Лариса Ткаченко
Экологический проект «Чудо-деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Чудо – деревья»
Тип проекта : информационно-исследовательский; по содержанию: «Ребенок и природа»; детско-взрослый, где ребенок, исполнитель проекта; внутри одной возрастной группы (дети 5-6 лет); коллективный, средней продолжительности 14 марта -29 мая 2015 г.
Публикация «Экологический проект „Чудо-деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Актуальность проекта : при проведении мониторинга было выявлено, что среди лиственных деревьев, произрастающих на территории детского сада, дети называют, в основном березу, иву. Они не проявляют интереса к деревьям и не спрашивают взрослых, как они называются. Используют крылатки клена лишь в игре, не стремятся рассмотреть, что внутри оболочки находится семечко. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Инновационная направленность: методика работы с детьми 5-6лет в рамках экологического проекта разработана на основе интегрированного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ. В ходе работы по проекту дети ведут наблюдения, экспериментируют, рисуют, лепят, играют, слушают музыку, знакомятся с литературными произведениями, сочиняют свои сказки и рассказы.
Цель - результаты проекта : совместно со взрослыми дети собирают информацию о том, какие семена у деревьев, как они выглядят; изучают внешний вид листьев и умеют рассказать сверстникам, чем одни листья отличаются от других; постигают смысл того, что деревья – это неотъемлемая часть всей экосистемы планеты: это «дом» для птиц, насекомых и отдельных видов животных; дети приобретают основы культуры мышления, умения и навыки исследовательского поведения: видят проблему, задают вопросы, выдвигают гипотезы, дают определения понятиям, классифицируют, наблюдают, делают выводы и умозаключения, доказывают и защищают свои идеи; свои знания, впечатления дети отражают в художественно-продуктивной деятельности: разучивании пословиц, поговорок, загадок, стихов, песен о лесе, рисунках, поделках; оформление мини-музея «Музей дерева».
Задачи:
-помочь детям систематизировать и обобщить знания о деревьях, растущих на территории поселка;
-развивать навыки коллективной и самостоятельной исследовательской деятельности, творческое воображение и речь детей;
-привлечь родителей к проблеме развития у детей познавательного интереса к окружающей природе. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
Материал: семена клена, желуди дуба, каштаны, семена ясеня, вяза, липы; гербарий; иллюстрации, произведения художественной литературы, фотографии, изобразительные материалы, мультфильмы, музыкальные произведения.
Итоговое мероприятие: посадка саженцев вяза.
Продукты проекта
Для детей: - коллекция семян и плодов;
- рассказы «Мое любимое дерево»;
- коллективное рисование нетрадиционным способом (оттиск) «Лето в лесу»; аппликация из листьев «Сказочные птицы»; объемная лепка «Ветка березы с сережками».
- алгоритм посадки семян клена и лист наблюдений за ростом маленьких кленов;
- экологические знаки «Нельзя ломать ветки деревьев», «Осторожно! Молодые саженцы!»
- мини-музей «Дерево»
Для педагогов:- методическая разработка проекта «Чудо – деревья»;
- презентация НОД «Деревья в нашем саду».
Для родителей: - компетентность в вопросах развития у детей познавательной исследовательской деятельности;
- совместная деятельность с детьми в процессе участия в проекте.
Этапы проекта
Подготовительный этап.
Действия педагога: после проведения мониторинга экологического развития детей, выясняется, что некоторые названия деревьев детям не знакомы. Педагог помогает детям сформулировать проблему: «Хотим узнать названия всех деревьев, которые растут на территории детского сада и посадить саженцы вяза».
Действия детей: проводят исследование, – какие деревья растут на территории детского сада? Совместно с педагогом определяют способы нахождения необходимой информации, определяют этапы проекта.
Действия родителей: находят вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых дети не знают.
Деятельный этап (реализация проекта).
Познавательно-речевое направление:
- Экскурсия по территории детского сада «Какие разные деревья!»
- Д/ игра «Строение дерева»; «Подбери листья, семена или плоды к дереву»; «Какой лист?» (характеристика формы, взаимного расположения на ветке); «Жизненный цикл дерева» (от семечка до дерева).
- Исследовательская деятельность «Где спрятались семена?», «Свойства древесины».
- Беседа «Влияние погодных условий на прорастание семян в почве».
- Экспериментальная деятельность «Посадка крылаток клена».
Социально-коммуникативное направление:
Составление рассказов «Листики-листочки», «Дерево».
Отгадывание загадок про деревья; придумывание загадок про деревья.
Рассказ, подготовленный ребенком с помощью родителей «Мое любимое дерево».
Художественное – эстетическое направление:
Рисование в нетрадиционной технике (оттиск засушенными листиками) – «Лето в лесу».
Аппликация из засушенных листьев «Бабочки порхают»;
Объемная лепка «Ветка березы с сережками».
Ручной труд «Поделки из шишек, желудей».
Рисование экологических знаков : «Нельзя ломать ветки деревьев!», «Нельзя шуметь в лесу!», Нельзя мусорить в лесу», «Осторожно! Молодые саженцы»
Чтение художественной литературы:
Стихотворения: С. Есенин «Береза», И. Суриков «Рябина», И. Кашпуров «Дуб».
Рассказы: М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет».
Интересные факты и легенды о деревьях.
Формы взаимодействия с родителями:
Привлечение родителей к участию в проекте
Составление рассказа с детьми: «Мое любимое дерево»
Организация фотовыставки «Самое красивое дерево около нашего дома»
Завершающий этап:
Действия педагогов:
Подготовка к презентации проекта.
Оформление мини – музея «Дерево»
Презентация НОД: «Деревья в нашем саду».
Действия детей:
Рассказывание о результатах своей деятельности в ходе проекта «Что я узнал и что научился делать»
Посадка саженцев вяза.
Действия родителей:
Помощь в нахождении справочного материала о названиях деревьев
Участие в составлении рассказа «Самое красивое дерево около нашего дома»
Методический материал, имеющийся в детском саду
- Набор карточек «Деревья».
- Демонстрационный материал «Уроки экологии».
- Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
- Схема для описательного рассказа о деревьях.
- Настольные, дидактические игры.
Список литературы:
1. Артемова Л. В. «Окружающий мир в дидактических играх». М., 1983г.
2. Бондаренко А. К. «Дидактические игры в детском саду». М., 1991г.
3. Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления детей с природой». М., 1978г.
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М. : ТЦ Сфера, 2003г.
5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2004г.
6. Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду». Москва «Творческий центр» - 2003г.
7. Маневцова Л. М. «Мир природы и ребенок». Санкт-Петербург «Акцидент» - 2004г.
8. Мир природы и ребенок: Методика экологического воспитания дошкольников / Л. А. Каменева, Н. Н. Кондратьева, Л. М. Маневцова, Е. Ф. Терентьева; под ред. Л. М. Маневцовой, П. Г. Саморуковой. - СПб. : Детство-пресс, 2003г.
9. Молодова Л. «Игровые экологические занятия с детьми». Мн., 1996г.
10. Николаева С. Н. «Комплексные занятия по экологии». Москва «Педагогическое общество России» - 2005г.
11. Николаева С. Н. «Любовь к природе воспитываем с детства». Москва «Мозаика-Синтез» - 2002г.
12. https://www.maam.ru
13. https://nsportal.ru/
14. https://vospitateljam.ru/