Валентина Федорова
Экологическая сказка для детей подготовительной группы «В году 12 месяцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель и дети заходят в музыкальный зал под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (пьеса «Январь»).
Воспитатель:
-На дворах, на домах снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
-Смотрите, к нашей кормушке подлетела птичка. Вы узнали её? Кто назовёт? (за «окном»- кормушка, игрушка-синичка).
Ребё нок:- Синичка. Зимой она прилетает к нам в город.
Воспитатель:- А вы не забыли сегодня положить для синички корм?
Дети:
- Я принесла пшена.
Публикация «Экологическая сказка для детей подготовительной группы „В году 12 месяцев“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Подготовительная группа
- Экологические сказки
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- А я для синички принесла кусочки сала. Ребенок:
- Мёрзнут лапки у синички
Плохо ей без рукавичек.
Да и голодно в мороз.
Я ей семечек принёс.
Посмотрите-ка туда-(показывает на кормушку)
Там ей вкусная еда.
Воспитатель:- Молодцы, дети. Самое доброе, самое нужное, что мы сейчас зимой можем сделать для птиц – это подкармливать их.
(Зовёт Синичку).
- Синичка, иди к нам! (Выбегает девочка в костюме птички-синички).
Синичка:- Целый год я летала по садам, по полям и лесам, летала да и присматривалась, что кругом делается. Поняла, что есть четыре времени года.
Первой к нам зима идёт,
Новый год она ведёт.
За зимой– второй – весна,
Говорят:- «Весна - красна».
Третьим – лето всё в цветах
И с малиной на кустах.
А четвёртой – осень –
Лес наряд свой сбросил.
Старый воробей рассказал мне, что есть какой-то календарь, есть месяцы года, их так много! Он перечислил их, но я не запомнила, как они называются. Знаю, что прошёл 1-ый месяц года- январь, а сейчас какой месяц?
Воспитатель:- Кто напомнит синичке какой месяц сейчас у нас на дворе?
Ребё нок:-Начался второй месяц года – февраль.
Синичка:- А как вы узнаёте, когда месяц начинается и когда заканчивается и как он называется?
Воспитатель (обращается к детям) : - Расскажем синичке.
Ребё нок:- По календарю. В году очень много дней. Дни разделили на месяцы, а месяцы на недели, а каждой неделе – 7 дней.
Воспитатель:- Синичка, для того чтобы ты запомнила дни недели мы расскажем тебе о твоих подружках-птичках. (Подходят к панно «Кормушка». Проводится игра «Мы кормушку смастерили»).
Игра «Мы кормушку смастерили».
Макет кормушки, на кормушке наклеены цифры в неопределенном порядке от 1до 7, изображения птиц разложены рядом с макетом.
Воспитатель:- Мы кормушку смастерили,
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь-сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели
К нам синица прилетела.
(Дети находят картинку с изображением синицы, находит цифру 1 и ставят в кармашек картинку, называют день-понедельник).
А во вторник – посмотри:
Прилетел снегирь-сосед.
(снегирь и цифра 2).
А ворона была в среду,
Мы не ждали её к обеду.
(Ворона и цифра 3).
А в четверг к нам прилетел,
Серый, шустрый воробей.
(Воробей и карточка с цифрой 4).
В пятницу в столовой нашей
Голубь лакомился кашей.
(Голубь и цифра 5).
А в субботу на прогулке
Мы увидели сороку.
(Сорока и цифра 6)
В воскресенье, в воскресенье
Целый день у нас веселье:
Так как всем на удивленье
Прилетели свиристели. (Свиристели и цифра 7).
Воспитатель:- Видишь, сколько твоих подружек прилетело к нам на кормушку.
Синичка:- Мне так хочется узнать о феврале, увидеть какой же он месяц февраль!
Воспитатель:- Дети, а вы хотите узнать побольше о месяце феврале?
Я приглашаю вас в зимний лес. Только сначала поиграем с тобой, Синичка.
(Проводится гимнастика «Птица перед взлетом»-3р.)
И. п. -стоя, руки внизу, ноги на ширине плеч.
Не сгибая ног, дети наклоняются вперед, голову тянут вверх,
Руки за спиной вытягивают вверх, словно крылья,
Медленно возвращаются в и. п.
Воспитатель:- А теперь оденемся потеплее. Наденем шапки, шубки, валенки, варежки (имитируют одевание).
Воспитатель:- Поведет нас в лес волшебное колечко (кидает колечко, оно катится). А вы не зевайте, за мной повторяйте.
