Лилия Лавренина
Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста «Знатоки природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности.
Задачи:
-закреплять знания детей о диких животных, домашних животных и птицах;
- расширять знания о природе;
- воспитывать чувство любви к природе;
-развивать творческие способности детей, активность, сообразительность и речь;
- вызывать положительные эмоции;
Публикация «Экологическая викторина для детей старшего дошкольного возраста „Знатоки природы“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» март 2015
-закрепить знания детей о поведении в лесу;
-способствовать развитию внимания и памяти; созданию эмоционального настроения.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Оборудование: музыкальная фонограмма «В мире животных», эмблемы капитанов, конверт для разрезанных картинок, разрезанные картинки (птиц, кормушек и корма для птиц, юла со стрелкой, шишки, корзинки для шишек, медали для всех участников.
Ход викторины
Под музыку «В мире животных» дети входят в зал и становятся полукругом.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о природе. Ведь природа – это богатство человечества! Ее необходимо беречь, как жизнь человека. Каждое животное или насекомое на земле нужное и полезное. Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду нас окружают загадки и таинства.
Воспитатель: Ребята, вы должны на слух, по описанию узнать и назвать деревья, которые растут в лесу, они растут и на участке нашего детского сада. Слушайте внимательно.
- Это дерево весёлое, нарядное в любое время года. Весной оно зацветает белыми душистыми цветами, летом шелестит резными листьями, а осенью обсыпают его ветки яркие гроздья ягод. Любят его в зимнее время посещать разные птицы: снегири, свиристели. (Рябина) .
- Это дерево называют красавицей русского леса. Сколько песен о ней сложено, сколько стихов написано. Стройная, с белой корой, с тонкими поникшими ветвями и говорливой листвой, ещё у неё имеются серёжки с семенами. (Берёза) .
- Каждый, кто проходит весной, мимо этого дерева, восклицает: «Как хорошо пахнет!» Оно усыпано пушистыми кистями белых, душистых цветов. Сильный его аромат не только приятен, но и полезен, воздух очищает от микробов. (Черёмуха) .
- Это дерево легко узнать по стволу почти чёрного цвета. В начале лета зацветает оно душистыми жёлтыми цветками. Из них заваривают лечебный чай. Охотно посещают богатые сладким нектаром цветки разные насекомые. А пчёлы делают из ароматного сока вкусный целебный мёд. (Липа) .
Мы сегодня с вами проведём викторину : «Знатоки природы!». Сейчас расщитаемся на первый – второй. Первые номера сделают шаг во внутрь круга и останутся со мной, а вторые номера – сядут на стульчики для зрителей. Мы разделились на две команды, команду «знатоков» и команду «зрителей». Считалочкой команда «знатоков «выбирает капитана и садится за стол для игры.
Правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков» ответила не правильно, отвечает тот, кто задал вопрос и балл присуждается команде «Зрителей». Каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.
Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка, тот «зритель» задаёт вопрос.
1 команда
Наука о правильном природопользовании и охране живых организмов. (Экология)
. Как называется растительный мир? (Флора)
Время года, когда начинает засыпать природа? (Осень).
Кто является санитаром леса из птиц? (Дятел).Домашний родственник зайца? (Кролик).
Готовят ли запасы еды зайцы? (Нет).
Где живет белка? (Дупло) .
Какие грибы растут под берёзой? (Подберёзовики).
Какой овощ содержит наибольшее количество каротина, так называемого «витамина роста»? (Морковь)
Назови три состояния воды (жидкое, твёрдое, парообразное)
После того, как все «зрители» задали свои вопросы, воспитатель задаёт вопросы команде «знатоков» и команде «зрителей».
«Правда или нет?»
(воспитатель называет фразу, а дети определяют правда это или нет)
1. Медведи любят есть тигров? (нет)
2. У березы весной бывают сережки? (да)
3. Солнце зеленого цвета? (нет)
4. Собака – это дикое животное? (нет)
5. Цветы никогда не поливают? (нет)
6. Акула, щука – это птицы? (нет)
7. Дерево всегда было большое? (нет)
8. Цветы все время черного цвета? (нет)
9. В теплой лужице своей громко квакал…. Воробей? (нет)
10. Слоны умеют махать хоботом? (да)
(вопросы задаются по очереди каждой команде)
Физкультминутка
Воспитатель:
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба) .
