Гюльханум Ибрагимова
Экологические игры. Ребенок и мир минералов
▼ Скачать + Заказать документы
Из опыта работы воспитателя вспомогательной группы ГДОУ № 54 Ибрагимовой Г. Т.
Психическое развитие ребенка со сниженным интеллектом в гораздо большей степени зависит от педагогических условий, нежели развитие из нормально развивающихся сверстников. Согласно положению сформулированному Л. С. Выготским, ребенок с интеллектуальной недостаточностью может воспринимать и понимать окружающий мир, однако не в состоянии это сделать теми способами, которыми пользуется его сверстник с нормальным развитием. Только при наличии адекватной коррекционно-развивающей помощи он может овладеть необходимыми знаниями и умениями. Одним из важнейших приоритетов в обучении проблемных детей является игровая деятельность. Это обусловлено важнейшим значением игровой деятельности в социально-личностном, эмоциональном, умственном развитии ребенка дошкольного возраста, а также ее большими коррекционными возможностями. Однако для проблемных детей игры становятся источником познаний лишь в том случае, если созданы особые условия для игровой деятельности. Эти условия позволяют включить ребенка в процесс коррекционно-воспитательной работы, одним из элементов которой является формирование первоначальных представлений об окружающем мире.
Публикация «Экологические игры, Ребенок и мир минералов» размещена в разделах
Дошкольный возраст – период формирования у ребенка действий, которые проявляются уже не только во внешнем, наглядно-практическом, но и во внутреннем умственном плане. Это связано с существенными изменениями, происходящими в структуре восприятия на рубеже раннего и дошкольного возраста. Поэтому прослеживается явная зависимость сенсорной недостаточности, свойственной детям с проблемами в интеллектуальном развитии, и уровня овладения ими предметной деятельностью. Особенно сложно для детей выполнения задания с участием речи, что проявляется в недостаточном понимании. У них отмечается значительный разрыв между наглядным и словесными компонентами пространственного анализа, что является следствием недоразвития речевых и мыслительных процессов. Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно отсутствие интереса при выполнении игровых заданий, поверхностное соотнесение предметного и словесного содержания, они не могут правильно оформить ответ, они с трудом выполняют игровые задания, требующие сочетание внешнего и умственного действий, особенно системы умственных действий.
Игры с природным материалом (песок, глина, камни) имеют глубокие исторические корни. Они как бы «оживляют» генетическую память ребенка, дают ему возможность сделать первые шаги в изучении окружающего его мира. В практической работе с детьми, имеющими проблемы в развитии, мало внимания уделялось играм с песком, глиной и другими природными материалами, хотя они являются базовой основой формирования у детей физической «картины мира», не следует забывать, что в процессе взаимодействия человека с природными материалами зародились первые игры. Правда, в книге Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой и Т. М. Грабатенко «Практикум по песочной терапии» обращается внимание на то вечное, что нас окружает с детства – песок и воду, на из значение в психотерапевтической деятельности. В коррекционно-образовательной педагогике роль природных материалов не менее важна. Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина в своем практическом пособии «Игры-занятия с природным и рукотворным материалом» сосредоточили внимание педагогов на практической работе в данном направлении. На своем опыте я убедилась, что игры с песком, глиной, камнями относятся к любимым играм детей. Только на прогулке в теплое время года дети имеют возможность полностью удовлетворить свои желания действовать с песком, глиной и камнями. Дети подолгу и увлеченно играют с ними, исследуют их качества. Конечно, и без руководства взрослого дети приобретают некоторый опыт, но без направленного руководства взрослого дети так и не смогут выполнить задуманные действия. Чтобы игры с песком и камнями не приобрели стойкий навык однообразной и разрушительной деятельности я решила организовать в группе уголок экспериментирования, чтобы учить детей правильному использованию естественных минералов в играх (не кидаться камнями, песком, обогащать представления детей о свойствах и качествах песка, глины, камней и поваренной соли, предлагать дополнительный материал для опытов и игр.