Воспитатель и дети:- Ты катись, катись колечко,
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний
Да по зимнему ковру
В гости к февралю.
- Снег глубокий, тяжело шагать.
(Дети идут обычным шагом, идут, тяжело поднимая ноги «по сугробам»).
Воспитатель:- А воздух чистый, свежий. Подышим воздухом (вдох через нос, выдох через рот, 3 р.)
Воспитатель:- Как красиво кругом!
(Проводится игра «Зимний лес»).
Воспитатель читает текст и показывает движения. (автор текста И. Никитин.) -В лесу деревья в инее, с иголочками синими (дети идут мелким
шагом, вытянув руки вниз и согнув ладони под прямым углом, -И небо точно в блёстках (дети поднимают руки вверх смотрят вверх,
-Мороз кусает щёчки (осторожно трут щёки, будто спасаясь от мороза, –Зашумела, разгулялась в поле непогода (круговые движения руками вправо и влево,. –Принакрылась белым снегом гладкая дорога (выполняют движения, будто разметают перед собой дорогу).
Воспитатель:- Посмотрите за деревьями кто-то ходит. Он в синей шубе, в шапке, с белой бородой.
-Ходит грозный Вьюговей
В снежной шапке до бровей.
Даже волк, разбойник волк
Испугался и примолк.
Кто это такой?
Дети перечисляют: Дед Мороз, Мороз Иванович…
Воспитатель: Спросим у него. Здравствуйте, мы хотели бы знать кто вы.
Февраль:-Я- Февраль –2-ой месяц года и последний месяц зимы. Сейчас я хозяйничаю в лесу. (Роль Февраля исполняет взрослый.)
Воспитатель:- Ну, а как сейчас в лесу?
Февраль:- Всё идёт своим чередом. Кому положено спать - спят, кому положено по снежку бегать – бегают. Тем, кто спит, я снегом норки-домики укрываю, чтобы теплее было. Зайчик пробежит по снегу, я его следы снежком закидаю, чтобы лиса не поймала.
Воспитатель:- Февраль, мы бы с тобой поиграли.
Февраль:- Играть-то мне некогда, но гостей я не обижу. Я с вами со снежком поиграю. (Проводится игра «Расскажи о феврале»).
Игра «Расскажи о феврале»
Дети сидят в кругу, ведущий кидает снежок, кто поймает – должен ответить, рассказать, что он знает о феврале (народный календарь).
Ответы:
- Вьюги да метели на февраль полетели.
- Февраль – бокогрей.
- Февраль месяц лютый, спрашивает как обутый.
- В феврале зима с весной встречается впервой.
- Февраль месяц – дотерпи до весны.
- Мороз не велик, да стоять не велит.
- Если зимой холодно, то летом сухо и жарко.
- Много снега – много хлеба.
- Февраль силён метелью, март – капелью
и другие высказывания. Февраль после каждого ответа просит уточнить:
-Почему так говорят?
Февраль:- Вы присаживайтесь, погрейтесь у костра, а я пойду. Я оставляю вам макет года, вспомните другие месяцы, поиграйте в разные игры. Дел у меня много, в лесу сейчас я хозяйничаю, за порядком слежу. (Февраль уходит).
(Воспитатель и дети садятся у «костра»).
-Воспитатель: - Дети отгадайте мою загадку: «Двенадцать братьев друг за другом ходят, а друг друга не обгоняют»
Дети:- Это двенадцать месяцев года.
Рассматривают макет года, стрелка на макете показывает на картинку с изображением февраля, находят февраль месяц, рассказывают про все зимние месяцы, называют их: декабрь-1месяц зимы, январь-2 месяц,февраль-3 месяц зимы, отмечают характерные приметы: декабрь-ёлка, январь-много снега, дети-катаются на коньках, на лыжах, февраль-вьюга (по картинкам на макете года).
После беседы о зимних месяцах проводится игра «Мороз-красный нос».
Мороз-Красный нос
На противоположных сторонах площадки обозначают два угла. Это будут два дома, в одном из них располагаются играющие. Их задача – быстро перебежать в другой дом, т. е. в противоположный угол.
Посередине площадки встает водящий – Мороз – Красный нос. Он говорит:
Я Мороз – Красный нос.
Кто из вас сейчас решится
В путь – дороженьку пуститься?
Все игроки отвечают:
Не боимся мы угроз
И не страшен нам мороз.
После этого дети перебегают через площадку в другой дом. Водящий – Мороз догоняет их и старается заморозить (коснуться рукой). «Замороженные» игроки останавливаются на том месте, где их настигнет Мороз, и стоят до окончания перебежки.
