Хрулёва Ольга Ивановна
Экологический краткосрочный проект «Огород на окне» во второй группе раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕ-НИЕ ДЕТСКИЙ САД №10
Экологический проект краткосрочный на тему
«Огород на окне» во второй группе раннего возраста.
Сроки реализации :04.04-22.04.2018г.
Автор : воспитатель Хрулёва Ольга Ивановна.
Тип проекта : познавательный.
Темочки:
- Младшая группа
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети II группы раннего возраста, воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике, разви-вать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа : дети дошкольного возраста.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей со-здание условий для познавательного развития детей через проектно исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, за-ключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изуче-нию особенностей выращивания огородных и декоративных куль-тур.
• Презентация проекта «Огород на окне».
Продолжительность проекта : краткосрочный март-апрель 2018г.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Толь-ко с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь рас-тения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требую-щего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребе-нок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются за-дачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действо-вать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью явля-ется непосредственное участие детей в ходе за растениями. При-общение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустрем-ленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего до-школьного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их ро-ста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознатель-ность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в по-мещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятель-ность.
Задачи проекта :
• Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
• Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными куль-турами;
• Развивать любознательность, интерес к исследовательской дея-тельности, экспериментированию;
• Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
• Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, погово-рок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа
Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
• Подготовка информации для родительских уголков.
Деятельность детей:
• Посадка лука в землю.
• Уход за растениями – полив.
• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литерату-ры.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об ово-щах.
• Труд в огороде
Подведение итогов
Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
• Презентация проекта.
• Представление опыта.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
• Участие в презентации проекта «Огород на окне»
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
• «Что такое огород и что на нём растёт»,
• «Что такое «Огород на окне»,
• «Какие растения можно вырастить на подоконнике»,
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
Наблюдение за растениями.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность.
3) Заключительный (апрель)
1. Анализ полученных результатов.
2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!».
3. Практическая деятельность:
• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.
4. Экологические занятия по темам :
• «Первые всходы»
• «Мир овощей».
5. Игровая деятельность:
• Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».
6. Художественно - творческая деятельность детей.
• Раскрашивание картинок.
• Рисование «Лук от всех недуг»
7. Речевое развитие.
• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».
• Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».
• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Консультация для родителей
«Помощь ребенка на огороде».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллю-страций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, фотоаппарат и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организу-ет образовательные ситуации (посадка культур, эффективно раз-вивает творческое и познавательное мышление детей дошкольно-го возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополне-ния развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
1) Подготовительный (март)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, пого-ворки, стихотворения)
4. Разработка комплексно - тематического плана работы
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне»
2) Основной (март, апрель)
1. Рассматривание лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изуче-нию особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
3. Презентация проекта «Огород на окне».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Создав огород на окне, мы вырас-тим лук. У детей появится интерес к растениям. Они смогут разли-чать некоторые виды растений, узнают много интересного из жиз-ни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выво-ды. Практической деятельностью является непосредственное уча-стие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный ре-зультат, обязательность, целеустремленность.
Цель проекта :
Формирование экологической культуры у детей и родителей создания условий для познавательного развития детей и родителей создания условий для познавательного развития детей через проектно- исследовательскую деятельность и организацию ху-дожественно- продуктивной творческой деятельности. Привлекать родителей к оформлению огорода на окне.
Задачи проекта :
Формировать навыки выращивания рассады ; познакомить с особенностями ухода за растениями в комнатных условиях; обобщать представление у детей о необходимости света тепла, влаги, почвы для роста расстений ;развивать познавательные и иследова-тельские способности детей ; воспитывать эмоционально положительное, бережное отношение к природе.
Достигнутые результаты:
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ре-бенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных груп-пах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Социальная значимость проекта :
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ре-бенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Дети млад-шего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растени-ях, о условиях необходимых для их роста. Проект направлен на расширение и обоб-щение знаний о культурных огородных растениях. Научившись понимать состояние растений, ребенок будет видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь кото-рого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Таким образом, решаются за-дачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического разви-тия ребенка. Маленькие дети любят действовать. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность
Мероприятия, проведенные в рамках проекта :
Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
Просмотр фильмов о растениях.
Сбор коллекций семян.
Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
Труд в огороде.
Охват проекта :
Дети 2-ой группы раннего возраста, родители.