Обучение игровым действиям с естественными минералами (песок, глина, камни, соль) не является изолированной задачей, а входит неотъемлемой частью в общий комплекс коррекционного обучения. Игры с песком и глиной следует включать в общий комплекс коррекционно-развивающей работы с детьми. Процесс формирования навыков игровых действий у дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии организуется на основе закономерностей развития игровой деятельности у нормально развивающихся детей. Это требование вытекает из признания общности законов психического развития нормального ребенка и ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Игры проводятся на основе системных знаний, которые ребенок получает в процессе взаимодействия с окружающим миром, взрослыми и сверстниками. Системность знаний ребенка предполагает такую совокупность знаний структура которой подобна структуре научной теории, то есть если некоторая совокупность знаний в сознании обучаемого образует систему, то говорят о системном характере усвоения знаний. Эти знания могут выполнять разные функции в игровом опыте детей с интеллектуальной недостаточностью, но все они значимы для процесса социализации проблемного ребенка. Среди них выделяются информационная, эмоциогенная и регуляторная функции.
В качестве основной выступает информационная функция, то есть взаимодействие с естественными минералами позволяет ребенку получить информацию об его качествах и свойствах. Значение данной функции состоит в том, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью начинает ориентироваться в окружающем мире. Эмоциогенная функция проявляется в интересе к изучаемому объекту, эмоциональной реакции на него.
Регуляторная функция знаний тесно связана с информативной и эмоциогенной. Слова как бы проецируют знания на конкретную деятельность. Коррекционно-развивающую работу по развитию игровой деятельности с использованием естественных минералов (песок, глина, камни) необходимо строить на основе различных дидактических принципов:
- принцип связи знаний и умений с жизнью;
- принцип научности и доступности.
Таким образом, содержание игр с минералами создает условия для усвоения детьми с интеллектуальной недостаточностью элементарных, научных достоверных знаний. Представления о цвете, свойствах, возможностях взаимодействия с теми или иными минералами формируются в таком объеме и на таком уровне конкретности и обобщенности, который соответствует возможностям детей.
Развитие игровой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью осуществляется с помощью различных методов: практических, наглядных, словесных. Ведущими признаются практические методы, направленные на организацию практической деятельности детей, ее активизацию и самостоятельность. Не менее важное значение в коррекционной педагогике придается наглядным методам, они используются при построении предметно-развивающей среды. В процессе игр также используются словесные методы обучения: рассказывание детей, рассказывание воспитателя, предварительная беседа, обобщающая беседа, вопросы (прямые и подсказывающие). В обучении детей с интеллектуальной недостаточностью игровой деятельности с минералами одним из необходимых условий – индивидуальный и дифференцированный подход который проявляется в преобладании индивидуальных и групповых формах ее организации.
Необходимым условием успешности работы по обогащению игрового опыта детей является соблюдение в игре определенной последовательности:
- проигрывание действий педагогом на глазах у детей;
- совместное выполнение игровых действий педагогом и ребенком;
- выполнение игровых действий детьми по подражанию действиям педагога;
- выполнение игровых действий ребенком по образцу, предлагаемому взрослым;
- выполнение действий ребенком по словесной инструкции;
- сопровождение ребенком выполняемых действий речью.
Учитывая все вышеизложенное, я поставила перед собой следующие задачи:
1. Формировать первоначальные представления о наиболее известных видах минералов (песок, глина, камни, соль).
2. Развивать у детей познавательные способности средствами игр - экспериментирования со знакомыми минералами. Учить обследовать различные предметы из окружающего мира и выяснять их особенности и наиболее характерные признаки.
3. Дать представление о значении известных видов минералов в жизни человека (строительный материал, материал для изготовления посуды, соль в питании людей, и т. д.) предметы повседневного обихода из глины и камня.
4. Знакомить детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, глиной, камнями (ОБЖ).
5. Развивать у детей интерес к окружающему миру.