Воспитатель и дети возвращаются к «костру».
Синичка называет зимние месяцы.
Воспитатель:-Февраль-3-ий,последний месяц зимы, а закончится зима, какое время года наступит?
Дети:-Весна, придёт месяц март.
Воспитатель: -Помечтаем: пусть наступит весна (звучит музыка–пьеса «Времена года» П. И. Чайковского, проводится игра «Волшебное зеркало»).
Игра «Волшебное зеркало»
Дети берут «волшебные зеркала» (круг или квадрат с прозрачной плёнкой, гуляют по «лесу» и рассматривают природные объекты (ветка дерева без листочков, желуди, сугроб, шишка и другие объекты) и представляют, фантазируют, что будет с объектами, если наступит весна. Ответы детей :-тает снег, появились листочки, расцвёл подснежник, из жёлудя начинает расти дубок и т. п.).
Называют месяцы :- март-1-ый месяц, апрель-2-ой месяц, май-3-ий месяц весны.
Около «костра» :
Воспитатель:
-Солнце печёт,
Липа цветёт,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
Дети:
-Летом.
Воспитатель:
-Позовём лето в гости!
(Вокруг «костра» водят хоровод: «Гори, гори ясно!»).
-Гори, гори ярче-
Лето будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Идут по кругу, держась за руки).
-Гори, гори с треском!
Пусть по перелескам,
Где сугробы лягут
Будет больше ягод!
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Двигаются к центру круга.)
-Пусть несут в колоду
Пчёлы больше мёду!
Пусть в полях пшеница
Густо колосится!
(Бегут по кругу, плавно взмахивая руками.)
-Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
(Хлопают в ладоши).
Рассматривают макет года: вместе с Синичкой называют летние месяцы : июнь-1-ый месяц, июль-2-ой месяц, август-3-ий месяц лета, отмечают характерные приметы по картинкам на макете года.
Воспитатель: -Пройдёт лето, наступит?
Дети:- Осень.
Воспитатель: -Вспомним, какая она осень. ( Проводит игру: «Осень-какая?»).
Игра: «Осень-какая?»
Воспитатель задаё т вопрос:- Осень какая?-Передаёт первому ребёнку вырезанный из картона жёлтый лист, ребёнок отвечает на вопрос, передаёт лист другому и т. д. Игра проводится в кругу.
-Ответы детей :
-Дождливая, золотая, красивая, холодная, урожайная, грустная и др.
Дети вместе с Синичкой называют осенние месяцы.
Проводится игра на закрепление знаний о месяцах : «Назови месяц».
Ставятся 4 стойки с символами года (на круге изображение снежинки-это зима, изображение ландыша– весна, изображение ягоды-малины– лето, изображение жёлтого листа- осень, раскладываются карточки с символами года (снежинка, ландыш, ягода-малина, жёлтый лист) на каждое время года-3 карточки, на них цифры-1,2,3- это месяцы времён года. Играет веселая музыка, дети с карточками в руках бегают по залу, музыка заканчивается, дети выстраиваются по порядку: зимние месяцы-1,2,3; весенние-1.2.3;летние-1,2,3;осенние-1,2,3. Дети называют месяцы по порядку, воспитатель помогает детям.
Воспитатель обращается к детям:
-Сегодня мы рассказали Синичке много нового, побывали в сказочном лесу, вам понравилось?
Дети делятся впечатлениями.
Появляется Февраль.
Февраль: (ударяет посохом)
-Ветры, вьюги, ураганы
Дуйте, что есть мочи.
Вихри, вьюги и бураны,
Разыграйтесь к ночи!
В облаках трубите громко,
Вейтесь над землёю.
Пусть бежит в полях позёмка
Белою змеёю!
Воспитатель: Нам пора домой, скоро здесь начнётся вьюга! До свидания, Февраль!
Дети прощаются с Февралём.
Идут «по глубокому снегу», «по сугробам» - имитируют ходьбу.
Воспитатель (кидает колечко) :
-Ты катись, катись колечко
На весеннее крылечко,
В летние сени,
В теремок осенний.
Да по зимнему ковру
Прямо ко двору.
Дети «приходят» в детский сад, «раздеваются» (имитируют раздевание).
Воспитатель: Как нам было интересно в зимнем лесу у Февраля. Спрашивает у Синички: - Что ты узнала о месяце феврале?
-Запомнила ты месяцы года?
Дети помогают Синичке с ответами, Синичка прощается, «улетает».