе?», «Как правильно вести себя в лесу вместе с детьми?», «Лес – кладовая здоровья!», «Что мы знаем о деревьях?»
- Приглашение родителей к участию в выставке «Лес – наше богатство!», «Изделия народных умельцев».
- Семейные доклады на тему: «Лесная история».
Составила проект воспитатель I категории
Михайлова Любовь Николаевна
ГБДОУ №32 г. Санкт-Петербург