Для реализации этих задач, я собрала картотеку игр и опытов, создала развивающую среду, в которую вошли: стол для песка, естественные минералы – песок, глина, камни, соль, емкости пластиковые (большие – 3 шт., средние – 5 шт.) баночки с крышками и ложечками – 5 шт., ведерко, лейка, совочки, формочки, воронки пластмассовые (2 шт., воронка металлическая, поднос, лупа, песочные часы, глина для лепки, керамзит, посуда из глины (ваза большая и маленькая, блюдечко, горшочек, чашка, игрушки из глины, изделия из камня (бусы, брошь, сувениры, ширма, металлофон, мелкие пластмассовые резиновые игрушки, тарелки пластиковые - 5 шт., бумажный кораблик, скорлупки грецких орехов, трубочка склеенная из бумаги, клеенки для лепки.
Художественная литература: Л. Толстой «Умная галка», Русская народная сказка «Колобок», потешки и песни для детей, пейзажные картинки (горы, пустыни, иллюстрации, фотографии.
Для того чтобы заинтересовать детей играми и опытами с естественными минералами я привлекла к участию в этих играх любимый сказочный персонаж «колобок». И уже не воспитатель, а колобок знакомил детей с различными свойствами минералов, что очень нравилось детям.
Все опыты и игры с природным материалом проводились в блоке совместной деятельности воспитателя с детьми индивидуально и по подгруппам.
Нашу группу посещают десять детей. Дети очень разные по уровню развития, возраст от 4 до 6 лет. Дети различаются своими физическими и умственными способностями, пять из них - не говорят. Итак, для лучшего усвоения материала дети были условно поделены на три подгруппы.
С Катей и Родионом я занималась индивидуально.
На первом этапе обучения игровой деятельности с природными минералами самым важным является знакомство детей с элементарными правилами осторожного поведения в играх с песком, глиной, камнями. В основном все дети уже знают, что после игр с песком надо вымыть руки, нельзя тереть глаза грязными руками, кидаться камнями, песком.
Всех детей без исключения очень заинтересовала опытническая и игровая деятельность с минералами, особенно Сеню, Женю и Алешу. Они с удовольствием играли, однако их интерес мог очень быстро угаснуть, поэтому я старалась разнообразить их, проводить в течение 5-7 минут. Трудности возникли также при занятиях с Катей, она в силу своих возможностей пока может усвоить очень мало, игровые действия может выполнять только совмещенно с воспитателем.
С Родионом приходилось заниматься индивидуально по тем причинам, что он очень плохо видит, при игре с другими детьми мешает им, так как чтобы что-то увидеть ему приходиться близко приближаться и наклоняться. Все игры с ним я старалась проводить в более светлое время дня индивидуально.
К сожалению, Настя и Родион по болезни очень долго отсутствовали. При проведении игр с песком я заметила, что у Никиты проходит напряженность, наступает некоторая расслабленность, он с удовольствием откликается на предложение поэкспериментировать, поиграть.
Мы с детьми делаем первые шаги в изучении минералов, шаг за шагом мы будем продвигаться, познавать и изучать окружающий мир.
Игры с минералами благоприятно влияют на развитие познавательных способностей ребенка, плодотворно действуют на развитие мелкой моторики рук: трогают песок, перебирают камешки, лепят из глины и влажного песка, что способствует развитию речи. Развитие речи происходит также за счет увеличения словарного запаса (существительные, прилагательные, глаголы). Говорящие дети при игре проговаривают новые слова, а у неговорящих увеличивается пассивный словарь.
Вывод: знакомство детей с минералами имеет большое развивающее значение в жизни детей с интеллектуальной недостаточностью. Опыт приобретенный в игровой деятельности они переносят в жизнь.
К сожалению, разработано недостаточное количество методических пособий и рекомендаций по данной теме, хотелось бы продолжать данное направление.
ОПЫТЫ
ОПЫТЫ С ПЕСКОМ
Опыт № 1
«Сыпучий песок»
Цель: познакомить со свойством «сыпучий» сухого песка.
