Марина Крутых
Сценарий экологической викторины «Эколята — друзья и защитники природы!»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: воспитание экологической культуры, бережного, нравственно-эмоционального отношения к природе, обобщить знания детей об окружающем мире.
Задачи:
1) Развивать познавательный интерес к миру природы.
2) Закрепить знания об окружающем мире.
3) Учить правилам поведения на природе.
4) Развивать логическое мышление, память, воображение, сообразительность, быстроту реакции, умение действовать по команде.
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- День защитника. Викторины на 23 февраля
- Природа, знатоки природы, экология. Викторины
- Природа, планета Земля, экология
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Сценарии
- Экология, природа. Сценарии
- Эколята - защитники природы. Сценарии
- Эколята - молодые защитники природы
- Темочки
Материалы: плакаты «Правила поведения в лесу», «Бережное отношение к природе», эмблемы для каждого члена команды «Эколята», корзинки для бытовых отходов (для бумаги, пластика, резины, бытовые отходы (бумага, картон, упаковка от конфет, пластиковые бутылки, сломанные игрушки и куклы, и т. д., карточки с загадками, картинки с изображениями растений и животных, картинки-иллюстрации к игре «Верно-неверно», изображения Эколят-защитников природы, иллюстрации деревьев и листьев к игре «С какого дерева листок?»
Актуальность: сегодня как никогда актуальна тема экологического воспитания дошкольников, так как в современном мире мы находимся на пороге экологической катастрофы, и даже привычный уклад жизни, наше будущее находится под угрозой. Поэтому, несомненно, экологическое воспитание и образование являются актуальными проблемами человечества. Развивать экологическую культуру, разумное отношение к природе нужно с самого раннего возраста. В процессе соревновательно- игровой деятельности совершенствуются основы экологического воспитания.
Предварительная работа: беседы «Лес и его обитатели», «Растения леса», «Лиственные и хвойные деревья», «Что такое экология», просмотр презентации «Эколята-защитники природы», заучивание пословиц, закличек и загадок о природе, разыгрывание ситуации «Мы по лесу гуляли…», составление правил поведения в лесу, чтение рассказов и стихотворений о природе.
Ход мероприятия:
Дошкольники делятся на две команды, путем голосования выбираются капитаны команд.
Ведущий:
Нас в любое время года
Учит мудрая природа :
Птицы учат пению,
Паучок – терпению.
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.
Учит солнце – доброте.
Учит снег нас чистоте.
У природы круглый год
Обучаться нужно
Весь лесной народ
Учит крепкой дружбе.
Ребята, сегодня, как никогда природа нуждается в нашей защите, в бережном отношении. А помочь нам узнать о природе больше, подружиться с ней смогут дружные Эколята – защитники природы (демонстрация изображений Эколят). Эколята – это сказочные герои, придуманные детским писателем Владимиром Валентиновичем Зотовым. Эколята- это маленькие желуди, родившиеся в лесу. Они знают о нем почти все, заботятся о природе и лесных обитателях. У них много друзей. И конечно, как и все дети, они любят пошалить. И сегодня с вами тоже отправимся в лес, а наши друзья Эколята помогут нам вспомнить правила поведения в лесу. А закрепить эти правила нам поможет наша экологическая викторина, в которой ваши команды будут участвовать. Но прежде нужно вспомнить правила участников викторины :
Во-первых, вопрос или задание викторины нужно дослушать до конца и только потом отвечать.
Во-вторых, тот, кто первым угадает ответ, должен не выкрикивать, а поднять рук и только потом отвечать.
В-третьих, если никто из участников команды не знает ответа, отвечает вторая команда.
За каждый ответ в конкурсе засчитывается по одному очку, а в конкурсе капитанов за каждый ответ засчитывается по два очка.
Итак, начнем наше состязание.
1-й конкурс «Загадки о природе».
Ведущий: Ребята, сейчас я буду зачитывать загадки для каждой из команд по очереди, вам нужно будет их отгадать, если команда не может ответить на вопрос, прав ответа переходит к команде соперников.
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)
Долгоножка хвалится:
Я ли не красавица?
А всего- то косточка.
Да красненькая кофточка! (Вишня)
Я из крошки — бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
Круглый, зрелый, загорелый,
Попадался на зубок,
Расколоться всё не мог.
А попал под молоток,
Хрустнул раз – и треснул бок. (Орех)
Проворная зверюшка
Живёт в дупле-избушке
Целый день скок-поскок,
Отыскала грибок,
Нанизала на сучок,
Заготовила впрок. (Белка)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой.