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках) .
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки) .
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания) .
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег) .
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба) .
Воспитатель: Вот мы и пришли опять в детский сад. Команда «игроков» садится на стульчики и становится «зрителями», а у нас появилась вторая команда «игроков» и она занимает место за столом. Повторяю правила поведения во время викторины : выслушать вопрос задания до конца, не подсказывать отвечающему во время его ответа. ; команда совещается и после моего сигнала (звон колокольчика, капитан назначает отвечающего. Если команда «знатоков» ответила не правильно, отвечает тот, кто задал вопрос и балл присуждается команде «Зрителей». Каждый правильный ответ оценивается шишкой. После проведения викторины мы подсчитаем количество шишек и определим победителя.
Воспитатель крутит юлу и на чьей карточке остановится стрелка на юле, тот «зритель» задаёт вопрос.
2 команда
1. Документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира. (Красная книга)
2. Как называется животный мир? (Фауна)
3. В какое время года бывает гололёд? (Зимой) .
4. Кто является санитаром леса из животных? (Волк) .
5. Дикий родственник свиньи. (Кабан) .
6. Готовят ли запасы еды белки? (Да).
7. Зимняя квартира медведя? (Берлога)
8. Какие грибы растут под осиной? (Подосиновики) .
9. Витаминное блюдо, приготовленное из измельченных овощей с добавлением соли и растительного масла. (Салат)
10. При каких погодных условиях снег скрипит под ногами (Когда на улице сильный мороз)
Задание для обеих команд
Задание «Отгадай мой домик»
1. Где живет медведь? (берлога)
2. А где домик зайца? (под кустом)
3. А как называется жилище мыши? (норка)
4. Где живет корова? (коровник)
5. Как называется жилище волка? (логово)
6. Как называется домик белки? (дупло)
7. А где живет кролик? (крольчатник)
8. А какой домик у собаки? (конура)
(вопросы задаются по очереди каждой команде)
Подведение итогов
Разрезные картинки
Воспитатель: Уважаемые знатоки и «зрители», Дед Мороз узнал о нашей викторине, и прислал тоже вам задание, собрать разрезные картинки птиц, кормушек и корма для этих птиц. Письмо несла сорока, а она очень любопытная, захотела осмотреть эти картинки и нечайно их все перепутала.
Команда «зрителей» и команда «знатоков» собирает разрезанные картинки птиц, кормушек и птичьего корма и наклеивает их на лист ватмана.
Каждая команда показывает свой ватман.
Подведение итога
Конкурс капитанов (загадывание загадок по очереди)
1) Под соснами, под елками
лежит мешок с иголками (Ёж)
2) Зимой спит – летом ульи ворошит (медведь)
3) Хитрая плутовка, рыжая головка,
хвост пушистый – краса! А зовут ее…. (лиса)
1) С веточки на веточку прыгает, резвится
ловкая, проворная, а не птица! (белка)
2) Комочек пуха, длинное ухо,
прыгает ловко, любит морковку (заяц)
3) Кто зимой холодный,
ходит злой, голодный? (волк)
(загадки читаются по очереди каждому капитану)
Воспитатель: ребята, ваши родители тоже знают правила поведения в природе и их они вам зачитают.
Правила поведения в природе зачитывают родители
1. Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать, бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай, что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь, испугаются зверюшки, убегут с лесной опушки.
2. Ветки дуба не ломай.
3. Никогда не забывай мусор с травки убирать.
4. Зря цветы не надо рвать.
5. Из рогатки не стрелять! Ты пришел не убивать.
6. Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
7. Здесь не нужно всех ловить. Топать, хлопать, палкой бить.
8. Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин – дуб и лось. Их покой побереги, ведь они нам не враги.
1 ребенок: Берегите землю! Берегите!
Любите родную природу :
Озера, леса и моря.
2 ребенок: Ведь это же наша с тобой
Навеки родная земля!
Воспитатель:
Давайте будем беречь нашу прекрасную Землю, наш общий дом. Беречь и любить все живое! Запомните, дети, вы – частица природы!
Давайте будем беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету,
Во все Вселенной только одна,
Для жизни и дружбы она нам дана!
В конце занятия всем участникам викторины раздаются медальки.