Оборудование: лоток с песком, лупа.
Возьмите чистый песок и насыпьте его в большой лоток.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его – песок сыпится.
Предложите детям сделать тоже самое (повторите несколько раз).
Рассмотрите отдельные песчинки под лупой, они имеют разную форму.
Вместе с детьми сделайте вывод, что сухой песок и сыпучий.
Опыт № 2
«Песок может двигаться»
Цель: показать детям способность песка двигаться.
Оборудование: лоток с песком.
Возьмите горсть сухого песка и выпустите его струйкой так, чтобы он падал в одно и тоже место. Постепенно в месте падения образуется горка, растущая в высоту и занимающая все большую площадь. Если долго сыпать песок, то в одном месте, или в другом возникают сливы. Движение песка похоже на течение. Песок «движется» и «течет». Дети тоже выполняют этот опыт.
Опыт № 3
«Своды и тоннели»
Цель: дать представление о свойствах песка образовывать «своды и тоннели»
Оборудование: лоток с песком, карандаш, трубочка, склеенная из бумаги.
Для проведения опыта понадобиться трубочка диаметром чуть больше карандаша, склеенная из бумаги.
Вставляем в нее карандаш. Затем трубочку с карандашом засыпаем песком так, чтобы концы трубочки выступали наружу.
Вынимаем карандаш, а трубочку на некоторое время оставляем в песке. Затем вынимаем трубочку и видим, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды и тоннели. Насекомые, попавшие в песок, выбираются целыми и невредимыми. Вспомнить наблюдения проведенные летом и осенью.
Опыт № 4
«Песочные часы»
Цель: продолжить знакомство со свойствами сухого песка. Познакомить детей с песочными часами.
Оборудование: песочные часы.
Проследить, как просыпается песок, ощутить длительность минуты.
Опыт № 5
«Свойства мокрого песка»
Цель: показать, что из мокрого песка можно лепить.
Оборудование: лоток с сухим песком, лейка с водой, формочки, совок.
Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом.
Опыт № 6
«Песок в воде не растворяется»
Цель: показать, что в воде одни вещества растворяются, другие не растворяются.
Оборудование: 2 стакана, песок, сахарный песок.
Возьмите 2 стаканчика с водой. В один дети положат обычный песок и попробуют размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка и размешаем.
Что теперь произошло? В каком стакане вещество растворилось?
Вместе с детьми сделать вывод, что сахарный песок растворяется в воде, а обычный песок нет.
Каждый день мы проводим этот опыт, когда сластим чай.
Опыт № 7
«Песок хорошо пропускает воду,
глина плохо пропускает воду»
Цель: показать свойства песка хорошо пропускать воду.
Оборудование: 2 одинаковые воронки, 2 стакана, емкости с песком и глиной.
Укрепить две одинаковые воронки и поставить под них стаканы. В каждую воронку положить немного ваты. В одну воронку до половины насыпать песок, в другую положить истолченную глину. Налить в обе воронки доверху воды. Понаблюдать. Песок хорошо пропускает воду, глина плохо пропускает воду. Песок сыпучее вещество. Глина состоит из мелких частичек, сильно скрепленных между собой, она обладает связывающим свойством. Сырая глина почти не пропускает воду.
ОПЫТЫ С ГЛИНОЙ
Опыт № 1
«Сухая глина, твердая как камень»
Цель: познакомить детей с особенностями сухой глины.
Оборудование: емкость с сухой глиной, палочка.
Возьмем палочку и попробуем «посадить» ее в глину, представим, что мы сажаем маленькое деревце. Сухая глина очень твердая, палочку в нее поместить очень трудно. Частички глины очень мелкие, они плотно слипаются, образуют комочки.
Опыт № 2
«Глина растворяется в воде»
Цель: показать детям как глина растворяется в воде.
Оборудование: стакан с водой, кусочек глины.
Возьмем кусочек глины и поместим его в стакан с водой, затем тщательно размешаем. Вода в стакане стала мутной. Частички глины растворились в воде.
