Аноним
Экологический проект «Берегите деревья»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №5
Проект «Береги деревья»
Подготовил воспитатель:
Оконешникова Н. М.
г. о. Егорьевск, 2021г.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Вид проекта : экологический, познавательно-исследовательский, долгосрочный
Публикация «Экологический проект „Берегите деревья“» размещена в разделах
- Деревья и кустарники
- Деревья. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участники проекта : дети старше-подготовительно группы, «Сударушка», родители, педагоги
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья— это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья - прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького саженца будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и
правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы.
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в посёлке и выяснили, что очень мало растет рябин, берёз, елей. Тогда возникла проблемная ситуация:
«Сможем ли мы с вами вырастить сами эти деревья». Совместно с родителями мы нашли небольшие саженцы. Каждая возрастная группа посадила своё собственное дерево. Дети с удовольствием присматривают за маленькими саженцами и продолжает ухаживать за ними.
Цели и задачи проекта
Цель:
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Задачи:
• Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья, хвоя).
• Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
• Способствовать развитию трудового навыка по посадке и уходу за саженцами.
• Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
• Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Сроки реализации проекта : сентябрь 2021 – май 2022
Этапы реализации проекта
Содержание практической деятельности
1 этап - организационный (сентябрь 2021)
- Подбор справочной, детской художественной литературы.
- Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
- Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
- Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане и других деревьях.
- Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» ( Модель трех вопросов: что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
- Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
- Подготовка саженцев для посадки на участке ДОУ совместно с родителями.
- Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап - основной (октябрь 2021- май 2022)
Формы организации детской деятельности
Игровая
деятельность Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево»,
«Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений, «Определи на ощупь»
Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка» (от семечка до дерева).
Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур»,
«Обведи рисунки точно по линиям».
Коммуникативная деятельность Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение).
Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане, ели с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями).
Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно!»
Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково».
Познавательно-
исследовательская деятел деятельность Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т. д.).
Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Деревья – наши друзья»
Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?»,
«Как продлить жизнь дереву?»
Исследовательская деятельность
«Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?»,
«Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями);
«Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста, «Где спрятались
семена?».
Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево», (совместно с родителями).
Акция «Укроем деревья от мороза» (зимний период)
Участие в экологических конкурсах «Берегите деревья» (декабрь 2021, «Сохраним нашу планету» (апрель 2022)
Восприятие художественной литературы и
фольклора Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях»,
«Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин
«Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И. Токмакова «Дуб»,
«Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб». Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева»
Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин
«Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева
«Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»).
Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983, «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932, «Лоракс» (2012, «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»).
Самообслуживание и элементарный
бытовой труд Посадка саженцев рябины, берёзы, ели, сосны в детском саду. Поручение «Полив саженцев».
Конструирование «Экологические знаки» (совместно с родителями).
Изобразительная деятельность Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Пластилинография
Взаимодействие с родителями
- Помочь детям посадить саженцы деревьев около дома
- Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
- Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
- Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
- Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (последняя неделя мая)
- Участие в экологическом конкурсе
- Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
- Разработка и создание плаката «Посади своё дерево»
- Изготовление экологических знаков.
- Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
• Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
• Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся
искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
• Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в
формировании экологического самосознания : выращивая каштаны, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
• У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к
деревьям.
• Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов
и достижений ребенка.
Литература:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом», Москва, ТЦ Сфера, 2010.
2. Кондратьева Н. Н. «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, Детство- пресс, 2000.
3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду.
4. Парамонова Л. А. Развивающие занятия с детьми 5-6 лет, Москва, «Олма», 2007.
5. Рыжова Н. А. «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз, 2006 6. Интернет ресурсы.