Татьяна Февралёва
Экологический проект «Маленькие жители большой планеты»
▼ Скачать
Тема проекта: «Маленькие жители большой планеты».
Тип проекта: познавательно- исследовательский, творческий.
Длительность проекта: краткосрочный - 3 недели.
Участники: воспитанники второй младшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: Кто такие насекомые? Для чего они нужны?
Публикация «Экологический проект „Маленькие жители большой планеты“» размещена в разделах
Актуальность: Встречая на прогулке различных насекомых, дети, как правило, начинают либо неосторожно брать их руками, либо топтать ногами. Одного внушения, что так делать нельзя, бывает недостаточно. Необходимо сформировать у детей всестороннее и глубокое эмоционально-ценностное отношение к живой природе. Иными словами, необходимо развивать экологическую культуру поведения. А поскольку дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для эмоционального взаимодействия ребёнка с природой, то именно в это время необходимо прививать первоосновы экологического мышления и сознания, закладывать начальные элементы экологической культуры. В период дошкольного детства важно поддерживать постоянный интерес к окружающей нас природе, научить замечать её особенности, разнообразие, учить понимать законы взаимосвязи в природе.
Цель: расширить представления детей о мире насекомых, их пользе и значимости в экологической пирамиде.
Задачи: 1. Формировать у детей глубокие представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик и т. д., их строении, способах передвижения, пользе, которую они приносят. 2. Формировать представление об экологической взаимосвязи между различными видами живых организмов нашей планеты. 3. Продолжать формировать навыки исследовательской деятельности. 4. Развивать умение передавать свои чувства от общения с природой в рисунках и поделках. 5. Развивать любознательность, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. 6. Развивать коммуникативные навыки, расширять словарный запас детей. 7. Воспитывать бережное отношение к насекомым.
Предполагаемый результат: 1. Дети должны знать и называть насекомых - бабочка, муравей, божья коровеа, кузнечик, пчела и др. 2. Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида насекомых, способах их передвижения, издаваемых звуках. 3. Знать о вреде или пользе, которую приносят людям и растениям насекомые. 4. Владеть обобщающим понятием насекомые». 5. Бережно относится к насекомым.
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный 1. Разработка структуры и содержания проекта. 2. Подбор методической литературы. 3. Разработка, накопление и подготовка материалов и оборудования по теме проекта, составление презентации-викторины «Шестиногие малыши».
II этап – основной (практический)
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о насекомых.
Структура проекта.
Познавательное развитие
Беседы:«Кто такие насекомые?»; «Для чего нам пчёлы?»; «Трудолюбивые муравьи»; «Бабочки – красавицы»; " Что произойдёт в природе если насекомые исчезнут?» Рассматривание картинок с изображением насекомых. Наблюдения: за муравьями и их жилищем; за пчёлами и шмелём, собирающими нектар; за бабочками и мотыльками; за божьей коровкой; за кузнечиком. Просмотр презентации-викторины «Шестиногие малыши». Дидактические игры и упражнения: «Кто это?»; «Хорошо-плохо» (с применением ТРИЗ технологии); "Составь пищевую цепочку»; «Где спряталось насекомое?»; «Найди нужную фишку».
Речевое развитие
Заучивание стихотворений:
А. Барто «Комары», отрывка из сказки К. И. Чуковского «Муха-Цокотуха», В. Барданова «Бабочка», З. Алесандровой «Муравей».
Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсон «Дюймовочка», К. И. Чуковский «Муха-Цокотуха», В. Бианки «Приключения Муравьишки», В. Степанов «Стрекоза». Составление описательного рассказа на тему «Кузнечик Кузя». Составление рассказа по сюжетным картинкам «Однажды на полянке». Отгадывание загадок о насекомых.
Социально – коммуникативное развитие
Беседа «Как уберечься от опасных насекомых».
Сюжетно-ролевая игра: «Пасека».
Игра-викторина «Мир насекомых».
Труд на участке:
Полив декоративных растений на клумбе (растения вырабатывают нектар – им питаются насекомые).
Дидактическая игра «Посади божью коровку на свой цветок».
Художественно – эстетическое развитие
Разучивание песни В. Шаинского «В траве сидел кузнечик». Прослушивание музыкальных произведений: Н. А. Римского-Корсакова «Полёт шмеля»; Р. Шумана «Бабочки»;С. Майкапара «Мотылёк». Лепка на тему «Божья коровка». Аппликация «Бабочки». Музыкально – подвижная игра «Бабочки и мотыльки».
Взаимодействие с родителями
Консультации на тему: «Если ребёнок боится насекомых»;
«Какие насекомые могут быть опасны?»
III этап – заключительный
Коллективная работа детей «Страна Насекомия».
Приложение к проекту.
Наблюдение за муравьями, пчёлами и мотыльком.
Дидактические игры "Найди нужную фишку", "Составь пищевую цепочку", "Посади божью коровку на свой цветок".
Знакомство с насекомыми по иллюстрациям и составление описательного рассказа на тему "Кузнечик Кузя".
Лепка божьей коровки.
Итоговая коллективная работа.