Опыт № 3
«Влажная глина хорошо лепится»
Цель: познакомить со свойствами влажной глины.
Оборудование: кусок влажной глины, дощечки или клеенки для лепки.
Предложить детям слепить колобок. Обратить внимание, что влажная глина лепится, как пластилин.
ОПЫТЫ С КАМНЯМИ
Опыт № 1
«Камни разной формы и цвета»
Цель: познакомить с различными видами камней по форме и цвету.
Оборудование: камни разные, лупа, поднос.
Педагог выкладывает на поднос камни разной формы и цвета. Дети рассматривают камни, трогают. Затем осматривают камни через лупу, отмечают особенности каждого камня. Педагог спрашивает, где используются камни? При затруднении помогает детям дать правильный ответ.
Опыт № 2
«Камни тонут в воде»
Цель: показать на опыте, как камни тонут, выталкивая воду.
Оборудование: кувшинчик с водой, камешки, сказка Л. Толстого «Умная галка».
Педагог читает сказку Л. Толстого «Умная галка» и предлагает провести такой же опыт. Дети кидают камешки в кувшинчик и видят, что вода поднимается. Камни, падая, поднимают воду. Камни тяжелые, они тонут. ОБЖ – камнями нельзя кидаться, их можно использовать при игре летом в песочнице.
ОПЫТЫ С СОЛЬЮ
Опыт № 1
«Соль растворяется в воде»
Цель: показать растворимость соли в воде.
Оборудование: стакан, ложка, соль, вода.
В стакан с водой насыпать одну ложку соли и перемешать. Что произошло? Соль «исчезла»? Нет, она растворилась. Дать попробовать немного воды детям. Какой стала вода?
Соль используется при приготовлении пищи.
Опыт № 2
«Соль выпаривается и кристаллизуется»
Цель: показать кристаллизацию соли в солевом растворе.
Оборудование: стаканчик с водой, соль.
В стакан с водой насыпать две-три ложки соли. Перемешать до полного растворения. Затем поставить на солнечное место и наблюдать. Через несколько дней, на стенках стакана по мере испарения воды будут появляться кристаллики соли.
Опыт показывает, что соль находится в растворе. Вода испаряется, а кристаллики соли оседают на стенках.
Дидактические игры
Игра-занятие
«Мы лепим посуду»
Цель: продолжить знакомство со свойствами глины, познакомить детей с различной посудой, изготовленной из глины, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: поднос с различной глиняной посудой (ваза, блюдце, чашка, куски глины, клеенка.
Педагог демонстрирует различную посуду, рассказывает что из глины можно сделать очень много разной посуды. Предлагает детям слепить по образцу блюдце или чашку. При затруднении педагог помогает детям.
Все изделия выкладываются на поднос, после сушки можно на дальнейших занятиях раскрасить их.
Игра
«Тонут-плавают»
Цель: уточнить представление детей о свойствах песка, глины, камней. В воде одни предметы тонут, другие плавают.
Оборудование: емкость с водой, камешек, кусочек глины, бумажный кораблик, песок, скорлупки грецких орехов, мелкие пластмассовые и резиновые игрушки.
Педагог пускает в воду различные предметы (игрушки, бумажный кораблик, камешки, скорлупки) и предлагает понаблюдать, тонут они или плавают. Дети вместе с воспитателем отмечают, что тонет, а что плавает. Воспитатель поясняет, что легкие предметы плавают (дает подержать их, тяжелые - тонут (предлагает подержать их в руке). Детям предлагается самим убедиться, какие из предметов тонут, какие плавают. В конце игры дети моют и убирают игрушки, наводят порядок.
Игра
«Сделай целое»
Цель: учить подражать действиям педагога, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: комки глины, клеенка, тарелки (по числу детей).
Педагог берет кусок глины и раздает такие же детям. Щепотью отрывает маленькие кусочки глины и кладет их на тарелку. Предлагает детям повторить действие. А теперь давайте сделаем один большой колобок (сминает все кусочки). Дети подражают действиям педагога. Педагог обобщает действия детей – глина хорошо лепится.