Круглый гладкий и красивый
С ножкой тонкой и прямой. (Подосиновик)
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком
– Он поделится медком. (Пчела)
Он всю зиму спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись стал реветь.
Это зверь лесной… (Медведь)
По полю скачет – ушки прячет,
Встанет столбом – ушки торчком. (Заяц)
Недотрога, весь в иголках,
Я живу в норе, под ёлкой.
Хоть открыты настежь двери,
Но ко мне не ходят звери. (Ёж)
2-й конкурс «Угадай, с какого дерева листок».
Команды по очереди подходят к столу, на котором лежат иллюстрации деревьев и листьев с этих деревьев, дошкольникам надо угадать, с какого дерева каждый листок. За каждый правильный ответ присуждается одно очко.
3-й конкурс «Правила поведения в лесу».
Ведущий: А сейчас, ребята мы с вами вспомним правила поведения в лесу. Внимательно посмотрите на наш плакат «Правила поведения в лесу» и вспомните, что в лесу можно делать, а чего нельзя. (Ведущий демонстрирует плакат командам). Каждая команда по очереди называет правила поведения в лесу, та, команда, которая наберет больше очков, побеждает, за каждый ответ присуждается одно очко.
4-й конкурс «Верно-неверно».
Ведущий: Ребята, вы большие молодцы, вы все знаете, как себя нужно вести в лесу, как относится к природе, а теперь давайте проверим вашу наблюдательность и сообразительность. Я буду зачитывать утверждения, а вы угадайте, верно это или нет. За каждый ответ вы получите по одному очку.
Подснежники распускаются летом? (нет)
Когда порезал палец – пригодится подорожник (да)
Голуби осенью улетают на юг (нет)
Место, где пересекаются дороги называется тротуар (нет)
Зимой в лесу можно найти грибы (да)
Крик лошади – это кваканье (нет)
Берёза, дуб и липа – это лиственные деревья? (да)
В неделе семь дней? (да)
Осенью люди собирают урожай? (да)
Летом можно загорать? (да)
Пыльцу с цветов собирают стрекозы? (нет)
Зимой всегда цветут ромашки? (нет)
Лед - это замерзшая вода? (да)
Зайцы линяют зимой и летом? (да)
Зимой всегда идет снег? (да)
Медведь на зиму впадает в спячку? (да)
Физкультминутка «Мы по лугу прогулялись»
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем, (дети шагают на месте)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (разводят руки в стороны, вперед)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (дети приседают)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали, (встают)
Дружно хлопаем, (дети хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (топают ногами)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (дети шагают на месте)
5-й конкурс «Четвертый лишний».
Ведущий: А теперь, ребята, я буду показывать каждой команде по очереди картинки с изображением животных и растений, а вам нужно будет угадать, какая из них лишняя.
Ведущий показывает картинки с изображениями животных и растений сначала одной команде, которая должна их отгадать, затем другой. За каждый ответ присуждается одно очко.
6-й конкурс «Конкурс капитанов. Угадай по описанию».
Капитаны по очереди загадывают друг другу животное, описывая его. За каждый правильный ответ присуждается два очка.
7-й конкурс «Земля-воздух-вода».
Ведущий по очереди просит команды назвать животных, птиц или обитателей морей. За каждый правильный ответ присуждается одно очко. Если команда не может ответить на вопрос, право ответить на вопрос переходит к команде соперников.
Ведущий: Ребята, вы молодцы, все вы бережно и аккуратно относитесь к природе, любите ее и знаете правила поведения на природе. Поэтому все вы достойны звания юных защитников природы. Наша викторина подошла к концу, и вы как юные настоящие защитники природы получаете эмблемы с изображением Эколят.
В конце викторины подсчитываются очки. Члены каждой команды получают эмблемы с изображением Эколят, а команда победитель награждается грамотой за победу в викторине. Дошкольники читают стихотворения о природе :
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли.
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет.
Все весны дыханием согрето,
Все кругом и любит и поет.
А. Толстой
***
Чтоб радость завтрашнего дня
Сумел ты ощутить.
Должна быть чистою Земля
И небо чистым быть.
А Землю эту, не щадя.
Терзал за веком век,
И брал все только для себя
«Разумный» человек.
***
Федя бабочку поймал
И божию коровку,
Отпускать он их не стал
И посадил в коробку.
Пришёл домой, про них забыл.
У Феди игр тысячи.
Попробовал бы сам — пожил
Год без воды и пищи.
Откуда взрослые на свете?
Они растут из малышей.
Скорее исправляйтесь, дети —
Остаться злым всего страшней.
***
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала
А. Плещеев