Оксана Гусева
«Цветочный калейдоскоп». Экологический проект для детей 4–5 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : исследовательский, познавательно-творческий.
Участники : Дети 4-5 лет.
Срок реализации проекта : краткосрочный (2 недели).
Цель: Формирование осознанно - правильного отношения к представителям
цветущего растительного мира, знакомство с разнообразием цветущих
растений.
Задачи:
1. - Формировать знания о полезных цветах : бархатцы, календула,
петунья и ядовитых растениях: лютик.
2. Дать понятие о строении цветка.
Публикация «„Цветочный калейдоскоп“, Экологический проект для детей 4–5 лет» размещена в разделах
3. - Развивать наблюдательность, любознательность, интерес к природе,
умение замечать красоту растений.
4. Развивать самостоятельность в процессе познавательно –
исследовательской деятельности, умение делать выводы в ходе
наблюдений.
5. -Воспитывать бережное и заботливое отношения к природе.
6. - Воспитывать бережное отношение к своему труду, труду взрослых,
готовность детей участвовать в практических делах по улучшению
природной среды.
7. - Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в
изготовлении цветов.
8. - Создавать условия для развития эмоционально - ценностного отношения
к природе.
9. - Пополнение словарного запаса.
Актуальность темы:
Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования,
это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети
испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу,
наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без
растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Дети
всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту
среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от
среды обитания. Цветы являются частью живой природы, которую надо беречь и
охранять.
Во время прогулок дети наблюдали за цветами, но не все понимали, почему на одних
клумбах цветы уже расцвели, а на других нет, почему одни цветы с зелёными,
пышными листьями, а другие с жёлтой, скудной, сухой листвой, почему на одни цветы
чаще садятся пчёлы, осы, шмели и бабочки. Были и такие дети, которым постоянно
хотелось сорвать цветы, походить по ним ногами. Таким образом, возникла проблема
от нехватки знаний зависимости цветущих растений от солнца, света и воды, о
ядовитых цветах. Участие детей в проекте позволит сформировать представления о
цветущих растениях, их пользы для людей и насекомых. Позволит развить творческие
способности и умение наблюдать.
Формирование мотива к предстоящей деятельности по модели 3 вопросов:
Что мы знаем про это?
- В природе существуют цветущие растения.
- Цветы расцветают летом.
- Стихи и загадки о цветах.
- Знаем названия цветов : роза, колокольчик, ромашка.
Что мы хотим узнать?
- Строение цветка, зависимость роста и цветения от погодных условий и ухаживания за ними.
- Какую пользу или вред приносят цветущие растения насекомым и людям.
- Загадки, пословицы, сказки, рассказы песни о цветах.
- Какие ещё существуют цветы : бархатцы,календула, петунья, лютик.
О существовании садовых и луговых цветов.
Как мы узнаем?
- Прочитаем в энциклопедии, посмотрим фильм, сходим на экскурсию к клумбам, на луг.
- Спросим у воспитателя, у родителей.
Вывод:
Дети знают, что в природе произрастают цветы, но не имеют
представления о ядовитых цветах. Не все знают, какую пользу они приносят
насекомым и человеку, о зависимость роста и цветения цветущих растений от погодных условий и ухаживания за ними.
Прогнозируемые результаты:
Дети должны знать:
- названия цветов (календула, петунья, бархатцы, лютик).
- иметь простейшие представления о строении цветов, о зависимость роста и
цветения цветущих растений от погодных условий и ухаживания за ними.
- пользе или вреде, для окружения.
Дети должны уметь:
- находить сходства и различия.
- составлять описательный рассказ о цветущем растении с использованием
опорной схемы.
Дети должны иметь представление:
О садовых и луговых цветах.
Формы работы:
1. Сбор информации о цветущих растениях.
2. Подбор иллюстративного и фото - материала.
3. Чтение художественной литературы, художественного материала.
4. Совместная деятельность педагога с детьми.
5. Экскурсии.
6. Настольно-печатные игры.
7. Наблюдения.
8. Индивидуальная работа с детьми.
9. Выставка детских рисунков.
8. Презентация проекта.
9. Консультация и оформление наглядного материала для родителей
.
