Галина Пудкова
Экологический кружок «Юный эколог» в старшей группе детского сада
▼ Скачать + Заказать документы
II полугодие
Процесс приобщения детей к экологической культуре происходит с раннего детского возраста. Основополагающую роль в экологическом воспитании ребенка играют, как правило, все сферы дошкольного детства : семья, сверстники, различные типы дошкольных образовательных учреждений.
К экологическому воспитанию относится и то, что в дошкольный период в ребенка может быть заложено первоначальное понимание некоторых аспектов взаимодействия человека с природой: человек как живое существо, нуждающееся во вполне определенных жизненно необходимых условиях; человек как природопользователь, потребляющий в своей деятельности ресурсы Земли, охраняющий природу и по мере возможности восстанавливающий ее богатства.
Публикация «Экологический кружок „Юный эколог“ в старшей группе детского сада» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Старшая группа
- Экологический кружок для дошкольников. Планы, программы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2014
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т. е. он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров.
К 5-6-ти годам у детей формируется представления о связи явлений природы с деятельностью человека. Они понимают, что для жизни растений и животных необходимы определенные условия. Расширяются и усложняются поручения взрослых: дети могут помогать сажать и поливать растения, комнатные цветы, кормить домашних животных.
Цели и задачи экологического кружка
• подвести к понятию, что человек, это тоже часть природы;
• воспитание желания бережно относиться к своему здоровью;
• показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека;
• воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам;
• подвести детей к осознанному пониманию ценности природы;
• воспитание правильного поведения в природе.
Преспективный план:
Январь.
Занятие 1. Тема: «Земля- живая планета»
Цель : уточнить представление детей о Солнечной системы, дать представление об уникальности земли- на ней есть жизнь.
Материал : глобус, карта Солнечной системы, картинки с изображением Севера, пустыни, моря, картинки с изображением животных населяющих эти пространства.
Занятие 2. Тема: «Воздух и его роль в жизни человека».
Цель: продолжать знакомить детей с понятием «воздух»,с его свойствами, ролью в жизни человека. Расширяем кругозор.
Материал : банка с водой, стакан, карандаши и бумага для рисования.
Занятие 3. Тема : «Зима полна серебра»
Цель: обобщить представление детей о зиме,закрепить их знания о характерных признаках зимних месяцев, учить устанавливать связи и закономерности в природе.
Материал: глобус, картинки с изображением зимних пейзажей, изопринадлежности.
Занятие 4. Тема: «Покормите птиц зимой»
Цель: формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.
Материал: кормушки, рисунки с изображением птиц в кормушках, пластилин.
Февраль.
Занятие 1. Тема : «Беседа о домашних животных»
Цель: закрепить знания о домашних животных, развивать умственную операцию «обобщение», воспитывать интерес к домашним животным.
Материал :иллюстрации с изображением домашних животных.
Занятие 2. Тема: «Беседа о насекомых»
Цель: закрепить представление детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, усики, крылья, шесть ног, формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. Воспитывать любознательность.
Материал: иллюстрации, изопринадлежности.
Занятие 3. Тема: «Растения в нашем уголке природы»
Цель: уточнить представление детей о 4-5 видах растений в уголке природы, познакомить с новыми растениями.
Материал: игрушка растение, лейка лопатка.
Занятие 4. Тема: «Наблюдение за аквариумной рыбкой»
Цель: закрепить знание детей об аквариумной рыбке и условиях ее жизни в аквариуме. Развивать логическое мышление, развивать интерес ко всему живому.
Материал: аквариум с рыбками, цветная бумага для аппликации.
Март.
Занятие 1. Тема : «Посадка растений в уголке природы»
Цель: систематизировать знания о процессе посадки, формировать практические навыки посадки растений.
Материал : горшки с землей, семена растений, лейки, лопатки.
Занятие 2. Тема: «Жизнь диких зверей весной»
Цель: познакомить детей с сезонными изменениями в жизни диких животных. Воспитывать интерес к жизни диких животных.
Материал: картинки с изображением диких животных.
Занятие 3. Тема : «Как люди помогают лесным обитателям»
Цель :формировать представление у детей о лосях, об их жизни в лесу, воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.
Материал :картинки с изображением людей помогающих животным в лесу.
Занятие 4. Тема : «Прошла зима холодная»
Цель : уточнить у детей представление о зиме как о сезоне, наиболее неблагоприятном для жизни растений и животных в природе. Развивать способность воспринимать красоту зимних явлений природы.
Материал : календарь природы, картинки с изображением зимы и началом весны, краски и бумагу для рисования.
Апрель.
Занятие 1. Тема : «Контакты с животными»
Цель : объяснить детям, что контакты с домашними животными иногда могут быть опасны.
Материал : цветные карандаши и бумага для рисования, рисунки с изображением домашних животных.
Занятие 2. Тема : «Как люди заботятся о своем здоровье весной»
Цель : уточнить представление детей о человеческом теле. Объяснить, что внутри тела есть скелет, что организм надо укреплять особенно весной. Развивать желание детей заботиться о своем здоровье.
Материал : сушеные лекарственные травы, отвар шиповника, чеснок, лимон.
Занятие 3. Тема : «Лес –это дом для многих жильцов»
Цель: дать детям представление о том, что лес – это сообщество растений и животных. что жизнь всех лесных обитателей зависит друг от друга. Изучить правила поведения в лесу. Развивать желание заботиться о лесе и о его обитателях.
Материал : иллюстрации на тему защитите лес, изопринадлежности.
Занятие 4. Тема : «Наши умные помощники – органы чувств»
Цель: Сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Помочь понять детям, почему мы называем органы чувств нашими добрыми помощниками. Закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за нашими органами чувств, о соблюдении правил личной гигиены.
Материалы : рисунки с изображением органов чувств, мешочек с различными предметами, сахар, соль, лимон, туалетная вода нескольких видов.
Май.
Занятие 1. Тема : «Микробы и вирусы»
Цель :дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях.
Материал: карандаши и бумага для рисования.
Занятие 2. Тема : «Путешествие в весенний лес»
Цель : закрепить знание детей о весенних изменениях в живой и неживой природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.
Материал : иллюстрации на тему «Пришла весна», краски, кисти, бумага для рисования.
Занятие 3. Тема : «Загадочный зоопарк»
Цель : расширить кругозор. Закрепить знание детей о жизни животных.
Материал : рисунки с изображением животных.
Занятие 4. Тема : «О чем поют весной птицы»
Цель : уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период, развивать интерес к жизни птиц. Развивать воображение, мышление, речь детей.
Материал: иллюстрации с изображением перелетных и зимующих птиц.
Планируемый результат:
• Расширение и уточнение знаний детей о природе и экологии.
• Организация экологических пространств в детском саду.
• Составление экологических «маршрутов в природу».
Список использованной литературы:
• Бондаренко Т. М. «Экологические занятия с детьми 5-6 лет»
• Рыжова Н. А. «Волшебница вода»
• Николаева С. Н. «Методика экологического воспитания в детском саду»
• Николаева С. Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»
• Поляков В. В «Основы безопасности жизнедеятельности»
• Малашенкова В. П., Борцова Л. В, Неволина Н. Н. «Экологические недели»
• Дик Н. Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников»
• Шорыкина Т. А «Какие звери в лесу»
• Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию»
• Волочкова В. Н., Степанова Н. В. «Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология»
• Авдеева Н. Н, Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность»