лилия волохова
Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе. Экологический исследовательский проект «Люблю берёзку русскую»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Формирование у детей эмоционально-чувственного отношения к объектам природы, в данном случае к дереву – берёзе.
Задачи:
1. Сформировать представления у детей о жизни берёзы, как живого существа, как о символе страны.
2. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
3. Воспитывать умение любоваться красотой берёзы посредством прослушивания аудиозаписей, стихов, просмотра репродукций, слайд-шоу, участия в досуговой деятельности, изодеятельности.
4. Заложить основы экологической грамотности у детей через воспитание любви к природе и бережное отношение к ней.
Публикация «Воспитание у дошкольников бережного отношения к природе, Экологический исследовательский проект „Люблю берёзку русскую“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Исследовательская деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Экология, защита природы. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2014
Участники проекта: воспитанники среднего и старшего дошкольного возраста, родители, воспитатели и специалисты ДОУ.
Подготовительный этап.
• Подобрать детскую и педагогическую литературу.
• Подготовить иллюстративный материал, аудиозаписи
• Подготовить дидактические игры по теме
• Продумать создание проблемных ситуаций:
- Почему так много берёз в детском саду?
- Почему берёза так называется?
- Зачем нужна берёза человеку?
Содержание проекта.
Наблюдение за берёзой.
Проведение мероприятий, расширяющих представления детей о берёзе, вызывающих эмоциональный отклик, ценностное отношение детей к дереву, как к объекту природы.
Привлечение родительской помощи в добывании знаний о названии дерева, о влиянии берёзы на мир человека.
Реализация проекта.
Познавательное развитие
1. Беседы «Почему так много берёз в детском саду?», «Зачем нужна берёза человеку?», «Берёза живая или нет?» - постановка проблемных вопросов совместно с воспитанниками.
2. Д/и: «Найди листок березы», «Закончи фразу», «Подбери «слова-приятели»», «С кем дружит береза?», «Что сначала, что потом»
3. «Сосчитай берёзки на территории детского сада».
4. Наблюдение за внешними признаками и отличительными особенностями березы.
5. Исследование бересты под лупой.
Речевое развитие
1. Чтение: К. Паустовского «Подарок»; «Берёзка» Л. И. Горошкина; «Росла Берёзка у дороги…» В. А. Злоказова; «Секреты горы Трех Братьев» В. А. Трусов; «Ода берёзе» Н. И. Птухина; «Берёзка голову склоня…» Л. М. Смирнова; «Песнь берёзе» Л. Н. Сурнина; «Три Берёзки под окном» Г. Н. Рахимов, рассказ Соколова-Микитова «Береза», стихотворение Прокофьева «Березка»
2. Разучивание пословиц, поговорок.
3. Заучивание стихов о березе: П. Воронько «Береза», С. Есенин «Белая береза».
4. Составление рассказов, творческие сочинения о берёзе.
Физическое развитие
1. Утренняя гимнастика «Поход в березовую рощу».
2. Подвижные игры: «Беги к березе», «Кто больше соберет грибов подберезовиков».
3. физминутки, психогимнастика «Свет родных берез»
(упражнениями на произвольное напряжение и расслабление мышц)
Художественно-эстетическое развитие
-Беседы «Воспетое дерево», «Красота природы бесценна», «Люблю берёзку русскую…» - берёза как источник вдохновения для поэтов, писателей, художников, музыкантов.
-Конструирование «Берёзонька белая» (ваза для веток в воде) .
-Рисование: «Белая берёза» (использование различных техник).
-Аппликация «Красавица березка» (рваная аппликация)
-Рассматривание репродукций картин В. Н. Бакшеева «Голубая весна», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»; ШишкинаИ., И. Левитана.
-Слушание “Ах ты, берёза” Раухвергера.
-Хороводы “В золоте берёзонька” слова и музыка Г. Вихаревой, “Аи, да берёзка” музыка Т. Попатенко
-Пение без сопровождения р. н. п. “Во поле берёзонька стояла”
Социально-коммуникативное развитие
Проведение совместного мероприятия воспитанников средней и старшей группы «Люблю берёзку русскую»
Совместная деятельность воспитанников с родителями.
Поисковая деятельность – оформление докладов «Откуда пришло слово «берёза»?
Составление сборника литературных произведений «Поэты и писатели о березке».
Итог:
• Оформление альбома «Белоствольная красавица» с детскими рисунками
• Развлечение для воспитанников старшей и средней группы «Люблю берёзку русскую»»;
- Изготовление макета берёзы и наблюдение за появлением листвы
• Оформление книжки-малышки «Истории, придуманные нами…» с рассказами о берёзе.
Андрей Гулич
Под моим окном растёт берёза. Каждое утро я просыпаюсь и здороваюсь с ней. Мне она очень нравится. Берёзка каждый день разная, но всегда красивее всех остальных деревьев.
Ришат Султанов
По берёзке полз жучок. Забрался он на самую толстую веточку, посмотрел вниз. А там… Остальные веточки берёзы тоненькие, ветерок их раскачивает. И решил жучок на них покачаться. Сначала качался один, а потом позвал своих друзей. Весёлый получился аттракцион!
Ксюша Багаева
Берёзка белая стоит.
В окошко к нам, кудрявая, глядит.
Зимой всех птичек приютит,
А летом ветерком нас освежит.
Максим Зонов
Росла берёзка в берёзовой роще. Дед Иван приглядывал за ней. Однажды он увидел, как берёзка плачет. Кто-то хотел её срубить, по её белому стволу стекал сок. Дед Иван перевязал дерево. Берёзка ожила и стала ещё красивее.
Ваня Ситников
В одном лесу жила-была берёзка. Однажды прилетела к ней божья коровка. Стали они дружить. Божья коровка помогала берёзке расти: она очищала чечевички, чтобы берёзке легче дышалось. А берёзка в благодарность прятала своими листочками божью коровку от ветра и дождя.
Алиса Сафонова
Жила-была берёза и была она непростая, а волшебная. Когда дети привязывали к ней цветные ленточки и загадывали желания, она исполняла их.
Однажды к берёзке пришла девочка Алиса, она с самого детства мечтала о собачке. Это желание она и загадала. Утром следующего дня Алиса обыскала весь дом, но собачку так и не нашла. Тогда девочка снова пошла к берёзке и расплакалась, сидя около неё. Берёзка опустила свои ветви и сказала Алисе: «Не плачь, всему своё время!» Алиса ушла домой.
В день рождения Алисы тищину дома нарушил звонкий лай! Алиса вскочила с кровати и увидела маленького щенка. Вместе с ним, счастливая, она побежала к берёзке и обняла её.
Заключение
По итогам работы было отмечено:
1. Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей:
-формируется осознанно - правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
-приходит понимание необходимости бережного и заботливого отношения к природе, основанное на ее нравственно - эстетическом и практическом значении для человека
2. Развитие личности неравнодушной, с эмоционально-ценностным эстетическим отношением к объектам природы ближайшего окружения, в частности, к дереву березе.
3. Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта «Люблю березку русскую»
4. Укрепление детско-родительских отношений, повышение уровня конструктивного взаимодействия в системе ребёнок – педагог – родитель.