Игра
«Сделай целое 2»
Цель: учить выполнять действия по образцу, знакомить со свойствами глины, развивать мелкую моторику рук.
Оборудование: комки глины, экран (ширма, клеенка, тарелки (по числу детей).
Педагог раздает детям комки глины. Показывает свой комок и говорит: «У меня большой целый кусок глины, и у Вас такие же.» Закрывается экраном, отщипывает мелкие кусочки, показывает детям и предлагает сделать такие же. Дети выполняют задание. Тем, кто затрудняется педагог показывает, побуждая подражать. Затем за экраном он соединяет кусочки глины и показывает большой комок. «У меня целый кусок глины, сделайте такой же.» Дети выполняют действия по образцу. При необходимости применяется показ.
Игра
«Следы»
Цель: сформировать умение считать движение, звуки, предметы и обозначать количество сосчитанных объектов последним произнесенным числом, и показом сосчитанного количества на пальцах.
Оборудование: музыкальный инструмент – металлофон, поднос с песком.
Педагог просит послушать и сказать сколько раз он ударит по металлофону, а затем, показать это количество на пальцах. Потом он просит оставить на песке следы кончиков тех пальцев, с помощью которых ребенок показывал количество услышанных ударов. После этого, взрослый снова ударяет по металлофону (столько же раз, а ребенок одновременно с ударами считает количество следов от пальчиков. Задание дается полностью, но при необходимости оно может предлагаться поэтапно. Отдельные части игрового задания повторяются два-три раза.
Игра-занятие
«Печем куличики»
Цель: познакомить детей с особенностями сухого и мокрого песка, развивать мелкую моторику рук, учить понимать слова-антонимы – «сухой – мокрый».
Оборудование: стол для песка, совочки, формочки, лейка с водой.
Ход занятия: педагог предлагает детям поиграть в песок, испечь куличики для кукол. В песке находятся разные формочки. Педагог просит закрыть глаза, в это время он прячет формочки в песок и сообщает об этом детям. Дети должны найти и откопать спрятанные формочки. Дети ищут формочки в сухом песке, а взрослый обращает их внимание на то, что песок просыпается между пальцами, он сухой. Когда дети найдут все формочки, педагог еще раз спрашивает какой песок, сухой или мокрый? Затем предлагает испечь куличики из сухого песка. Дети насыпают сухой песок и выкладывают его из формочек на поднос, песок рассыпается. Педагог обобщает действия детей: «Можно ли из сухого песка испечь куличики? Что надо сделать с песком?». Если дети затрудняются, педагог просит вспомнить каким становится песок после дождя. Вместе с детьми педагог смачивает песок, и дети пекут куличики. Игра заканчивается. Педагог обобщает действия детей: сухой песок рассыпается, мокрый «лепится». Педагог просит убрать уголок, помыть руки.
Игра-занятие
«Спрячь, и найди игрушки»
Цель: пополнить знания детей о свойствах сухого песка, сформировать умение определять количество предметов на основе слухового восприятия, прятать это количество предметов в песок, а затем доставать заданное количество из песка.
Оборудование: песочный ящик, мелкие игрушки.
Ход занятия: педагог говорит детям: «Посмотрите, какие игрушки лежат на подносе, попробуйте спрятать, закопать их в песок. Потом мы будем их искать». Дети закапывают игрушки, затем вместе с педагогом отыскивают их и называют. Мы с вами прятали и находили игрушки, а теперь послушайте, сколько игрушек я попрошу спрятать каждого из вас. Я буду хлопать в ладоши, и каждый из вас возьмет столько игрушек, сколько хлопков он услышит. Потом вы спрячете их в песке. После того, как дети отберут нужное количество игрушек, спрячут их в песке, педагог предлагает достать из песка столько игрушек, сколько он попросит. Игра повторяется несколько раз, со сменой количества игрушек.