Содержание работы над проектом по этапам.
I этап – подготовительный.
Цель:
Формирование мотива у детей к предстоящей деятельности, постановка цели
и задач, определение объектов и методов исследования, подборка
необходимого материала по теме проекта.
Содержание:
- Формировать мотив для работы по проекту «Цветочный калейдоскоп»
у детей, родителей.
- Подобрать материал совместной деятельности с детьми.
- Подобрать фото-материал, иллюстрации, альбомы, художественную и
методическую литературу.
- Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов
и упражнений по теме.
- Оформить наглядную информацию для родителей.
II этап – практический.
Цель:
Знакомство с разнообразным миром цветов.
Содержание работы по образовательным областям:
Физическое развитие:
1. П/ и: «Цветы и пчелы»; «Найди свой цветок»; «Собери цветок»; «С цветка
на цветок»; «Вокруг цветков»; «Вдоль цветочков по дорожке на одной
ножке»; «Посади пчелу на цветок»; «Найди своё место»;
2. Эстафета: «Кто быстрей соберёт букет»
4. Утренняя гимнастика: «Ромашковая поляна»
5. Хороводные игры: «Мы на луг ходили»; «Галя по садочку гуляла»
Художественно-эстетическое развитие:
1. Рисование «Летние цветы. Космея»
2. Рельефная лепка «Ромашка».
3. Раскрашивание цветов в раскрасках.
Речевое развитие:
1. Составление описательного рассказа о цветах с использованием
опорной схемы.
2. Чтение художественной литературы:
Пришвин М. «Золотой луг»
Румынская сказка «Ромашка» - белый цветочек, золотая серединка.
Рассказывание произведения В. П. Катаева «Цветик – семицветик»
Разучивание стихов о цветах, отгадывание загадок.
Д/и «Кто больше назовёт цветов?»
Д/и «Какой цветок отцвёл?»
Д/и «Из каких цветов венок?»
Познавательное развитие:
1. Экскурсия на луг.
2. Наблюдение за цветами на клумбе
III этап – оценочно-рефлексивный.
Цель:
Обобщение знаний, представлений о цветах. Воспитание интереса у
родителей и детей к познавательной деятельности.
Продукты проекта :
1. Альбом «Цветы».
2. Конспекты совместной деятельности воспитателя с детьми.
3. Рисунки детей по теме : «Цветочная поляна».
У детей в ходе проекта сформировались представления о разнообразии
мира цветов, о простейшем строении цветов, о зависимости роста и цветения
растений от солнца, света и воды, о ядовитых цветах.
В результате творческой работы семей в группе появился альбом
«Цветы».
В результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта :
беседы, выставки, досуг, экскурсии – мы получили положительный результат.
Родители стали больше уделять времени познавательному развитию детей.
Взаимодействие с родителями:
Цель:
Приобщение родителей к участию в проектной деятельности по теме:
«Цветочный калейдоскоп».
Задачи:
1. Разнообразить познания родителей о цветах.
2. Приобщить к совместной с детьми художественно-творческой
деятельности.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Направление работы
Информационно-рекламная деятельность- папка-передвижка: «Эти прекрасные цветы», выставка методической литературы.
Групповые консультации: «Лютикам не место в полевом букете».
Совместная деятельность детского сада и семьи: изготовление на голову ободков с изображением цветов. Выставка букетов «Карнавал цветов»
Итоги проекта :
- Дети узнали о многообразии мира цветов, могут различать и правильно
называть садовые и луговые цветы.
- Научились правильно ухаживать за цветами, давать оценку своему труду и
труду взрослых.
- Дети могут классифицировать цветы по месту произрастания.
- У детей сформировалось стремление к исследованию объектов природы,
умение делать выводы, устанавливать причинно – следственные связи.
- У детей пополнился словарный запас новыми словами, заучивались по
проходящей теме стихи и загадки, составлялись рассказы: «Если бы я был
цветком».
- У дошкольников сформировалось правильное поведение в природе,
бережное отношение к растениям.
- Укрепилось здоровье детей, развились физические качества.
- Повысилась компетентность родителей в вопросах экологического
воспитания.